"Возрастание компьютеризации окружающей среды как причина ухудшения зрения (на примере гаджетов)" ученика 9«Б» класса МБОУ «Лицей №55» г. Пензы Борисов Денис Научный руководитель: учитель биологии Кадушкина Л.А.

Министерство образования и науки Пензенской области

 

 

 

Возрастание компьютеризации  окружающей среды

как причина ухудшения зрения

 (на примере гаджетов)

 

 

Выполнил: ученик 9«Б» класса

МБОУ «Лицей №55» г. Пензы

Борисов Денис

Научный руководитель:

учитель биологии Кадушкина Л.А.

 

 

 

 

 

 

Пенза, 2016

 

 

 

                                          Содержание

Введение                                                                                                                        Стр.3

 

Глава I.  Миопия. Общая характеристика                                                                  Стр.5

Глава II  Гаджет. Общая характеристика                                                                        Стр.7

Глава III Исследование                                                                                                  Стр.8

         3.1.Анализ данных медицинских карточек учащихся 11 «Б»класса                  Стр.8

         3.2 Анализ опроса учащихся  11«Б» класса                                                          Стр.9

Глава IV Профилактика миопии                                                                     Стр.11

        4.1. Продолжительность безопасного использования гаджетов                         Стр.11

       4.2. Правила использования электронной книги                                                  Стр.12

       4.3 Физкультура как один из методов профилактики миопии                             Стр.13

       4.4. Зрительный комфорт как метод профилактики миопии                               Стр. 13

       4.5. Основные рекомендации по сохранению зрения у детей                                  Стр.14

 

Заключение                                                                                                                 Стр.15

Список используемых источников                                                             Стр.16

 

 

Введение

         Актуальность: По данным Всемирной организации здравоохранения, 800 миллионов людей на нашей планете страдают близорукостью. Людей, носящих очки, с каждым годом становится всё больше, причём, что самое обидное, пополняют их ряды, как правило, дети. Что, в общем- то, не удивительно, ведь если глаз взрослого человека, более - менее стабилен и выдерживает нагрузки, предъявляемые, как изобилием технических устройств, так и ритмом современной жизни, то растущий глаз ребёнка лабилен и страдает от них.

       Частота этой патологии за последнее десятилетие выросла 2,7 раза и составляет, по данным  различных авторов от 27,4% до 41,1%(И.Р. Кованов, 2009; А.П. Чуваков, 2001). Увеличение частоты миопии является следствием агрессии окружающей среды, возрастанием компьютеризации, снижающегося качества общественного и индивидуального здоровья  в период экономической нестабильности общества, гормональной перестройки детей и подростков. Миопия, наблюдающаяся  у 14% школьников младших классов и у 32%  старшеклассников, при отсутствии лечения приводит к прогрессированию заболевания и необратимым изменениям зрительного анализатора, значительной потере зрения, снижению умственной и физической работоспособности, развитию чувства неполноценности.

Практическая значимость работы: сделана попытка проанализировать данные медицинского осмотра и выявить причины миопии у учащихся МБОУ «Лицей № 55» г. Пензы и с помощью данной работы  повлиять на точку зрения учащихся о необходимости систематически использовать гаджеты.

Объектом исследования: здоровье учащихся МБОУ «Лицей №55» г. Пензы.

Предмет исследования:характеристика состояния и динамика заболевания органов зрения на примере  учащихся МБОУ «Лицей №55» г. Пензы,  пользующихся гаджетами.

Цель:выявить частоту использования гаджетов учащимися  с различным состоянием зрения по данным анкетирования.

Задачи:

-изучить клинические проявления миопии;

-проанализировать влияние гаджетов на развитие миопии;

-изучить статистику глазных заболеваний вследствие использования гаджетов в классе  и лицее за четыре года;

-проанализировать динамику  роста количества детей, страдающих миопией;

-организовать информационно-просветительскую работу по профилактике миопии;

Для  решения  поставленных задач использованы следующие методы:

1. Сбор, анализ, систематизация теоретических данных, их сопоставление и обобщение.

2. Анализ результатов медицинских осмотров обучающихся, графическая и табличная интерпретация материала.

З. Интервьюирование.

4.Анкетирование.

Гипотеза:Если учащиеся постоянно пользуются  гаджетами, то, возможно происходит ухудшение зрения.

