Элективный курс "Основы радиоэлектроники"

Элективный курс

«Основы радиоэлектроники».

 

 

Пояснительная записка

 
Целью данного курса является формулирование у учащихся знаний, умений и навыков по изготовлению простейших радиоэлектронных устройств, а также ознакомление с его содержанием и расширением мировоззренческого представления учащихся.
 
Задачи курса:
1.Раскрыть перед учащимися истоки и роль электрических явлений, основ электро и радиотехники в жизни общества.
2.Привить интерес к радиолюбительству.
3.Воспитать общую эстетическую культуру, художественный вкус.
4.Развить творческие способности.
5.Создание условий для приобретения учащимися личного опыта выбора содержания образования.
Содержание теоретического обучения предусматривает ознакомление учащихся с методами и приемами по конструированию монтажных и печатных плат; самостоятельному конструированию простейших устройств; приемам качественной пайки деталей и устройств; технологией выполнения различных приборов, игрушек и других радиоэлектронных изделий.
В процессе теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажа, направленного на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономное расходование материалов, эффективное использование учебного времени. В процессе практического обучения учащиеся осваивают виды и приемы пайки, приемы конструирования радиоэлектронных устройств, назначение различных деталей и блоков, принципы работы простейших радиоэлектронных устройств.
 

Перечень знаний и умений.



Знания.

Умения и навыки

Основные понятия раздела «Электричество».

Определять по маркировкам деталей их номиналы.

Определение и составные части электрических цепей.

Проверять исправность элементов цепи.

Понятие «Электрическая схема» и условные графические обозначения элементов цепи.

Научатся собирать простейшие электрические схемы.

Устройство и принцип действия основных элементов цепи.

Смогут проектировать принципиальные схемы на различные виды монтажных плат.

Принципы действия базовых радиоэлектронных устройств.

Выполнять монтажные платы.

Техникой безопасности при радиотехнических работах.

Находить неисправности в цепи.

 

Основным приемам работы с паяльником.

 

 

Тематический план.

 

 




      • п/п

        Наименование темы.

        Кол-во

        часов.

        1

        Вводное занятие.

        1

        2

        Основные понятия темы «Электричество»

        2

        3

        Электрическая цепь, электрический ток, напряжение, сопротивление проводников.

        2

        4

        Виды соединения проводников.

        2

        5

        Теория полупроводников.

        2

        6

        Диоды и опыты с ними

        2

        7

        Транзисторы и опыты с ними.

        3

        8

        Усилители постоянного и переменного тока.

        3

        9

        Мультивибраторы и опыты с ними.

        4

        10-16

        Выполнение творческих проектов.

        12

        17

        Защита творческих проектов.

        1

        Итого:

        34




      • п/п

        Наименование темы.

        Кол-во

        часов.

        1

        Вводное занятие.

        1

        2

        Основные понятия темы «Электричество»

        2

        3

        Электрическая цепь, электрический ток, напряжение, сопротивление проводников.

        2

        4

        Виды соединения проводников.

        2

        5

        Теория полупроводников.

        2

        6

        Диоды и опыты с ними

        2

        7

        Транзисторы и опыты с ними.

        3

        8

        Усилители постоянного и переменного тока.

        3

        9

        Мультивибраторы и опыты с ними.

        4

        10-16

        Выполнение творческих проектов.

        12

        17

        Защита творческих проектов.

        1

        Итого:

        34




      • п/п

        Наименование темы.

        Кол-во

        часов.

        1

        Вводное занятие.

        1

        2

        Основные понятия темы «Электричество»

        2

        3

        Электрическая цепь, электрический ток, напряжение, сопротивление проводников.

        2

        4

        Виды соединения проводников.

        2

        5

        Теория полупроводников.

        2

        6

        Диоды и опыты с ними

        2

        7

        Транзисторы и опыты с ними.

        3

        8

        Усилители постоянного и переменного тока.

        3

        9

        Мультивибраторы и опыты с ними.

        4

        10-16

        Выполнение творческих проектов.

        12

        17

        Защита творческих проектов.

        1

        Итого:

        34




      • п/п

        Наименование темы.

        Кол-во

        часов.

        1

        Вводное занятие.

        1

        2

        Основные понятия темы «Электричество»

        2

        3

        Электрическая цепь, электрический ток, напряжение, сопротивление проводников.

        2

        4

        Виды соединения проводников.

        2

        5

        Теория полупроводников.

        2

        6

        Диоды и опыты с ними

        2

        7

        Транзисторы и опыты с ними.

        3

        8

        Усилители постоянного и переменного тока.

        3

        9

        Мультивибраторы и опыты с ними.

        4

        10-16

        Выполнение творческих проектов.

        12

        17

        Защита творческих проектов.

        1

        Итого:

        34

  •  

     

     

    Программа.

     

    1.Вводное занятие.

    Беседы на темы: «Человек – изобретатель», «Умные машины – наши помощники». Демонстрация самодельных электронных приборов и устройств.

     

    2. Основные понятия темы «Электричество»

    Теоретические сведения. Электричество в жизни человека. Требования безопасности при работе с электрическими приборами. Опыты по электризации тел. Положительно и отрицательно заряженные тела. Взаимодействие заряженных тел.

    Практическая работа. Демонстрация электрических приборов. Опыты по электризации трением тел, сделанных из пластмассы и стекла. Взаимодействие одноименно и разно именно заряженных тел. Демонстрация опытов с электрофорной машиной. Наблюдение разрядов.

     

    3. Электрическая цепь, электрический ток, напряжение, сопротивление проводников.

