13.04.2016. Опыт Школьной Лиги РОСНАНО представлен на стратегической сессии
12 апреля 2016 г. руководитель Ресурсного центра программы в Республике Карелия Денис Рогаткин представил опыт Школьной Лиги РОСНАНО на стратегической сессии по разработке приоритетных проектов развития региона.
Как сообщает Интернет-издание "Республика", "дискуссию посвятили подготовке квалифицированных кадров для карельской экономики.
В обсуждении больной для республики темы пригласили поучаствовать не только представителей бизнес-сообщества, но и преподавателей. Первые попытались объяснить, что их не устраивает в профессиональной подготовке школьников и студентов, последние – что нужно менять в поведении работодателей.
Сессию, как всегда, открыл директор Института экономики (ибудущий вице-премьер) Юрий Савельев. Он обозначил главные проблемы, стоящие перед республикой в сфере подготовки кадров. Это и небольшое население Карелии (меньше 630 тысяч человек, то есть около половины процента населения страны), и вытекающая отсюда нехватка трудовых ресурсов, и недостаток квалифицированных специалистов.
Естественная убыль населения дополняется отрицательным миграционным балансом, причем из республики уезжают всё больше квалифицированные и молодые, сетовал Савельев. Поэтому структура трудовых ресурсов в Карелии оставляет желать лучшего. А от этого напрямую зависит состояние экономики как таковой.
— Уровень квалификации трудовых ресурсов – один из ключевых факторов инвестиционной привлекательности и экономического развития региона в целом. И Карелия в этом отношении рассматривается как достаточно проблемный регион, — резюмировал ученый.
Сформулировал Савельев и главный вопрос, ответить на который предстояло участникам сессии: как наладить эффективное взаимодействие между системой образования и региональной экономикой?
Первым к ответу призвали замдиректора петрозаводского Детско-юношеского центра Дениса Рогаткина. Он рассказал о состоянии научно-технической деятельности детей в карельской столице.
— Последние лет десять во всем мире мы видим резкое усиление интереса к проблеме молодежи. Происходит это по одной простой причине: молодежь становится критически важным ресурсом для развития экономики. Либо молодежь остается здесь, и тогда у экономики есть шанс на развитие, либо молодежь исчезает – и тогда развития не будет, — задал преподаватель ритм дискуссии.
Но молодежь нужно не просто оставить в регионе – сначала ее придется обучить, чтобы она могла вносить реальный вклад в развитие региона. И обучение это, считает Денис Рогаткин, нужно начинать как можно раньше: не в вузе, а в школе. Именно этим занимается Детско-юношеский центр.
В этом центру помогает «Школьная лига Роснано» – федеральный проект, позволяющий учителям повысить свою квалификацию, а детям – поучаствовать в реальных научных исследованиях. Главная цель программы – соединить школу и крупный бизнес.
— Мы начали работать с Роснано с очень простой вещи, которая называется наночемоданчик. «Школьная лига» сделала в буквальном смысле небольшой чемодан и запихала в него разные колбы и пробирки, с помощью которых можно демонстрировать около 50 опытов, связанных с нанотехнологиями. И у детей действительно загораются глаза.
Преподаватель полагает, что такого рода обучение должно быть массовым. В противном случае, если заниматься только отдельными талантливыми детьми, региональная экономика не почувствует на себе никакого эффекта. Талантливые дети вырастут и уедут в крупные города, а Карелия останется ни с чем. Но сейчас в Петрозаводске научно-техническим творчеством занимаются лишь порядка двухсот-трехсот человек.
Денис Рогаткин отчитался за всё детское научно-техническое творчество Петрозаводска. Фото: Николай Смирнов
Чтобы расширенное научно-техническое обучение школьников стало массовым, нужна поддержка бизнеса. Сделать это можно, например, с помощью центров молодежного инновационного творчества. Эти структуры создаются при коммерческих компаниях и получают право на субсидии для приобретения высокотехнологичного оборудования.
60 процентов времени работы на этом оборудовании ЦМИТ обязан предоставлять молодежи, остальную часть он использует в своих коммерческих интересах. Есть пример Пензенской области, где в прошлом году на центры было потрачено более 27 миллионов рублей, причем региональная казна внесла в эту сумму меньше полутора миллионов (остальное – субсидия от федерального Минэкономики).
По словам Дениса Рогаткина, в Карелии опытом Пензенской области вдохновились и подсчитали, сколько на организацию ЦМИТа должен потратить наш бюджет. Оказалось, около 300 тысяч рублей. Теперь осталось оформить и подать в Москву необходимые документы.
— Мы разворачиваем детей лицом к бизнесу, но кто-то должен разворачивать бизнес лицом к детям, — подытожил преподаватель."
Полный текст материала можно прочитать по ссылке: http://rk.karelia.ru/ekonomika/takie-malenkie-kadry/