 

 

Глава I. Миопия. Общая характеристика.

     Проблема близорукости существовала всегда. Первое упоминание о ней находим у Аристотеля. Он отмечал, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово «миопс», означающее «закрывать глаза, мигая», от которого произошел современный термин миопия (близорукость). 

     В 1870 г. врач-гигиенист Ф.Эрисман при обследовании учащихся 15 санкт-петербургских гимназий и школ выявил миопию у 13,6% учеников начальных классов и 30,2% детей старших классов. Он пришел к выводу, что с увеличением школьного стажа число учащихся с близорукостью увеличивается, а степень ее возрастает. 

     Причинами явления Ф.Эрисман считал неправильное устройство школьных столов, недостаток дневного света и искусственного освещения, вынуждающий учеников чрезмерно приближать к глазам книги и тетради, а также большое количество уроков. Вывод справедлив и для настоящего времени.

    В нашей стране среди школьников, по данным исследований, процент близорукости повышается в среднем с 2,1% в первых классах до 16,2% по окончании школы. К 10-му классу распространенность прогрессирующей миопии возрастает в 3 раза. 

     Миопия широко распространена во всех развитых государствах мира. Так, в Японии среди школьников  выявлено от 15 до 70% близоруких, в Китае – от 22,1 до 58–70%. Еще в 1913 г. швейцарский врач-окулист А.Штейгер опубликовал монографию, в которой, в частности, назвал миопию не недостатком, а прогрессивным признаком, который для человека может стать нормой в будущем.

Миопия – аномалия рефракции, при которой лучи сильно преломляются и собираются впереди сетчатки (в нормальном глазу на сетчатке). У миопического глаза силы рефракции не хватает на то, чтобы изображение попало точно на сетчатку — он слишком вытянут. Лучи света при этом фокусируются в точке перед сетчаткой, а затем расходятся, формируя расплывчатое изображение. В отличие от дальнозоркости глаз здесь не может сам увеличить четкость изображения (при попытке фокусировки хрусталиком расплывчатость только увеличивается). Близорукие люди видят четко только тогда, когда подносят предмет ближе к глазам, чтение для них проблем не составляет. При рассматривании удаленных предметов немного помогает слабый прищур, так как более узкое входное отверстие для световых лучей увеличивает четкость изображения. Чтобы человек мог нормально видеть вдаль, ему прописываются очки или контактные линзы. Среди пациентов распространено другое название миопии - близорукость. Это состояние характеризуется плохим зрением вдаль. Причины близорукости (миопии): бывает миопия врожденная и приобретенная. Первая связана с нарушениями развития глазного яблока во внутриутробный период. [1]

Факторы риска развития приобретенной близорукости:

- наследственность (особенно, если у обоих родителей миопия),- малоподвижный образ жизни,

- чрезмерные нагрузки на глаза (например, длительная работа вблизи),

- несоблюдение правил чтения и письма (расстояние, длительность непрерывной нагрузки),

- нарушения со стороны органа зрения (косоглазие, астигматизм).

Наследственность, все же, является ведущим фактором в формировании миопии, остальные факторы лишь провоцируют близорукость при уже имеющейся к ней предрасположенности, в особенности у взрослого человека. Но на формирование зрения у ребенка и подростка воздействуют все перечисленные факторы.

Симптомы миопии: По степени нарушения рефракции выделяют 3 степени миопии: слабая (до -3 дптр), средняя (до -6 дптр), высокая (более -6 дптр). По течению близорукость бывает стационарная и прогрессирующая (если в год миопия увеличивается на 1 дптр и более).

Долгое время течение миопии бессимптомное. Обычно близорукость выявляют во время профосмотров, а пациент даже не подозревает о своей болезни. Проявляется близорукость плохим зрением вдаль. В школе ребенок просит пересадить на переднюю парту, люди не видят номера маршрутных такси, ценники в магазинах, становится некомфортно смотреть телевизор.

Причины миопии: Миопия является генетически обусловленным заболеванием, в результате которого форма глазного яблока вытягивается. Чаще всего развивается в подростковом возрасте.

Если вовремя не принять мер, то близорукость прогрессирует, что может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. И как следствие — к частичной или полной утрате трудоспособности.

Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц.. В результате процесс прогрессирования близорукости нередко приостанавливается или замедляется.

Также близорукость может быть вызвана спазмом аккомодации - ложная близорукость(в молодом возрасте), кератоконусом (изменением формы роговицы), смещением хрусталика при травме (подвывих, вывих), склерозом хрусталика (в пожилом возрасте).

Ложная близорукость связана со спазмом аккомодации - неправильной работой цилиарной мышцы, и проявляется нарушением четкого зрения на расстоянии. Диагноз ставят после рефрактометрии в состоянии циклоплегии (расширяют зрачок). Мидриатики противопоказаны людям с повышенным внутриглазным давлением, т.к. могут спровоцировать острый приступ глаукомы.

Осложнения миопии: При несвоевременном лечении или неправильной коррекции близорукости возможно прогрессирование заболевания и возникновение осложнений, таких как амблиопия (некорректируемое снижение остроты зрения), образование стафилом склеры (выпячивание), дистрофии и кровоизлияния на сетчатке и в стекловидном теле, в тяжелых случаях их отслойка.

В эпоху научно-технической революции ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств. И в первую очередь на зрение. Это не может не иметь последствий, и вот, согласно медицинской статистики, растет во всем мире количество близоруких, в том числе пожилых людей, страдающих высокой близорукостью и катарактой. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами можем - и должны! - бороться за хорошее зрение и его сохранение.

  Работа с компьютером важна  в преподавании практически всех школьных дисциплин, что позволяет реализовать новые педагогические технологии обучения. Применение компьютеров в учебном процессе позволяет увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Работа на компьютере активизирует умственную деятельность, формирует положительную мотивацию большинства учащихся к этим занятиям и способствует повышению уровня функционирования организма.

     Вместе с тем активное использование компьютеров в учебном процессе  и всевозможных гаджетов в нашей жизни вызывает обеспокоенность, как родителей, так и педагогов влиянием на здоровье школьников, и в первую очередь на состояние их зрения. Многие люди разных возрастов вместо того, чтобы читать обычные книги , читают их на телефоне в интернете (особенно данное явление распространилось с появлением сенсорных телефонов) , используют разного рода гаджеты , и вследствие этого темпы ухудшения зрения у подростков   очень сильно увеличиваются.[4]

 

Глава II. Гаджет. Общая характеристика.

  Гаджет (англ. gadget — приспособление) — портативное электронное устройство, обладающее повышенной функциональностью в определенной узкой сфере деятельности, то есть это “инструмент”, использующийся для достижения определенного результата.

Наиболее проработана версия, связывающая слово гаджет с фр. gâche(скоба, хомут) и уменьшительной формой фр. gâchette(скобка, хомутик). Первоначально же gâcheозначало застежку (видимо, в виде шпенька) и происходит от нидерл. gesp, gespe(пряжка, застежка), что характеризует «пристёгиваемость» устройства. [7]

Традиционные  гаджеты - карманный компьютер и коммуникатор. К  гаджетам можно отнести и сотовый телефон с дополнительной  функциональностью, и нетбук, и фотокамеру, и электронную книгу.

В программном обеспечении гаджет (виджет) — небольшое приложение, предоставляющее дополнительную информацию, например, прогноз погоды или курс валют. Типичными примерами гаджетов как мини-приложений являются Google Gadgets (существуют варианты для боковой панели Google Desktop и для персональной страницы iGoogle), мини-приложения для боковой панели операционной системы Windows Vista и аналогичные для Windows 7/8, гаджеты для браузеров, а также гаджеты SideShow (англ.) на совместимых устройствах.

Особенности:

·                          Портативность  Вес типичных гаджетов не превышает 300 граммов, а размеры позволяют им умещаться в карманах одежды.

·                          Функциональность.   Гаджет имеет, как правило, одну ограниченную функцию и не способен работать самостоятельно.

