Элементы музейной педагогики в современном уроке истории

Образовательные стандарты нового поколения на первое место ставят личностные результаты обучающегося,  где первым результатом обозначена « мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества» [1]. Уже на протяжении нескольких лет темой моего педагогического опыта является тема, связанная с внедрением в практику элементов музейной педагогики на уроках истории. Чем меня заинтересовала музейная педагогика? Исследования школьных психологов показывают, как из года в год снижается мотивация учащихся при изучении учебных дисциплин. Поэтому в моей деятельности была обозначена проблема, как замотивировать обучающихся на протяжении всех лет изучения истории. Какие средства и методы необходимо изыскать, чтобы поддерживать интерес к предмету?  В поисках ответа  на вопрос я открыла для себя музейную педагогику. Понятие «музейная педагогика» появилась в начале 80-х г.  и было заимствовано  из немецкой терминологии. В российской педагогической практике   этот термин, скорее всего, обозначает как саму  музейную деятельность, так и разнообразные музейно-образовательные программы .Новая внутренняя позицияучащегося заключается в направленности на самостоятельный познава­тельный поиск, постановку учебных целей, овладение учеб­ными действиями, включая контрольные и оценочные, ини­циативу в организации учебного сотрудничества [2]. 

Исходя, из требований новых образовательных стандартов была разработана   программа «Живая история». Программа является компилятивной и составлена на основе  ИУММК «Я познаю историю» [3].    Ребенок будет испытывать только тогда желание учиться, когда он будет чувствовать себя успешным в учебной деятельности, то есть овладеет теми или иными способами познавательной деятельности.

Поэтому цель программы: создание условий для раскрытия индивидуальных способностей учащихся в учебном процессе. Данная программа в моей практике является модульной.  Содержание программы включает межпредметные связи истории со вспомогательными историческими дисциплинами:  археологией, нумизматикой, геральдикой, генеалогией, а так же с  технологией, изобразительным искусством, мировой художественной культурой.   Данная программа имеет перспективы на развитие проектной деятельности учащихся на протяжении всего курса изучения истории. Наверное, в моей работе не будет особой  новизны. Скорее всего, я хочу поделиться с опытом внедрения в практику некоторых элементов музейной педагогики.

 

Часть 1.  Содержание программы    «Живая история».

Программа разработана для учащихся основной школы 5-9 ступени образования.  На каждой ступени образования ребята становятся участниками проекта:

5 класс – «Музей древности»;

6 класс  - «Остров сокровищ»;

7-8 класс  - «Предмет эпохи».

 Личное детское воспоминание, прикоснуться к предмету прошлого это всегда загадка, а еще отыскать это прошлое в сундуке у бабушки определили еще одну тему проекта «Бабушкин сундук».

Вашему вниманию я хочу представить некоторые фрагменты из каждой программы. Итак, первый этап реализации  программы, проект «Музей древности», для успешной адаптации пятиклассников в основной школе, когда вводится предметное обучение, была разработана эта программа. Ребята сразу с первых занятий погружаются в атмосферу исторической науки. На первом занятии проекта «Археологическая мастерская», они совершают виртуальное путешествие в историко – археологический заповедник «Барсова гора», узнают особенности археологических раскопок, после изучения  теоретических основ, проводится занятие-моделирование. Ребята снаряжаются в условную экспедицию, составляют карту поиска археологических памятников, выбирают нужный инструмент. Модульная программа  «Хранилище древностей» позволяет в виртуальной обстановке побывать в музее, архиве, заглянуть на книжные полки библиотеки. Итогам занятия является реконструкция вещественного источника, а также составление учетной карточки экспоната.

Для развития умений работать с источниками предлагаются  дидактические игры:

·         «Реставратор» предполагает реконструкцию исторических объектов на основе вещественных или изобразительных источников;

·         «Вотум доверия к источнику» преследует цель развития умений критики источника;

·         «Пишем историю сами» проводится с целью создания учениками своей интерпретации исторического события, явления на основе учебных источников знаний (например, написание страницы для учебника, статьи об археологической находке и т. д.).

Наиболее сложными видами игр являются ролевые, развивающие способность учеников к диалогупрошлое – настоящее, прошлое – прошлое. Среди них самая сложная – «Погружение в историю»: согласно правилам этой игры, ученики должны пребывать в исторической ситуации и принимать решения от лица исторического героя. Чтобы провести эту игру в конце года, школьники от урока к уроку  накапливают опыт диалога с прошлым.

Использование исторических инсценировок, приемов «оживления» картин, игр «Говорят исторические герои», «Пресс-конференция с людьми из прошлого» позволяет развивать у пятиклассников  умение вживаться в образы исторических героев, говорить от их лица. Например, театральная постановка  «Ставим трагедию Эсхила»   преследует цель научить школьников «пребыванию в прошлом». Игры обладают самым высоким потенциалом для развития у учащихся мотивации к изучению истории. Так же  предусмотрено использование исследовательских технологий, связанных с приобщением учащихся к элементам научного творчества, и предложены задания на развитие способности школьников к художественному творчеству. Задания этих видов позволяют дифференцированно подходить к удовлетворению личностно значимых интересов обучающихся при познании прошлого, раскрывать их индивидуальные возможности.

