Апрель 2016 г. Андреева Н.А., Денисова Г.В., Лебедянцева Е.В., Филина С.С. многопрофильная гимназия № 13 г. Пенза.

Описание проведения опытов и фрагментов уроков по теме «Органы чувств»(4 класс).
Данные опыты и мини-исследования были предложены учениками для проведения на уроках окружающего мира как иллюстрация к подготовленным сообщениям или учителем для проведения исследовательского наблюдения над вводимым понятием по теме урока. В прошлом году мы отправляли коллекцию опытов, в этом году дополняем ее. Считаем, что опыты и исследовательская работа - неотъемлемая часть уроков окружающего мира! Будем рады, если этот материал пригодится нашим коллегам.
Тема урока: «Ухо- орган слуха и равновесия».
Сообщение ученика: «Ушная раковина – звукоулавливатель. У животных она подвижна и может обращаться в сторону источника звука. Лошадь прядет ушами, собака их настораживает, заяц уши навостряет, а человек утратил способность двигать ушами. 90% всех людей не умеют шевелить ушами, лишь 10% на это способны. Предлагаю выяснить, есть ли в нашем классе счастливчики, которые входят в эти 10 %?»(Дети с большим энтузиазмом отнеслись к предложению, и лишь 5 чел.(из 94) это удалось осуществить.)
Сообщение ученика: «Ушная раковина благодаря своей слегка конусообразной форме улавливает звуки и направляет их в слуховой проход, который заканчивается барабанной перепонкой. Предлагаю провести следующий опыт, чтобы представить, как это происходит. Прежде всего необходимо свернуть кулек из большого листа бумаги так, чтобы на узком конце кулька осталась дырочка. Затем, чтобы не повредить ухо, приставить к нему узкий конец получившегося конуса. Что же вы наблюдаете?»( «Звуки стали отчетливее слышны»; «Звуков стало намного больше»).
Учитель: -Через ушную раковину и слуховой проход звук попадает на барабанную перепонку. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 58. Как вы думаете, почему барабанную перепонку так назвали? («Наверно, звуки попадая на нее, как барабанные палочки стучат по барабану»). Прочитайте статью в учебнике на стр. 59.Что же представляет собой барабанная перепонка? («Это кусочек тонкой кожи, натянутой туго, как на барабане.»)
-Барабанная перепонка имеет внутренний ход, соединяющий полость среднего уха с носоглоткой, а через нее и – с ротовой полостью. Благодаря следующему опыту вы очень легко можете проверить, как из носоглотки через слуховую трубу в среднее ухо входит воздух. Закройте рот и нос и сильно выдохните. Что вы почувствовали? («У меня что-то защелкало», «Я почувствовала покалывание», «А у меня потрескивание в ухе»). Ребята, эти ощущения сделал воздух. Он проник в ухо и надавил на барабанную перепонку. Что же доказал этот опыт? ( «Опыт доказал, что носоглотка связана со средним ухом»; «Из носоглотки через слуховую трубу в среднее ухо проходит воздух».)
Вопросы детей: «А почему, когда у меня насморк, я хуже слышу?»; «Когда я летала на самолете, при взлете и посадке я ощущала звон и шум в ушах, мама давала мне карамельку, которая избавляла меня от неприятных ощущений в ушах. Почему карамель помогла?»
( Чтобы ответить на эти вопросы, ребята читали дополнительный материал в статьях, которые были взяты из книги И. Д. Зверева «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». Хочется обратить внимание других учителей на это старое, но очень познавательное издание.)
Ребята выяснили, что резкое изменение внешнего давления вызывает прогиб барабанной перепонки, давление на перепонку снаружи не успевает сравняться с давлением изнутри, а глотательные движения помогают выравнить давление, т.к. к слуховой трубе прикреплены мышцы, которые напрягаются при глотании, открывая трубу, выравнивают давление.
Сообщение ученика: «Известно, что наши кости хорошо проводят звуки. Многие глухие люди способны танцевать, воспринимая ритм музыки благодаря колебаниям пола. Великий композитор Людвиг ванн Бетховен будучи глухим слушал музыку с помощью трости, одним концом которой он опирался на рояль, держа другой конец в зубах.»
1. Тема урока: «Ухо- орган равновесия»
Следующий несложный опыт помогает детям понять, как движется жидкость в полукружных каналах. Налить в стакан воды. Аккуратно, но достаточно быстро будем перемещать стакан по кругу, затем поставим стакан на стол. Стакан находится в покое, но вода в стакане какое-то время продолжает вращение.
Дети приводили примеры из жизни: катание на качелях, каруселях, поездку на лифте («почва уходит из-под ног»).