·                          Ограниченные возможности.  Большинство гаджетов не имеют возможности расширения функционала за счёт присоединения дополнительных модулей. Также гаджеты, как правило, не имеют своих источников питания, используя энергию из источника подключения.[7]

Профессор Тереза Коррера из чилийского университета в Сантьяго и ее коллеги пришли к выводу, что добрая половина родителей (40%)учатся пользоваться гаджетами и осваивают новые цифровые технологии  не сами, а с помощью своих детей. Как полагают авторы статьи, собранные ими данные помогут лучше понять, как распространяются "цифровые" навыки в обществе, и позволять ускорить их освоение среди социально уязвимых категорий населения.[8]

Гаджеты и зрение

     В детском возрасте, когда глаз только формируется, использование электронных носителей информации многократно усиливает вероятность развития близорукости, причём она развивается быстрее и может достигать более высоких величин.

    Во – первых, из-за небольших размеров экрана процесс чтения требует сильного напряжения глазных мышц, которое вызывает раздражение глазного нерва, а впоследствии – снижение зрения.

Во-вторых, неблагоприятно влияют перемены освещения и тряска, которая неизбежна при езде (особенно это касается чтения в транспорте).

      Незначительно сгладить эти проблемы способны читальные программы, имитирующие текстуру листа. Подводя итог, можно сказать, что чтение с мобильного телефона в значительной степени вредит зрению, приводит к миопии, дальнозоркости и другим глазным заболеваниям, поэтому  пользоваться этим развлечением можно крайне редко.

Самыми безопасными считаются электронные устройства, в которых изображение приближено к  бумажному - это электронные книги. «Если электронная книга или учебник сделаны в соответствии с ГОСТами, в соответствии с требованиями, которые устанавливаются, то эти изделия нисколько не хуже обычной книги, полиграфии, — утверждает детский офтальмолог  Горбунова Г.В. -Для безопасного чтения достаточно, чтобы шрифт был не менее 4 мм, а экран — не очень ярким.[8].

 

Глава III. Исследование.

 

3.1. Анализ данных медицинских карточек учащихся 11«Б»класса

      В ходе работы Преображенской Юлией был проведен  анализ данных медицинских осмотров учащихся 9 «Б» класса за период их учебы в школе за 1 -9 класс и получены следующие результаты. В 1-4 классах из 20 человек миопию имели 2 человека (10%) ,  с 5 по 6 класс  количество детей с миопией увеличилось до 3 человек (15%), за период обучения с 7 по 9 класс число учащихся с близорукостью увеличилось до 8 человек (40%). Мною были изучены медицинские карты с 2014 года: в 10-11 классе стало 9 человек (45 %).( см. рис3) Из них 2 мальчика -6% ( до 9 класса -1 мальчик) и 7 девочек (35%) (см. рис.4 и 5).

      

Рис.3. Возрастная структура миопии               Рис. 4. Заболеваемость  миопией

                с 2005 по 2015 год                           у мальчиков и девочек (2005-2015г)

 

 

                                 

Рис. 5. Половая структура миопии

Вывод:Доля учащихся с миопией возросла с 10% (1 класс) до 45% (11 класс). В половой структуре преобладают девочки (77,7% - 7 человек), на долю мальчиков приходится 22,3% (2 человека)

 

3.2  Анализ опроса учащихся  11«Б» класса.

3.2.1.В данном исследовании, проводившемся Преображенской Ю. осенью 2013 года, приняли участие 20 респондентов – учащихся 9 «Б» класса. Все сначала ответили на вопрос: Пользуются ли они гаджетами и какими в основном? Результаты опроса можно видеть на рис.6.

 

              

Рис.6.Использование различных видов гаджетов

 

Вывод:Различные гаджеты используют все респонденты:  доля использующих телефон с дополнительными функциями снизилась с 50 до 20%, доля использующих планшет повысилась с 30% до 50%, доля использующих ноутбук не изменилась – 20%.

 

3.2.2.Далее задавался вопрос: Как часто вы используете различные виды гаджеты? Периодичность использования гаджетов можно видеть в таблице 1.

таблица 1.

Периодичность использования гаджетов на примере учащихся 11 «Б»МБОУ «Лицей №55» г. Пензы.

Как часто вы используете

 

3D?

электронные книги?

интернет?

телефон?

ipad?

2013

2015

2013

2015

2013

2015

2013

2015

2013

2015

Часто

5

8

5

9

20

20

20

20

5

10

Редко

11

8

8

6

0

0

0

0

10

10

Никогда

4

4

7

5

0

0

0

0

5

0

 

Вывод:Для получения информации и подготовки к урокам учащиеся постоянно используют интернет(100%), сотовые телефоны (100%), реже планшет (их доля повысилась с 15% до 50%),  электронные книги (с 15% до 45%) и 3D( 15 до 40%).

