Возрастание компьютеризации как причина ухудшения зрения (на примере гаджетов). Борисов Д. МБОУ "Лицей №55" г. Пензы
Возрастание компьютеризации окружающей среды как причина ухудшения зрения (на примере гаджетов)
Выполнил: ученик 9«Б» класса МБОУ «Лицей №55» г. Пензы Борисов Денис. Руководитель: Кадушкина Л.А., учитель биологии МБОУ «Лицей №55» г. Пензы
По данным Всемирной организации здравоохранения, 800 миллионов людей на нашей планете страдают близорукостью. Людей, носящих очки, с каждым годом становится всё больше, причём, пополняют их ряды, как правило, дети. Что, в общем- то, не удивительно, ведь если глаз взрослого человека, более - менее стабилен и выдерживает нагрузки, предъявляемые, как изобилием технических устройств, так и ритмом современной жизни, то растущий глаз ребёнка не стабилен и менее приспособлен к ритму сегодняшней жизни.
Мы сделали попытку проанализировать данные и выявить причину миопии у учащихся 11 «Б» МБОУ «лицей №55» г. Пензы.
Объект исследования:здоровье учащихся МБОУ «Лицея №55».
Предмет исследования: характеристика состояния и динамика заболевания органов зрения на примере учащихся МБОУ «Лицей №55» г. Пензы, пользующихся гаджетами.
Цель: выявить частоту использования гаджетов учащимися с различным состоянием зрения по данным анкетирования
Задачи:
• изучить клинические проявления миопии;
• проанализировать влияние гаджетов на развитие миопии;
• изучить статистику глазных заболеваний вследствие использования гаджетов в классе и лицее за четыре года;
• проанализировать динамику роста количества детей, страдающих миопией;
• организовать информационно-просветительскую работу по профилактике миопии;
Методы:
Изучение специальной медицинской литературы; Анализ результатов медицинских осмотров обучающихся; интервью; анкетирование.
Гипотеза:если ученики часто используют гаджеты, то, возможно, происходит ухудшение зрения.
Что такое миопия?Миопия – аномалия рефракции, при которой лучи сильно преломляются и собираются впереди сетчатки (в нормальном глазу на сетчатке). У миопического глаза силы рефракции не хватает на то, чтобы изображение попало точно на сетчатку — он слишком вытянут. Лучи света при этом фокусируются в точке перед сетчаткой, а затем расходятся, формируя расплывчатое изображение.Факторы риска развития приобретенной близорукости:
- наследственность, малоподвижный образ жизни,
- чрезмерные нагрузки на глаза (например, длительная работа вблизи),
- несоблюдение правил чтения и письма (расстояние, длительность непрерывной нагрузки),
- нарушения со стороны органа зрения (косоглазие, астигматизм).
Что такое гаджет? Гаджет (англ. gadget — приспособление) — портативное устройство, обладающее повышенной функциональностью в определенной узкой сфере деятельности, то есть это “инструмент”, использующийся для достижения определенного результата.
Эту работу начала Юлия Преображенская я продолжил и проанализировал данные за 10-11-ый класс.
Проанализировав данных медицинских карточек учащихся за 10-11 класса и сравнив их с начальной и средней школой видим, что доля учащихся с миопией возросла с 10% (1 класс) до 45% (11 класс). В половой структуре преобладают девочки (77,7% - 7 человек), на долю мальчиков приходится 22,3% (2 человека).
При опросе учащихся мы выявили что: Различные виды гаджетов используют все респонденты: доля использующих телефон с дополнительными функциями снизилась с 50 до 20%, доля использующих планшет повысилась с 30% до 50%, доля использующих ноутбук не изменилась – 20%.
Анализируя периодичность использования гаджетов мы выявили, что для получения информации и подготовки к урокам учащиеся постоянно используют интернет(100%), сотовые телефоны (100%), реже планшет (их доля повысилась за два года с 15% до 50%), электронные книги (с 15% до 45%) и 3D( 15 до 40%).
На вопросы анкеты, которые вы можете видеть на слайде, мы получили следующие данные: у большинства респондентов при длительной работе с гаджетами наблюдается ухудшение самочувствия с 75% (2013г) до 80%(2015г).
Из диаграмм слайда видно, что: большинство учащихся систематически не соблюдает санитарно-гигиенические требования при работаете с гаджетами (70% - 14 учеников, из них 6 человек имеют миопию), 15% постоянно соблюдают требования (3ученика, из них 2 имеют миопию) и 15% (в 2013г), забывают про гигиенические требования (3 человека, учеников с миопией среди них нет). К 11 классу кардинальных изменений не выявлено. Немного уменьшилась доля тех, кто забывают про гигиенические требования (10% в 2015г), и увеличилась до 75% доля тех, кто систематически забывает про санитарно-гигиенические требования при работаете с гаджетами ( за счет больных миопией).
Следует признать, что грамотность в вопросах безопасности при работе с гаджетами оставляет желать лучшего. Контроль здоровья и школьников, и студентов должен быть реализован в виде системы, состоящей из диагностики, условий сохранения и мероприятий по укреплению здоровья. Среди принципов оздоровительной системы перечислим те, которые в первую очередь призваны сохранить зрение учащихся: физическая культура, массовая, периодическая и объективная экспресс-оценка состояния здоровья учащихся, профилактические мероприятия, распространение специальных пособий, буклетов, листовок, содержащих правила работы в компьютерных классах, соблюдение установленных стандартов, регламентирующих допустимое время работы для детей разных возрастных групп.
Выдвинутая гипотеза в ходе исследований подтвердилась.
Нами было выяснено, что вследствие использования гаджетов и несоблюдения гигиенических правил работы с ними зрение значительно ухудшается.
Выводы:
• 1. Различные гаджеты используют все респонденты: доля использующих телефон с дополнительными функциями снизилась с 50 до 20%, доля использующих планшет повысилась с 30% до 50%, доля использующих ноутбук не изменилась – 20%.
• 2. Для получения информации, подготовки к урокам учащиеся постоянно используют интернет(100%), сотовые телефоны (100%), реже планшет (их доля повысилась (с 15 до 50%), электронные книги (с 15 до 45%) и 3D( 15 до 40%)
• 3.У большинства учащихся при длительной работе с гаджетами наблюдается ухудшение самочувствия с 75% (2013г) до 80%(2015г).
• 4. Большинство учащихся систематически не соблюдает санитарно-гигиенические требования при работаете с гаджетами (70% - 14 учеников, из них 6 человек имеют миопию), 15% постоянно соблюдают требования (3ученика, из них 2 имеют миопию) и 15% (в 2013г), забывают про гигиенические требования (3 человека, учеников с миопией среди них нет). К 11 классу кардинальных изменений не выявлено. Немного уменьшилась доля тех, кто забывают про гигиенические требования (10% в 2015г), и увеличилась до 75% доля тех, кто систематически забывает про санитарно-гигиенические требования при работаете с гаджетами ( за счет больных миопией)
• 5. Доля учащихся с миопией возросла с 10% (1 класс) до 45% (11 класс). В половой структуре преобладают девочки (77,7% - 7 человек), на долю мальчиков приходится 12,5% (2 человек)