2016_04 Методика интеграции теории в практику в курсе точных наук. Восканян Н.В., Зименкова И.Г., Россеева Е.В. МБОУ "Лицей №55" г.Пензы
Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга.
Осуществление межпредметных связей, интеграция помогают формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми.
Технологичность становится сегодня одной из характеристик деятельности педагога и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса, при этом обучая школьников следующему:
1. алгоритмическому мышлению во всех областях жизни,
2. самостоятельной постановке задач,
3. выбору эффективных инструментов,
4. оценке качества собственной работы,
5. умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования,
6. умению работать в коллективе.
Задача интегрированных уроков информатики и математики состоит не только в углублении и систематизации знаний учащихся, но и в привитии им математической культуры, развитии интереса к предмету.
Основные приемы интеграции в учебном процессе заключаются в следующем:
· Уроки проводятся по сопряженным темам, изучаемым в различных предметных областях;
· Уроки проводятся в форме творческих лабораторий;
· Уроки используют математические методы решения, тем самым, подтверждая целесообразность изучения предмета математики;
· Уроки наполняются музыкой, рисунками, поделками.
Интеграция курсов математики и информатики увлекают новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов.
В связи с этим нами предлагается интегрированный курс "Математика – Информатика", главной целью которого является приобретение учеником теоретических знаний и практических навыков, достаточных для дальнейшего успешного обучения в системе непрерывного образования.
Принципы построения курса:
1. Курс состоит из двух блоков: математики и информатики. Каждый из блоков включает ряд тем.
2. Программа курса построена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта и современным уровнем развития информационных технологий.
3. Последовательность изложения материала блока "Математика" соответствует программе Н. Я. Виленкина для 5-6 классов, блока «Информатика» - программе Л.Л. Босовой для 5-6 классов и авторской программе дополнительного образования Н.В. Восканян и И.Г. Зименковой «Scratch– программная среда для создания проектов».
Для интеграции математики и информатики в блоке «Информатика» для выполнения практических работ и проектов были выбраны следующие темы:
· Основы алгоритмизации. Язык Scratch.
· Графический редактор.
· Электронные таблицы.
· Музыкальный редактор.
· Текстовый редактор.
Моделирование, презентации, средство для активизации мышления, учебные пособия, межпредметные проекты — вот неполный перечень того, где можно использовать Scratch.
Среда проектирования. Scratch не только язык программирования, но и удачная среда для проектной деятельности, поскольку всѐ необходимое для такой деятельности включено в его состав. Кроме редактора, компилятора и отладчика имеются:
- графический редактор для создания и модификации визуальных объектов;
- библиотека готовых графических объектов (некоторые из них содержат наборы скриптов);
- библиотека звуков и музыкальных фрагментов;
- большое количество примеров.
Блоку "Информатики" свойственно концентрическое построение, т. е. в 5 классе проходит первичное знакомство, а в 6-ом более углубленное.
Интеграция материала этих блоков достигается с помощью следующих принципов:
1. Изучение материала блоков ведется параллельно (например, тема 1. блока "Информатика" не связана с материалом первой темы блока "Математика");
2. Изучение материала блоков ведется параллельно, с опорой на пройденный материал из другого блока (например, при изучении темы 3. Scratch- проект «Рисуем объекты по заданным координатам» мы опираемся на знания темы 17 из блока «Математика» «Координаты на плоскости»);
3. Совместное изучение материала в двух блоках (например, в теме 4. "Электронные таблицы" блока "Информатика" и теме 8. "Инструменты для вычислений и измерений" блока "Математика" рассматриваются понятия таблиц, элементы таблиц, элементарные вычисления, построение гистограмм, круговых диаграмм и т. д.);
4. Совместное использование основных понятий (алгоритм, модель, объект и т. п.) и задач.
Требования к подготовке учащихся
Требованиями к подготовке учащихся по математике и информатике сформулированы во ФГОСах. Приведем требования к подготовке учащихся по программе дополнительного образования Н.В. Восканян и И.Г. Зименковой «Scratch – программная среда для создания проектов».
Учащиеся должны:
Знать:
- отдельные способы планирования деятельности;
- составление плана предстоящего проекта в виде рисунка, схемы;
- составление плана предстоящего проекта в виде таблицы объектов, их свойств и взаимодействий;
- разбиение задачи на подзадачи;
- распределение ролей и задач в группе;
Уметь:
- составить план проекта, включая: выбор темы; анализ предметной области; разбиение задачи на подзадачи; проанализировать результат и сделать выводы; найти и исправить ошибки;
- подготовить небольшой отчет о работе; публично выступить с докладом;
- наметить дальнейшие пути развития проекта;
иметь первичные навыки:
- работы в группе;
- ведения дискуссии;
- донесения своих мыслей до других.
Благодаря использованию технологии Scratch, дети получают возможность:
- составлять алгоритмы на основе базовых алгоритмических конструкций;
- разрабатывать, тестировать и отлаживать простейшие программы-скрипты в среде Scratch;
- приобретают навыки разработки проектов;
- постепенно учиться программированию;
- получать живой отклик от единомышленников; оценить свои творческие способности.
