2015 год, март, интегрированный урок ИЗО и музыки в 4 классе, программа Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд», Тема : « Народные промыслы. Их истоки и современное развитие» Бухтиярова Ольга Геннадьевна. МБОУ «Лицей №55»г. Пен

2015 год, март, интегрированный урок  ИЗО и музыки

в 4 классе, программа Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд», Тема : « Народные промыслы. Их истоки и современное развитие»

Бухтиярова Ольга Геннадьевна. МБОУ «Лицей №55»г. Пензы

Цель урока:

Познакомить детей с народным промыслом – Хохломской росписью

Задачи урока:

1.             Углублять представления о русском народном промыслах, раскрывая образ Родины.

2.             Воспитывать чувство радости от передачи красоты в рисунке.

3.             Развивать творческое мышление и фантазию.

4.             Формировать умения создавать прекрасное в разных видах художественной деятельности.

Оборудование:

Для учителя: проектор, синтезатор или фортепиано, образцы росписи, посуда с хохломской росписью, компьютер

Для учеников:лист бумаги, загрунтованный одним из цветов: черным, красным, желтым, оранжевым или листы цветной бумаги;  ножницы, простой карандаш, гуашь, 2 кисточки (толстая и тонкая), баночка для воды.

Ход урока

Эпиграф урока (на экране):«Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота» (В. А. Сухомлинский)

I.Организационный момент:

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Постановка учебной задачи

Учитель: Чтение эпиграфа. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых красивейших народных промыслов и постараемся расписать изделие по основным законам этого народного промысла.

II. Вступление

(Звучит народная музыка)

Учитель:

 Жил-был в стародавние времена дед. Редко были у старика пшеничные пироги, сладкие пряники, соты медовые. Но гостей – видимо-невидимо. На богатых дворах тишина, одни собаки лают, а у старика – веселая застолица. Знали все: есть у него красота ненаглядная – деревянная миска-уточка с двенадцатью черпаками. Покрыта миска позолотой, расписана лесной травкой и спелыми ягодами. Глаз отвести невозможно!!! (Слайд 1)

Дивились гости: откуда у старика такая красота? Хозяин угощал гостей и говорил: Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит. Стенки золотые, а на ободке – в середине листья рябиновые да ягоды.

- А почему – спрашивают – золото твое в воде не тонет и в огне не горит?

Положил дед черпаки в миску и налил воды – черпаки и всплыли – ведь они деревянные.

А насчет огня – говаривал дед – испытайте сами. Калят изделия в жарких печах. Как же им сгореть? Одно слово – Хохлома огненная! 

 III. Историческая справка

Свое название получила роспись от крупного селения Хохлома, где в далекие годы на ярмарках продавались изделия окрестных деревень. Это один из видов расписной деревянной посуды, изготовляемой в г. Семенове и деревнях Ковернинского района Нижегородской области.  Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом.

  - А откуда мастера берут идеи для своих работ?    (из природы) (Слайды 3, 4)

 - Что можно расписать хохломскими узорами? ( ответы детей)

Да, ребята, посуда с хохломской росписью используется и по сей день, но не только…

В современном мире появилось много предметов, которых не было в старину, и современные умельцы расписывают эти предметы хохломской росписью. ( кухонные принадлежности, одежду, современную технику (Слайды 5…)

- Какие чувства вызывают эти предметы? (Ответы учащихся)

 - Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

- Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева. А эффект золота достигался без использования дорогостоящих материалов, благодаря технике, обеспечивающей получение золотого цвета в росписи без использования драгоценного металла.

IV. Анализ произведений народного промысла

- Давайте внимательно рассмотрим изделия Хохломских мастеров.

- Какие основные цвета в росписи? (красный, черный, зеленый, желтый, золотистый)

- Почему именно эти цвета? (Цвета природы)

Основное украшение изделия: «золото» и «травка». Почему?

Золото – олицетворяет счастливую богатую жизнь, красоту и чистоту. Когда выдавался хлебный год, говорили: мужики наши золото лопатами гребут (зерно).

Травка, ягоды, побеги  - символ молодости, всего нового, силы.

Вспомним главные элементы росписи. Главные элементы хохломской росписи - “осочки”, “травинки”, “капельки”, “усики”, “завитки”, “кустики”. Могут дополнить травную роспись “ягодки”. Используются “цветы”, “листья”. (Слайды )

V. Педагогический рисунок

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка.

1.    Сначала изображаю стебель с крупными завитками, для этого беру краску без воды, чтобы узор получился ярким, сочным.

2.    Пишем самые крупные травинки. Они наносятся лёгкими движениями без нажима;

3.    Пишем ягодки;

4.    Тонкой кистью прорабатываем отдельные элементы.

- Травный узор закончен

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Вы приготовили загрунтованные листы бумаги. Придайте вашему листу форму того предмета, который вы будете расписывать. Рисунок выполняйте крупно.

VII. Выставка работ учащихся

VIII.Исполнение песни «Хохломская роспись».

IX. Итог урока

С каким видом народных промыслов познакомились?

 

ВложениеРазмер
hohloma_2_-_kopiya.pptx1.47 МБ

Комментарии

Информация о пользователе.
29.05.2015 : 00.13

интегрированный урок ИЗО и музыки

Информация о пользователе.
02.06.2015 : 10.48

Хорошо...но прошу не забывать естественнонаучный профиль Лиги...