Для организации исследований предполагается использование групповых проектных технологий. Для работы над проектами, которые выполняются на протяжении учебного года, ученикам предлагается по группам, в зависимости от индивидуальных интересов, приступить к работе по расширенному изучению одной из тем:  «Книга битв и воинских подвигов», «Великие люди», «Наследие Древнего мира в памятниках истории и культуры нашего края». В рамках каждого проекта ученик выбирает узкую тему для собственного исследования, которую он будет изучать на основе компьютерных источников, а также  детских исторических книг. В каждой проектной группе выбирается руководитель, который отвечает за работу своего коллектива.Группы определяют, где и как (в какой форме) они будут публично представлять свою работу. Немало важную роль на данном этапе для учащихся 5-х классов играют и музейные уроки, которые проводятся на базе сургутского музейного центра. Интерактивная игра «По следам черного лиса» знакомит с экспозициями музея, его экспонатами, побуждает ребенка быть внимательным к исторической информации.

Проект «Остров сокровищ», рассчитан на учеников 6 класса. Данный проект расширяет знания учащихся по эпохе средних веков через реконструкцию и моделирование исторических ситуаций. На грани исследовательских работ и художественного творчества находится моделирование учениками памятников истории и культуры – воссоздание достоверных моделей вооружения (их дерева, жести и т.д.), предметов быта (например, лепка керамики), костюмов (пошив одежды и изготовление украшений для куклы). На занятиях ученики становятся хранителями сокровищ, являются участниками исторической лаборатории. Основная цель проекта —  создание     в  сотрудничестве      и  диалоге   с  учащимися социокультурного   образа   Средневекового   мира   при   показе   тесной   его   связи   (через   традиции   и   культурные   богатства)   с   миром   современным;   формирование   самостоятельного   мышления, в   том   числе   —   визуального, усиление   в обучении  культурного   компонента. Вот основные темы исторических лабораторий:   

·         О чем расскажут монеты и купюры;

·         Раннее Средневековье в музеях мира;

·         Родовое дерево Средневековья;

·         Дети рыцарей;

·         Дети горожан и крестьян;

·         Основные источники по истории города;

·         Игры и праздники как зеркало средневековой жизни;

·         Готическая эпоха в музеях мира.

В процессе  работы над содержанием материала был создан следующий алгоритм работы с историческими источниками [Приложение].

 Проектная линия «Предмет эпохи» для учащихся 7-8 классовсвязан с созданием экспонатов по теме «Картины русского быта», «Изобретения, которые перевернули мир», «Бабушкин сундук» и охватывает исторический период новой истории. В результате работы в проекте были созданы женский костюм, реконструкция  русской избы, все наработки данного проекта определили направленность развития школьного музея, так появился  в открытом пространстве «Музей хлеба». Экспонаты музея по историческому времени разные, есть подлинные, есть современные. Дальнейшая работа с данным материалом это проведение интерактивных уроков по истории повседневной культуры. Историко-культурный стандарт расширяет возможности использовать в своей педагогической практике элементы музейной педагогики, таким образом, изучение истории будет мотивировать ученика  смотреть на прошлое через призму повседневного опыта людей, условия их жизни,  или как говорили историки XIXвека, «суточную жизнь людей» [4]

 

Часть 2. Способы оценки эффективности программы.

Поставленная цель отражает интересы отдельного ученика, поэтому оценить эффективность программы возможно через % вовлечения учащихся в деятельность: специальный урок «Наши достижения», где ученики  знакомят всех со своими достижениями в работе над проектами: делают сообщения, проводят заочные экскурсии по памятникам искусства; устраивают «пресс - конференции с людьми из прошлого», делают инсценировки мифов, демонстрируют  модели-реконструкции одежды, памятников искусства, вооружения, проводят виртуальные экскурсии по Хранилищу древностей на основе презентаций, подготовленные учениками.

Результаты работы над проектом  могут быть  представлены во внеурочной деятельности, в форме устного (или письменного) журнала (например, «Военные подвиги », «выставки» репродукций произведений искусства), экскурсии по городу к объектам, имеющим отношение к истории  определенного периода.

 

Оценкой эффективности программы так же могут быть  результаты диагностики, позволяющей определить  доминантные мотивы, или уровень мотивации.

Критерии сформированности учебной мотивации:

критерии

показатели

Познавательные– повышение интереса к изучению истории

Создание исторических реконструкций, расширение кругозора обучающихся : интеллектуальные марафоны, организация археологической, исторической лабораторий

Социальные -

Создание условий ситуации успеха для демонстрации достижений обучающихся.

Творческие проекты, публичные презентации, театральные постановки

Личностные-  самооценка

Работа в команде, индивидуально. Повышение самооценки, критическое осмысление собственных результатов, корректировка и рефлексия, уровень притязаний

 

 Приложение

 

            Памятка 1. Работа с изобразительными источниками

1. С миниатюрами (ответить на вопросы):

– Когда создана миниатюра?

– Для какой книги она создана?

– Где ныне находится эта книга?

– Какое событие (личность) изображает художник?

– Какие символы присутствуют в изображении?

– Что больше всего привлекает внимание в изображении?

2. С картинами, изделиями:

– Когда была создана картина (изделие)?

– Кто является автором?

– Где ныне находится картина (изделие)?

– Какова главная тема, сюжет художественного источника?

– Каково предназначение произведения (изделия)?

 

Памятка 2. Составление учетной карточки вещественного источника.

1.      Название экспоната__________________________________

2.      Время создание экспоната_____________________________

3.      Описание экспоната__________________________________

4.      Предназначение экспоната____________________________

 

 

 Список  использованной литературы:

1, 2.  Примерная основная образовательная программа основного общего образования, http://минобрнауки.рф/ 

3.      http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79c2c7af-e256-493a-a69d-121ed46ac044/?interface=catalog&class[]=47&subject[]=20

4.      Методика изучения истории повседневной культуры в школе: Сборник учебно-методических материалов /Под ред. М.В. Коротковой .-М.: «Русской слово» , 2006. С. 4