 

3.2.3.Далее задавались вопросы: Сколько часов в день вы работаете с  гаджетами?  Изменяется ли Ваше самочувствие при работе? Наблюдается ли ухудшение зрения за последнее время? Результаты  видеть в таблице 2.

Таблица 2

Соотношение частоты  использования гаджетов и самочувствия учащихся на примере 11 «Б» МБОУ «Лицей №55» г. Пензы.

Время работы с гадже

тами

Кол-во учащихся

Миопия

Ухудшение самочувствия (головная боль, резь в глазах и т.д.)

Ухудшение зрения

 

2013

2015

2013

2015

2013

2015

2013

2015

1-3 часа

2 чел

----

----

-----

----

----

----

----

4-6 часов

14  чел

15чел

5 чел

5 чел

9 чел

12 чел

2 чел

----

7-9 часов

4 чел

5чел

3 чел

4 чел

4 чел

4 чел

1 чел

2 чел

 

Вывод:У большинства учащихся  при длительной работе с гаджетами наблюдается ухудшение самочувствия с 75% (2013г) до 80%(2015г).

По результатам данного опроса можно сказать, что ухудшение зрения в большей степени  наблюдается у тех подростков, самочувствие которых от использования гаджетов ухудшается. Почему? Потому что подростки, да и все использующие различные гаджеты  люди, в общем, концентрируют зрение на какой-то одной точке или точках, расположенных очень близко, вследствие этого склера ослабевает, что приводит к постепенному растяжению капсулы глаза под влиянием повышенного внутриглазного давления, которое при неизменной склере не способно растянуть глазное яблоко. Ослабление склеры – одна из основных причин близорукости.

 

3.2.4.Важнейшее значение при работе с различными гаджетами имеют гигиенические факторы. Это – расположение и освещенность рабочего места, температура, влажность, скорость движения воздуха,  продолжительность и режим работы, дозированная зрительная работа на близком расстоянии ,так как совершенно очевидно, что учебный процесс есть не что иное, как разновидность зрительно напряженного труда. и т.д. Кроме того, имеют значение качество самой компьютерной техники и рабочая поза пользователя

Респондентам  задавались вопросы: Соблюдаете ли вы санитарно-гигиенические требования при  работаете с  гаджетами?  Результаты можно  видеть на рис. 7.

                          2013год                                                         2015год

Рис.7. Соблюдение гигиенических требований при работе с гаджетами.

 

Вывод:Большинство учащихся систематически не соблюдает санитарно-гигиенические требования при  работаете с  гаджетами (70% - 14 учеников, из них 6 человек имеют миопию), 15% постоянно соблюдают требования (3ученика, из них 2 имеют миопию) и 15% (в 2013г), забывают про гигиенические требования (3 человека, учеников с миопией среди них нет). К 11 классу кардинальных изменений не выявлено. Немного уменьшилась доля тех, кто забывают про гигиенические требования (10% в 2015г), и увеличилась до 75% доля тех, кто систематически забывает про  санитарно-гигиенические требования при  работаете с  гаджетами ( за счет больных миопией).

 

Глава IV. Профилактика миопии.

4.1. Продолжительность безопасного использования гаджетов.

     Чтобы минимизировать вред для глаз, необходимо соблюдать меры профилактики. Нельзя  сидеть за компьютером или другим  гаджетом  более получаса подряд. Если у ребёнка уже есть близорукость, нужно сократить это время до 20 минут. При дальнозоркости можно увеличить до 40 мин. После этого обязательно нужно делать перерыв, подвигаться, выполнить упражнения для глаз. Общее время использования электронного устройства в течение дня не должно превышать 1 часа.

