Урок биологии в 5 классе "Царство растения"

Класс: 5

УМК: под редакцией Пономарёва И.Н.

Тема: “Многообразие живых организмов”

Тема урока: “ Царство Растения”

Количество часов – 1

Тип урока: урок проектно-исследовательской деятельности (краткосрочный проект).

Цели:

Познавательные: формированиеумения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа.

 Регулятивные: формирование умения в сотрудничествес учителем ставить новые учебные задачи,самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия,как по ходу его реализации, так и в конце.

Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего совре­менному уровню развития науки и общественной практики.

Основные понятия урока: флора, систематика, классификация, водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные (цветковые),  покрытосеменные растения.

Деятельность учащихся: групповая работа , работа с текстом и иллюстрациями учебника,  поиск информации в сети Интернет, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении строения растений от водорослей до покрытосеменных, выполнение проектного задания по алгоритму. Защита проектного задания (презентации) .

Тип урока:

Урок  проектно-исследовательской  деятельности (краткосрочный групповой проект) с использованием презентации.

Формы проведения: фронтальная работа со всем классом, проектная работа в малых группах, индивидуальная работа.

Методы: эвристическая беседа, рассказ, работа с Интернетом, решение биологических задач.

Дидактическое сопровождение: тесты, дидактические карточки-задания, картинки растений различных отделов.

Список используемой литературы:

1. Пономарёва И.Н., Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентена-Граф, 2012. - 128 с.: ил.

Цель: сформировать знания о многообразии растений, их отличительных признаках и значении для человека.

Задачи урока:

Образовательные :формировать понятия: растения (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

  • Учить распределять растения по группам, пользуясь основными признаками групп;
  • характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения; определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп; делать выводы.
  • Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека;

Развивающие:развивать умение характеризовать главные признаки растений; различать органы различных групп растений  на рисунках учебника, выдвигать предположения об их функциях; развивать навык сравнения, сопоставления, формировать доказательность суждений;

Воспитательные:

·         воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к окружающему миру.

·         воспитывать бережное отношение к растительному миру Земли, формируя экологическую грамотность.

Оборудование:

·        ноутбуков с доступом в Интернет – 5 шт. ;

·        проектор;

·        электронный учебник по УМК Пономарёва 6 класс;

·        презентации –“Царство Растения. Группы растений” (Приложение1);

“Многообразие растений. Значение растений для человека” (Приложение 2);

·        дидактический раздаточный материал (картинки с изображением различных растений);

·        картинки с изображением растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

·        энциклопедии растительного мира ,учебник биологии;

·         шаблоны для создания собственной презентации-энциклопедии (Приложение 4)(Приложение 5)

Планируемые результаты обучения:

Предметные:учащиеся узнают о характерных и многообразии отделов (групп) Царства растений; у них формируются понятия: водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные (цветковые).

 

Метапредметные:

·        учащиеся учатся выделять существенные признаки различных групп растений и распределять растения по группам, пользуясь основными признаками групп.

·        Умения сравнивать, сопоставлять, формировать доказательность суждений;

·        Умения вести логически-поисковую деятельность, работать с литературой, анализировать данные и обобщать их.

·        Отрабатываются умения находить информацию в сети Интернет.

Личностные:умение сотрудничать с одноклассниками , у учащихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных (цветковых) растений и установлении усложнений их строения.

 

Ход урока:

Этап урока

Содержание учебного материала. 
Деятельность учителя

Деятельность 
обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга улыбкой.

Мы будем сегодня работать в группах.

Девиз сегодняшнего урока:

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»

Запомни и соблюдай простые правила:

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!

Для работы в группе придумайте  условные знаки и зарисуйте их.

– прошу тишины,
– спасите,
– запутались,
– просим помощи,
 – эврика.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Ф

Регулятивные:волевая саморегуляция.

Личностные:действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

 

Актуализация и пробное учебное действие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Iэтап: Погружение в проект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, начинаем урок.

Давайте посмотрим на экран. Вы видите предметы. Скажите , что это все объединяет (цветы в горшках, тетради, деревянные предметы, березовый сок). Все это сами растения или вещи сделанные из растений

(Слайд 1)-

Создание проблемной ситуации.

 

Беседа с учителем.

Ф

Познавательные:

общеучебные:умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

Назовите тему урока (Царство Растения) (Слайд 2)-  

 

 

-Что ребята написано на слайде?

 -Выберите признаки на слайде, которые относятся только к растениям:  (Слайд 3)-  

• Неограниченный рост
• