Урок-игра "Атомная промышленность" Павлова Н.А., Пенза
Неделя высоких технологий и технопредпринимательства
В рамках конкурсной программы Школьной Лиги РОСНАНО
Урок географии по теме «Атомная промышленность России»
9 класс
Автор-разработчик: Павлова Н.А., учитель географии
МБОУ классической гимназии №1 им. В.Г. Белинского
Цели:
Образовательные:
- знакомство с особенностями атомной промышленности России;
- расширение базы знаний за счет включения в нее новых понятий.
Обучающие:
-способствовать формированию умения находить причинно-следственные связи;
- формировать умения самостоятельно добывать знания;
- формировать картографические умения и умение работать с текстовой информацией;
- создать условия для развития умений анализировать и сравнивать.
Воспитательные:
- воспитывать стремление к адекватной самооценке;
- учить работать в команде.
Формы работы:фронтальная, групповая.
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения урока: игра «Детективное агентство»
Оборудование: кейсы с заданиями, атласы, контурные карты, компьютер, экран, презентация.
Организация урока: класс делится на группы, учитель готовитнеобходимого оборудования, разрабатывает презентацию.
Ход урока:
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приложение |
1. |
Постановка познавательных задач |
- Ребята, любите ли вы такой литературный жанр - детективы? - Что в них вас привлекает? - Кто главное действующее лицо? - Чем заняты детективы? Предлагаю вам сегодня стать членами детективного агентства и попытаться распутать одно загадочное дело. Но прежде, придумайте название своему детективному агентству, выберите руководителя своего агентства. Знакомит учащихся с содержанием письма: «Здравствуйте, уважаемые детективы. Обращаюсь к вам по совету самого известного сыщика Шерлока Хомса и его помощника доктора Ватсона. В нашем доме появились очень загадочные жильцы. Они ведут себя тихо и спокойно, не доставляют никому неудобств. Однако, мне кажется, они что-то скрывают. На днях я была у них в гостях. И пока мои соседи готовили чай, я обратила внимание на бумаги на рабочем столе. Чего там только не было: фотографии каких-то незнакомых людей, кораблей и отдельных мест в России. Но самое главное – на столе я обнаружила какую-то непонятную схему на иностранном языке. Все увиденное меня очень напугало! Чем занимаются мои соседи: готовят теракт, покушение или хотят совершить захват морского судна? Прошу вас, помогите! С уважением, Раиса Михайловна. P.S. Я сделала фотографии всех документов. Присылаю их вам». В каждом конверте - фотографии, попытайтесь с их помощью ответить на вопросы послания. |
Внимательно слушают учителя, устно фронтально отвечают на вопросы, придумывают название детективному агентству, выбирают руководителя.
Изучают содержание письма, знакомятся с уликами, приступают к выполнению задания. |
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
|
2. |
Изучение нового материала. 2.1. Подведение итогов расследования. |
Как вы думаете, о чем идет речь в письме? Чем же занимаются соседи Раисы Михайловны?
Как же обстоит дело с развитием атомной промышленности в России? |
Руководители агентства докладывают результаты своей работы.
Устно фронтально отвечают на вопросы. |
Слайд 5,6,7
Слайд 8 |
2.2. Особенности атомной промышленности России. |
Ставит перед учащимися следующую задачу, при необходимости комментирует задания. Внимательно познакомьтесь с материалами о развитии атомной промышленности России, попытайтесь письменно в тетради выделить ее особенности и составить схему «Структура атомной промышленности России». (Приложение №2)
Каковы особенности атомной промышленности России?
В чем преимущества и недостатки ядерной энергетики? |
Анализируют материалы и составляют схему «Структура атомной промышленности России» Структура атомной промышленности России: 1. Предприятия ядерно-топливного цикла, 2. Атомная энергетика, 3. Ядерно-оружейный комплекс, 4. Научно-исследовате-льские институты, 5. Ледокольный флот.
Особенности: 1.Атомная отрасль- отрасль промышленности, занимающаяся добычей, переработкой и обогащением радиоактивного сырья. 2.Российская атомная отрасль сегодня является одной из передовых в мире по уровню научно-технических разработок в области проектирования реакторов, ядерного топлива, опыту эксплуатации атомных станций, квалификации персонала АЭС. 3.Россия, располагающая 10 действующими АЭС, на которых эксплуатируется 32 энергоблока , занимает четвертое место в мире по установленной мощности АЭС. 4.На сегодняшний день в нашей стране эксплуатируется 10 атомных электростанций, которые вырабатывают около 16% всего производимого электричества. Устно фронтально отвечают на вопросы, опираясь на ранее полученные знания |
Слайд 9, 10,11,12
Слайд 13,14, 15 |
|
2.3. География атомной промышленности России. |
Каковы особенности размещения предприятий атомной промышленности по территории России? Проанализируйте текст (Приложение №2) и нанесите на карту: - предприятия уранодобывающей промышленности,
- города, где расположены обогатительные комбинаты,
- действующие АЭС
Каковы особенности размещения АЭС по территории России? С чем это связано? |
Групповая работа с текстом «Росатом», картами атласа и контурной картой.
«Приаргунское производственное горно-химическое объединение», месторождения «Хиагда» в Бурятии и «Далур» в Курганской области. Ангарск, Зеленогорск, Новоуральск, Северск.
Балаковская, Белоярская, Билибинская, Калининская, Кольская, Курская, Ленинградская, Нововоронежская, Ростовская, Смоленская. Устно фронтально отвечают на вопросы, анализируя карты атласа. |
|
|
2.4. Зарубежное сотрудничество Росатома. |
Анализируя текст (Приложение №2), обозначьте на карте зарубежные страны, с которыми сотрудничает Росатом. |
Групповая работа с текстом «Росатом» и заполнение контурной карты
|
|
|
|
2.5. Проблемы атомной промышленности России. |
Анализируя текст (Приложение №2), выпишите в тетрадь проблемы атомной промышленности России. |
Групповая работа с текстом «Росатом». Проблемы: 1.Проблема безаварийного использования объектов атомной промышленности. 2.Захоронение радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива. |
|
3. |
Закрепление. (В ходе изучения нового материала) |
|
|
|
4. |
Выводы. |
Закончите предложение: Сегодня на уроке я узнал(а).. |
Пытаются самостоятельно сделать выводы по итогам урока. |
|
5. |
Домашнее задание. |
Обратить внимание на записи в тетради и картографический материал. |
Записывают домашнее задание. |
|
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1._uliki.doc | 290 КБ |
prilozhenie_2._rosatom.doc | 150.5 КБ |
prilozhenie_3._konturnaya_karta_rossii.doc | 1.27 МБ |
prilozhenie_4._konturnaya_karta_mira.doc | 135.5 КБ |
prilozhenie_5._pismo.doc | 32 КБ |