Сегодня эти изобретения получают все большее распространение во всех сферах деятельности человека. В то же время, длительная работа перед экраном вызывает ряд негативных реакций: резь в глазах, быструю утомляемость, усиленная слезоточивость, снижение резкости зрения, а так же головные боли и другие симптомы перенапряжения. Главная причина - несоблюдение правил эргономики, однако, многие рабочие места операторов лишены этого, что пагубно отражается на их здоровье и производительности. Если с компьютерами соприкасаются не многие, то телевизор - вещь распространенная. Для телезрителя характерно зрительное утомление, для избежания которого используют разные методы: включенный свет, цветная пленка на экране и т.д. Для уменьшения утомления можно использовать простое устройство - окантовывающая матовая цветосветовая рамка. Плюс окраска стен: стену, к которой обращен экран, окрашивается в сине-голубой цвет, а остальные стены в более светлый цвет. [3]

С учетом изложенного несколько рекомендаций для уменьшения утомления при работе с мониторами:

·                     Размещайте монитор чуть выше уровня глаз, что снижает нагрузку на мышцы, окружающие глаз, т.к. в таком положении они наименее напряжены.

·                     Вечернее освещение кабинета - голубых оттенков; по яркости примерно как у дисплея.

·                     Через каждые 30-45 минут проводить зарядку для глаз. [8]

 

4.2. Правила использования электронной книги.

    Как правильно читать электронную книгу, чтобы сохранить зрение? Нами была проедена беседа с офтальмологом Областной детской больницы Горбуновой Г.В. Вот какие семь  правил от офтальмолога нам удалось узнать:

1)Основное правило - расстояние от глаз до книги должно составлять не менее 30 см. Оптимальный для здоровья глаз вариант – читать книгу, установив ее на подставку под углом в 45 градусов. 

 2)Размер шрифта в электронной книге не должен быть меньше 4 мм.

3)Место, где ребенок читает электронную книгу, должно находиться вхорошо освещенной комнате. По российскому стандарту (СНиП 23-05-95) «Естественное и искусственное освещение», общая освещенность учебного класса и/или кабинета должна быть в пределах 300-500 люкс. Сколько это будет в светильниках, лампах и какой мощности – зависит от особенностей помещения, качества и цвета стен и потолка, его высоты, конструкции светильников и от вида ламп (накаливания, люминесцентные, галогенные и т.д.).

4)Рабочий стол ребенка также должен быть хорошо освещен, причем настольная лампа должна располагаться слева от него.Свет от лампы не должен падать на лицо и голову.

5)Электронную книгу нельзя читать в транспорте, независимо от того, общественный ли это автобус или автомобиль бизнес-класса с мягкой подвеской. Чтение, сопровождаемое толчками и вибрацией транспорта, ведет к истощению глазодвигательных, аккомодационных мышц, отвечающих за фокусировку глаза. Истощение выступает причиной развития патологических состояний, например, начальной близорукости. Если вовремя не принять меры, то близорукость будет прогрессировать вплоть до высоких степеней миопии и вторичных осложнений в виде дистрофии и отслойки сетчатки

6) Электронную книгу лучше не читать лежа, как и обычные книги. При чтении лежа трудно все время выдерживать рекомендованное расстояние в 30 см. И со временем острота зрения начинает падать. Кроме того, при чтении лежа затрудняется циркуляция крови, вследствие чего возникают застойные явления в коре головного мозга. Также чтение лежа мешает правильному дыханию, что, в конечном счете, сказывается на снабжении мозга кислородом. Именно по этой причине людей в горизонтальном положении так быстро начинает клонит ко сну.

7) Для снятия зрительной нагрузки через каждые 30 минут нужно делать 15-минутный перерыв. Во время него полезно поделать гимнастику для глаз и выполнить несколько упражнений, чтобы размять тело. Это универсальное правило действует при работе со всеми электронными девайсами и при чтении обычных книг.[2]

      В принципе, все эти правила хорошо известны каждому родителю со времен его детства. Но как показывает динамика роста  заболеваний глаз, их редко кто соблюдает. Самый простой способ - с самого начала приучать ребенка работать именно таким образом. Примерно так, как учили его мыть руки и чистить зубы. Зато потом ему не потребуется надсмотрщиков. 

4.3 Физкультура как один из методов профилактики и лечения миопии.

     Одним из методов профилактики заболеваний зрения являются занятия физкультурой. «Вот сейчас распространен остеохондроз шейных отделов позвоночника, кровь хуже поступает к голове, в том числе к глазам, нарушается питание зрительного нерва, сетчатки глаза, — рассказала  врач. — Нужно заниматься подвижными видами спорта. Например, бадминтон прекрасно тренирует мышцы, отвечающие за фокусировку зрения .» На сегодняшний день в России проживает примерно 100 тысяч слепых людей и около 600 тысяч инвалидов по зрению. При этом эксперты ВОЗ утверждают, что в 80% случаев окончательную потерю зрения можно предотвратить.

