Урок-игра "Атомная промышленность" Павлова Н.А., Пенза

Неделя высоких технологий и технопредпринимательства

В рамках конкурсной программы Школьной Лиги РОСНАНО

 

Урок географии по теме «Атомная промышленность России»

                                                                                                          9 класс                    

 

Автор-разработчик: Павлова Н.А., учитель географии

МБОУ классической гимназии №1 им. В.Г. Белинского

 

Цели:

Образовательные:

- знакомство с особенностями атомной промышленности России;

- расширение базы знаний за счет включения в нее новых понятий.

Обучающие:

-способствовать формированию умения находить причинно-следственные связи;

- формировать умения самостоятельно добывать знания;

- формировать картографические умения и умение работать с текстовой информацией;

- создать условия для развития умений анализировать и сравнивать.

Воспитательные:

- воспитывать стремление к адекватной самооценке;

- учить работать в команде.

Формы работы:фронтальная, групповая.

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения урока: игра «Детективное агентство»

Оборудование: кейсы с заданиями, атласы, контурные карты, компьютер, экран, презентация.

Организация урока: класс делится на группы, учитель готовитнеобходимого оборудования, разрабатывает презентацию.

 

Ход урока:

 

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приложение

1.

Постановка познавательных задач

- Ребята, любите ли вы такой литературный жанр - детективы?

- Что в них вас привлекает? 

- Кто главное действующее лицо?

- Чем заняты детективы?

Предлагаю вам сегодня стать членами детективного агентства и попытаться распутать одно загадочное дело.

Но прежде, придумайте название своему детективному агентству, выберите руководителя своего агентства.

Знакомит учащихся с содержанием письма:

«Здравствуйте, уважаемые детективы. Обращаюсь к вам по совету самого известного сыщика Шерлока Хомса и его помощника доктора Ватсона. В нашем доме появились очень загадочные жильцы. Они ведут себя тихо и спокойно, не доставляют никому неудобств. Однако, мне кажется, они что-то скрывают. На днях я была у них в гостях. И пока мои соседи готовили чай, я обратила внимание на бумаги на рабочем столе. Чего там только не было:  фотографии каких-то незнакомых людей, кораблей и отдельных мест в России. Но самое главное – на столе я обнаружила какую-то непонятную схему на иностранном языке.   Все увиденное меня очень напугало! Чем занимаются мои соседи: готовят теракт, покушение или хотят совершить захват морского судна? Прошу вас, помогите!

С уважением, Раиса Михайловна.

 P.S. Я сделала фотографии всех документов. Присылаю их вам».

В каждом конверте - фотографии, попытайтесь с их помощью ответить на вопросы послания.

Внимательно слушают учителя, устно фронтально отвечают на вопросы, придумывают название детективному агентству, выбирают руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

Изучают содержание письма, знакомятся с уликами, приступают к выполнению задания.

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Изучение нового материала.

2.1. Подведение итогов расследования.

Как вы думаете, о чем идет речь в письме? Чем же занимаются соседи Раисы Михайловны?

 

Как же обстоит дело с развитием атомной промышленности в России?

Руководители агентства  докладывают результаты своей работы.

 

Устно фронтально отвечают на вопросы.

Слайд 5,6,7

 

 

 

Слайд 8

2.2. Особенности атомной промышленности России.

Ставит перед учащимися следующую задачу, при необходимости комментирует задания.

Внимательно познакомьтесь с материалами о развитии атомной промышленности России, попытайтесь письменно в тетради выделить ее особенности и составить схему «Структура атомной промышленности России».

(Приложение №2)

 

 

 

 

Каковы особенности атомной промышленности России?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В чем преимущества и недостатки ядерной энергетики?

Анализируют материалы и составляют схему «Структура атомной промышленности России»

Структура атомной промышленности России:

1.      Предприятия ядерно-топливного цикла,

2.      Атомная энергетика,

3.      Ядерно-оружейный комплекс,

4.      Научно-исследовате-льские институты,

5.      Ледокольный флот.

 

Особенности:

1.Атомная отрасль- отрасль промышленности, занимающаяся добычей, переработкой и обогащением радиоактивного сырья.

2.Российская атомная отрасль сегодня является одной из передовых в мире по уровню научно-технических разработок в области проектирования реакторов, ядерного топлива, опыту эксплуатации атомных станций, квалификации персонала АЭС.

3.Россия, располагающая 10 действующими АЭС, на которых эксплуатируется 32 энергоблока , занимает четвертое место в мире по установленной мощности АЭС.

4.На сегодняшний день в нашей стране эксплуатируется 10 атомных электростанций, которые вырабатывают около 16% всего производимого электричества. 

Устно фронтально отвечают на вопросы, опираясь на ранее полученные знания

 

 

 

 

Слайд 9, 10,11,12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13,14, 15

2.3. География атомной промышленности России.

Каковы особенности размещения предприятий атомной промышленности по территории России? Проанализируйте текст (Приложение №2) и нанесите на карту:

- предприятия уранодобывающей промышленности,

 

 

 

 

- города, где расположены обогатительные комбинаты,

 

- действующие АЭС

 

 

 

 

 

Каковы особенности размещения АЭС по территории России? С чем это связано?

Групповая работа с текстом «Росатом», картами атласа и контурной картой.

 

 

«Приаргунское производственное горно-химическое объединение», месторождения «Хиагда» в Бурятии и «Далур» в Курганской области.

Ангарск, Зеленогорск, Новоуральск, Северск.

 

Балаковская, Белоярская, Билибинская, Калининская, Кольская, Курская, Ленинградская, Нововоронежская, Ростовская, Смоленская.

Устно фронтально отвечают на вопросы, анализируя карты атласа.

 

2.4. Зарубежное сотрудничество Росатома.

Анализируя текст (Приложение №2), обозначьте на карте зарубежные страны, с которыми сотрудничает Росатом.

Групповая работа с текстом «Росатом» и заполнение контурной карты

 

 

 

2.5. Проблемы атомной промышленности России.

Анализируя текст (Приложение №2), выпишите в тетрадь проблемы атомной промышленности России.

Групповая работа с текстом «Росатом».

Проблемы:

1.Проблема безаварийного использования объектов атомной промышленности.

2.Захоронение радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива.

 

3.

Закрепление. (В ходе изучения нового материала)

 

 

 

4.

Выводы.

Закончите предложение:

Сегодня на уроке я узнал(а)..

Пытаются самостоятельно сделать выводы по итогам урока.

 

5.

Домашнее задание.

Обратить внимание на записи в тетради и картографический материал.

Записывают домашнее задание.

 

 

ВложениеРазмер
prilozhenie_1._uliki.doc290 КБ
prilozhenie_2._rosatom.doc150.5 КБ
prilozhenie_3._konturnaya_karta_rossii.doc1.27 МБ
prilozhenie_4._konturnaya_karta_mira.doc135.5 КБ
prilozhenie_5._pismo.doc32 КБ