    Теоретические сведения. Понятие о строении вещества. Электрон – мельчайшая заряженная частица вещества. Электрический ток как движение электронов. Батарея гальванических элементов – источник электрической энергии, лампочка – потребитель энергии. Проводники (металлы) и непроводники (стекло, резина, пластмасса и т. д.) электрического тока. Единицы силы тока, напряжения, сопротивления. Условные графические обозначения элементов электрической цепи.

    Практическая работа. Ознакомление с батареей 3336Л, элементом316 (332, 336 и т. д.), лампочкой МН 3,5 В0,15А. Сборка электрических цепей: батарея – лампочка; элемент – лампочка. Ознакомление с выключателем. Сборка цепи: батарея – выключатель – лампочка. Ознакомление с переменным резистором (реостатом). Сборка цепи: батарея – выключатель – переменный резистор – лампочка. Наблюдение за яркостью лампочки в зависимости от положения ручки переменного резистора. Выполнение условных графических обозначений деталей.

     

     

     

     

    4. Виды соединения проводников.

    Теоретические сведения. Последовательное и параллельное соединения электрических приборов. Особенности этих соединений. Смешанные соединения. Понятие о коротком замыкании и его опасность. Требования безопасности при сборке электрических цепей.

    Практическая работа. Последовательное соединение двух лампочек в электрическую цепь с батареей и выключателем. Параллельное двух лампочек. Сборка цепей различных вариантов смешанного соединения из двух лампочек и переменного резистора. Наблюдение шунтирующего действия резистора с малым сопротивлением, подключенного параллельно к одной из последовательно соединенных лампочек.

     

    5. Теория полупроводников.

    Теоретические сведения. Проводники и полупроводники. Электроны – носители отрицательных зарядов, дырки – носители положительных зарядов. Pn переход. Устройство и принцип работы pn перехода.

     

    6. Диоды и опыты с ними.

    Теоретические сведения. Диод – односторонний проводник электрического тока. Условное графическое обозначение диода.

    Практическая работа. Ознакомление с диодом. Проведение опытов, подтверждающих одностороннюю проводимость диода. Сборка электрических цепей с использованием двух лампочек, двух диодов, выключателей и батареи. Определение полярности батареи при помощи диода и лампочки. Выполнение условных графических обозначений электрических цепей.

     

    7. Транзисторы и опыты с ними.

    Теоретические сведения. Устройство и работа транзистора. База, эмиттер, коллектор – выводы транзистора. Схематическое устройство транзистора pnp структуры, его условное графическое изображение.

    Практическая работа Ознакомление с транзистором. Проверка односторонней проводимости переходов база – эмиттер, база – коллектор при помощи лампочки и батареи с выключателем. Опыты, иллюстрирующие работу транзистора в режиме переключения. Сборка сигнализатора разрыва контактов. Вычерчивание электрических схем опытов.


     

    8. Усилители постоянного и переменного тока.

    Теоретические сведения. УПТ. Структура УПТ. Принципиальная схема УПТ. Принцип работы УПТ. Усилитель переменного тока. Структура, принципиальная схема, принцип работы. Микрофон и телефон. Устройство, условные графические обозначения, принцип действия и внешний вид конденсаторов. Устройство и принцип действия двойного переключателя. Простейшее переговорное устройство из двух параллельно соединенных телефонных капсюлей. Варианты усилителей звука на одном транзисторе. Варианты усилителей звука на двух транзисторах Переговорное устройство на одном транзисторе.

    Практическая работа. Ознакомление с различными типами конденсаторов. Сборка электрических цепей с использованием лампочек, переключателей, двойных переключателей. Сборка и испытание простейшего переговорного устройства. Сборка и испытание различных конструкций усилителя звуковой частоты на одном транзисторе. Сборка и испытание переговорных устройств с одним активным абонентом и двумя активными абонентами. Организация игр с использованием переговорных устройств. Закрепление навыков по вычерчиванию условных графических обозначений изученных элементов.


     

    9. Мультивибраторы и опыты с ними.

    Теоретические сведения. Мультивибратор – генератор колебаний. Принцип работы мультивибратора. Понятие об азбуке Морзе.

    Мультивибратор как генератор сигналов азбуки Морзе. Оксидный конденсатор и особенности его включения в электрическую цепь. Электронные «мигалки» на базе мультивибратора.

    Практическая работа. Сборка мультивибратора на двух транзисторах с телефонным капсюлем в качестве нагрузки второго или первого транзистора. Формирование букв азбуки Морзе звуком капсюля, подключенного к мультивибратору, и Сборка и испытание телеграфного устройства из двух мультивибраторов, телефонные капсюли которых соединены двухпроводной линией. Сборка мультивибратора с усилителем, нагрузкой которого служат телефонный капсюль или лампочка.


     

    10-16. Выполнение творческих проектов.

    Изготовление простейших радиоэлектронных устройств на основе полученных знаний.
     

    Перечень устройств:

     

    1. Переговорное устройство на одном транзисторе.
    2. Переговорное устройство на основе двухкаскадного усилителя тока.
    3. Охранная сигнализация на основе усилителей тока.
    4. Охранная сигнализация на основе мультивибратора.
    5. Переключатель-мигалка (маяк).
    6. Переключатель-мигалка («кошачьи глаза»).
    7. Переключатель-мигалка (елочная гирлянда).
    8. Другие.
     
    17. Защита творческих проектов.
     
     
     
     
     
     

    Литература.

     
    1. П.П. Головин «Учимся радиоэлектронике»., Ульяновск РИЦ «Реклама». 1999 г.
     
    1. В.Г. Борисов «Юный радиолюбитель». М.: Радио и связь, 1985 г.
     
    1. П.П. Головин «Школьный физико-технический кружок». М.: Просвещение, 1991 г.
     
    1. Б.С. Иванов «Самоделки юного радиолюбителя». М.: Из-во ДОСААФ СССР, 1988 г.