Содержание обучения
Блок "Математика" |
Блок "Информатика" |
5 класс (Математика: учебник для 5 кл. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др., 2015 г. Информатика: учебник для 5 кл./ Л.Л. Босова 2015г.) |
|
Тема 1. Натуральные числа и шкалы (16 ч.) |
Тема 1. Знакомство с ЭВМ (2 ч.) Тема 2. Графический редактор (1 ч) |
Тема 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч.) |
Тема 2. Графический редактор (2 ч) Тема 1. Знакомство с ЭВМ (2 ч) |
Тема 3. Умножение и деление натуральных чисел (26 ч.) |
Тема 1. Знакомство с ЭВМ (3 ч) Тема 3. Основы алгоритмизации. Язык Scratch. (14 часов). Создание проекта в среде Scratch «Калькулятор» (4 часов) |
Тема 4. Площади и объемы (12 ч.) |
Тема 2. Графический редактор проект «Площади и объемы фигур» (1ч.) |
Тема 5. Обыкновенные дроби (23 ч.) |
Тема 6. Текстовый редактор проект «Работаем с обыкновенными дробями в режиме формул» (1ч.) |
Тема 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч.) |
Тема 3. Scratch- проект «Решаем задачи с десятичными дробями» (2ч.) |
Тема 7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч.) |
Тема 3. Основы алгоритмизации. Язык Scratch (1 ч) |
Тема 8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч.) |
Тема 4. Электронные таблицы. Формулы. (3 ч) Тема 3. Scratch- проект «Программирование шкалы» (1ч.) Scratch- проект «Движение объекта по шкале» (1ч.) |
Повторение (15 ч) |
Тема 3. Основы алгоритмизации. Язык Scratch (1 ч) Повторение(2 ч) |
Итого: 170 часов |
Итого: 34 часа + 7 часов (из часов программы дополнительного образования) |
6 класс (Математика: учебник для 6 кл. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др., 2015 г. Информатика: учебник для 5 кл./ Л.Л. Босова 2015г.)) |
|
Тема 9. Делимость чисел (17 ч) |
Тема 3. Основы алгоритмизации. Язык Scratch (16 ч) |
Тема 10. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (25 ч) |
Тема 3. Scratch- проект « Находим НОД для двух чисел» (2ч.) |
Тема 11. Умножение и деление обыкновенных дробей (33 ч) |
Тема 3. Основы алгоритмизации. Язык Scratch. |
Тема 12. Отношения и пропорция (17 ч) |
Тема 3. Основы алгоритмизации. Язык Scratch. (1 ч.) Тема 2. Графический редактор проект «Отношения и пропорции» (4ч.) Тема 3. Scratch- проект «Строим пропорциональные фигуры». (1 ч.) |
Тема 13. Положительные и отрицательные числа (13 ч) |
Тема 2. Графический редактор проект «Термометр»(1 ч.) Тема 3. Scratch- проект «Термометр работает» (2 ч.) Тема 5. Музыкальный редактор. Программирование музыки. (3 ч) |
Тема 14. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12 ч) |
Тема 5. Музыкальный редактор. Программирование музыки (1 ч.) Тема 6. Текстовый редактор (5 ч) |
Тема 15. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (9 ч) |
Тема 6. Текстовый редактор (5 ч.) |
Тема 16. Решение уравнений (18 ч) |
Тема 4. Электронные таблицы. Решение уравнений.(1 ч.) Тема 3. Scratch- проект «Решаем уравнение» (1 ч.) |
Тема 17. Координаты на плоскости (11 ч) |
Тема 4. Электронные таблицы. (4ч) Тема 3. Scratch- проект «Точки на координатной плоскости» (3 ч.) Тема 3. Scratch- проект «Рисуем объекты по заданным координатам» (3 ч.) |
Повторение (15 ч) |
Тема 4. Повторение (1 ч) |
Итого: 170 часов |
Итого: 34 часа + 21час (из часов программы дополнительного образования) |
Приведем примеры заданий, которые могут решаться на уроках математики и информатики.
Тема: Координаты на плоскости
Математика Пример задания |
Информатика Пример результата Scratch- проекта «Рисуем объекты по заданным координатам» |
|
По рисунку, созданному в Scratch- проекте «Рисуем объекты по заданным координатам» восстановить координаты точек графического объекта |
|
Разработка Scratch -программы прием координат и построение по заданным координатам графического обекта |
Тема: Инструменты для вычислений и измерений
Математика Пример задания |
Информатика Пример задания |
1. Врачи рекомендуют дневную норму питания распределить на 4 приема: утренний завтрак 25%, второй завтрак 15%, обед 45% и ужин 15%. Постройте круговую диаграмму распределения дневной нормы питания. 2. Постройте круговую диаграмму суточного распределения работы и отдыха, если известно, что рабочий день составляет 8 часов.
|
Работа в электронных таблицах Работа с формулами: найти сумму двух чисел.
Строим гистограммы. Построить гистограмму «Продолжительность жизни животных».
|
Тема: Площади и объемы
Математика Пример задания |
Информатика Пример задания |
Произвести необходимые измерения и найти площадь фигуры.
|
|
Реализация педагогического принципа связи теории с практикой в школьном курсе математики посредством решения задач практического и прикладного содержания, позволяет эффективно формировать у школьников умение решать и формулировать задачи практического и прикладного направления в жизни и дальнейшей деятельности, повышает уровень их математической культуры.
Комментарии
Пришлите пожалйста данный текст в формате Word на адрес wellcomevalery@mail.ru