Близоруким людям, а особенно детям необходимо учитывать показания и противопоказания при занятиях спортом, т.к. спорт может им сильно навредить, особенно при огромных нагрузках.[4]

4.4. Зрительный комфорт как один из методов профилактики и лечения миопии

Невозможно представить жизнь современного человека без искусственного освещения, которое фактически удлиняет период сознательного существования людей. Однако, источники света должны давать освещение, близкое к солнечному излучению.

Как показывают исследования, увеличение освещения от 100 до 1000 люкс увеличивает производительность работы средней трудности на 5-6% , при зрительной - на 15%. Большое влияние оказывает и спектр излучения, особенно на психосферу человека. Принято различать теплые цвета: красный, оранжевый, желтый; и холодные - голубой, синий, фиолетовый; наибольшим успокаивающим действием обладает зеленый цвет - цвет окружающих растений.

В настоящее время все большее распространение приобретают “холодные” люминесцентные лампы, сильно отличающиеся от ламп накаливания. Большой плюс газоразрядных ламп - близость к солнечному спектру; однако, она остается еще далекой отпредельно достижимой. Чтобы улучшить спектральный состав люминесцентных ламп, обычно изменяют свойства люминифора, но до сих пор не достигнуто полного соответсвия спекру Солнца. Поэтому рекомендуется другой более простой способ регулирования спектра ламп - использование окрашенных отражателей (аналогичный способ используют животные с люминесцентными органами, которые находятся на соответствующих цветовых подложках). Хотя это несколько уменьшает яркость, зато приближаетспектр к “ физиологически эффективному”.[5]

4.5.Основные рекомендации по сохранению зрения у детей

     Очевидно, что разработанные специалистами основные рекомендации по сохранению зрения у детей практически ничем не отличаются от обычных рекомендаций при работе с традиционной книгой:

·  следует правильно установить дисплей на рабочем месте;

·  отрегулировать общее и местное освещение в комнате;

·  подобрать оптимальную яркость и контрастность, в том числе цветовую;

·  проверить свое зрение у офтальмолога и при необходимости подобрать очки;

·  строго соблюдать временной режим работы с гаджетами, делая перерывы;

·  во время перерывов не выполнять никакой зрительной работы, а делать общие и глазные упражнения;[6]

     Следует признать, что грамотность в вопросах безопасности при работе с гаджетами  оставляет желать лучшего. Контроль здоровья и школьников, и студентов должен быть реализован в виде системы, состоящей из диагностики, условий сохранения и мероприятий по укреплению здоровья. Среди принципов оздоровительной системы перечислим те, которые в первую очередь призваны сохранить зрение учащихся: физическая культура, массовая, периодическая и объективная экспресс-оценка состояния здоровья учащихся, профилактические мероприятия, распространение специальных пособий, буклетов, листовок, содержащих правила работы в компьютерных классах, соблюдение установленных стандартов, регламентирующих допустимое время работы для детей разных возрастных групп, и др.

       Если вовремя не принять мер, то близорукость будет  прогрессировать, что может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и в результате потере зрения - к частичной или полной утрате трудоспособности.

В питаниилюбого ребенка должны обязательно быть свежие молочные продукты, мясо, нежирная рыба. Клетчатка в виде любимых ребенком свежих овощей и фруктов также обязательна. Отдавайте предпочтение натуральным продуктам, с малым сроком хранения, что говорит о ненасыщенности их консервантами.

Проблемы со зрением часто имеют те, у которых имеется нарушение осанки и искривление позвоночника. Поэтому всегда следите за осанкой и корректируйте ее.

 Всегда обращайтесь к высококвалифицированным специалистам за консультацией, если подозреваете, что зрение ухудшилось. Если вас по каким-либо причинам не устраивают рекомендации одного врача, постарайтесь обратиться еще к одному или двум, чтобы выслушать альтернативные мнения.

 3. Если ребенку уже поставили диагноз «близорукость», постоянно наблюдайтесь у офтальмолога и проводите назначенные профилактические мероприятия, дабы болезнь не прогрессировала.