Предложите детям покружиться в одну сторону и резко остановиться, рассказать об ощущениях («меня покачивает», «ощущение будто я продолжаю двигаться», «жидкость в полукружных каналах все еще движется»).Чтение статьи учебника стр. 61 станет более понятным после проведенных опытов.
Сообщение ученика: Определение функционального состояния вестибулярного аппарата с помощью указательной пробы Барани.
Проведение работы. Испытуемый садится на вращающийся стул, на расстоянии 0,5 метра на уровне головы устанавливают карандаш или другой указатель, укрепленный в штативе в вертикальном положении. Посмотрев на карандаш, испытуемый, закрыв глаза, касается указательным пальцем его верхнего конца. Затем испытуемого вращают на стуле со скоростью 10 оборотов за 20 сек. Сразу же после остановки стула он, не открывая глаз, снимает руку с колена, протягивает ее вперед и снова пытается коснуться верхнего конца указателя. Обычно это сделать не удается, так как рука непроизвольно отклоняется в сторону вращения. Измеряют величину ошибки, то есть расстояние от пальца до верхнего конца указателя. Резкое отклонение свидетельствует о нетренированности вестибулярного аппарата.
После проведенных исследований мы выяснили, что у большинства детей слабый вестибулярный аппарат. Актуальные вопросы ребят: «Как это исправить?», «Можно ли развить орган равновесия?» Ободряющий ответ: «Конечно! Тренировать! Самый хороший вестибулярный аппарат у летчиков и космонавтов!»
2. Тема урока: «Орган осязания»
Следующий опыт , предложенный учеником, доказывает, что тепло и холод воспринимаются разными рецепторами, и колебания температур мы чувствуем по-разному на разных участках кожи. Описание опыта: Нагреть булавочную головку и касаться ею тыльной стороны ладони. Отметить на коже точки, которыми будете ощущать тепло, красными чернилами. То же проделать с прикосновением холодными булавками, отмечая точки синими чернилами. Точки не совпадут.
3. Тема урока :«Орган вкуса»
Опыт.( предложен учеником): Ополосните 2-процентным раствором сахара ротовую полость и подержите его некоторое время во рту. - Что вы ощутили, когда ополаскивали рот? («Сладость», «Сладкий вкус воды».) - А затем? ( «Сладость ослабела», «Сахара стало меньше».) - Нет, сахара меньше не стало, ваши вкусовые рецепторы привыкли и ощущение сладости ослабело. Вспомните, как после селедки хорошо посоленный суп кажется вам пресным. Какой вывод можете сделать? («Вкусовым рецепторам свойственно привыкание».)
Опыт. Обсушите чистой фильтрованной бумагой конец языка и положите кусок сахара. - Ощутили ли вы сладкий вкус? (Нет.) - А как вы думаете, почему? (Не знаем.) - Продолжайте держать сахар. Когда вы почувствовали сладость во рту? («Сахар намок и стал давать вкус».) - Какой итог подведете? («Вкус вещества ощущается, если оно находится в растворенном состоянии».)
4. Тема урока: «Орган зрения»
Сообщение ученика: - Для определения остроты зрения врачи-окулисты пользуются таблицей доктора Сивцева, составленной из 12 строк букв различной величины. При нормальном зрении первая строка отчетливо видна с расстояния 50 м, десятая - с расстояния 5 м. В таблице слева указано расстояние, с которого должна в норме читаться каждая строка. Остроту зрения проверяют с расстояния 5 м от хорошо освещенной таблицы. Если испытуемый хорошо различает буквы десятой строки, то острота зрения равна единице. Если с того же расстояния испытуемый различает буквы только первой строки, которые нормально читаются с расстояния 50 метров, то 5 делят на 50. В этом случае острота зрения будет равна 0,1. Острота зрения указана в правой стороне таблицы. Определение остроты зрения у детей не знающих букв, осуществляется с помощью модифицированной таблицы доктора Сивцева. Модификация заключается в том, что вместо букв изображены различные игрушки соответствующих строке размеров. (Ученик провел работу для определения остроты зрения двух желающих ребят на уроке, во время продленки все ребята увлеклись таблицей Сивцева.)

ВложениеРазмер
sam_1358.jpg4.82 МБ
sam_1361.jpg4.85 МБ
sam_1365.jpg4.83 МБ
sam_1370.jpg4.73 МБ
sam_1372.jpg4.84 МБ
sam_1374.jpg4.51 МБ
sam_1380.jpg4.67 МБ
sam_1388.jpg4.86 МБ
sam_1389.jpg4.28 МБ