 

Заключение  и выводы

Ребенка XXIвека невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета. Смартфон, планшет, нетбук – неиссякаемый источник удовольствия для детей и предмет беспокойства родителей. Чем выше уровень технического развития государства, общества, тем больше там близоруких людей. В Японии около 90 процентов населения — близоруки, в России таких людей 25-27 процентов.

Если телевизор можно смотреть на расстоянии 3-5 метров, то с компьютером это не пройдет. А телефоны с их маленькими экранами и вовсе все держат чуть ли не возле носа. А ведь чем ближе объект зрительного труда, тем больше напряжение в глазных мышцах. А значит, и выше риск развития близорукости или ее прогрессирования. Пожалуй, самые безопасные гаджеты — это ридеры (электронные книги) с дисплеями, выполненными по технологии «электронных чернил». Мониторы таких устройств отражают свет как обычный печатный лист.

Как известно, уже в самое ближайшее время российские школы должны перейти с обучения по бумажным учебникам на электронные. Наверно, перед решением запустить пилотные проекты российские ученые просчитывали все риски, в том числе нагрузки на глаза. Только вот учли ли они, что во время  урока дети будут сорок пять минут смотреть в экран электронного учебника, затем всю перемену - в свой смартфон, а вернувшись домой - до самого позднего вечера в другое электронное устройство - планшет, компьютер или телевизор - это, согласитесь, серьезный вопрос.

       В ходе исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась.Нами было выяснено, что вследствие использования гаджетов и несоблюдения гигиенических правил работы с ними зрение значительно ухудшается.

Выводы:

1. Различные гаджеты используют все респонденты:  доля использующих телефон с дополнительными функциями снизилась с 50 до 20%, доля использующих планшет повысилась с 30% до 50%, доля использующих ноутбук не изменилась – 20%.

2. Для получения информации и подготовки к урокам учащиеся постоянно используют интернет(100%), сотовые телефоны (100%), реже планшет (их доля повысилась с 15% до 50%),  электронные книги (с 15% до 45%) и 3D( 15 до 40%)

3.У большинства учащихся  при длительной работе с гаджетами наблюдается ухудшение самочувствия с 75% (2013г) до 80%(2015г).

4. Большинство учащихся систематически не соблюдает санитарно-гигиенические требования при  работаете с  гаджетами (70% - 14 учеников, из них 6 человек имеют миопию), 15% постоянно соблюдают требования (3ученика, из них 2 имеют миопию) и 15% (в 2013г), забывают про гигиенические требования (3 человека, учеников с миопией среди них нет). К 11 классу кардинальных изменений не выявлено. Немного уменьшилась доля тех, кто забывают про гигиенические требования (10% в 2015г), и увеличилась до 75% доля тех, кто систематически забывает про  санитарно-гигиенические требования при  работаете с  гаджетами ( за счет больных миопией)

5. Доля учащихся с миопией возросла с 10% (1 класс) до 45% (11 класс). В половой структуре преобладают девочки (77,7% - 7 человек), на долю мальчиков приходится 22,3% (2 человека)

 

 

 

Литература и источники

1.Аветисов Э.С. Близорукость. – М.: Медицина, 2002.

2. Глушкова Е.К., Барсукова Н.К., Сазанюк З.И. и др. Воздействие учебных занятий с применением компьютеров на работоспособность и самочувствие учащихся старших классов // Гигиена и санитария. 2000. № 2.

3.Кучма В.Р., Бобрищева-Пушкина Н.Д., Шленский А.А. и др. Состояние здоровья учащихся при изучении информатики в физико-математической школе // Гигиена и санитария. 2008. № 2.

4. Кузнецова М.В.Причины развития близорукости и ее лечение. — М.: МЕДпресс-информ, 2004

5.Розенблюм Ю.З. Оптометрия (подбор средств коррекции зрения). – СПб.: Гиппократ, 2006.

6.Розенблюм Ю.З., Корнюшина Т.А., Фейгин А.А. Компьютер и орган зрения. – М., 2006.

7. ru.wikipedia.org/wiki/Гаджет

8. http://zdr.ru/articles/elektronnue_deti

 

ВложениеРазмер
gadzhety.ppt875.5 КБ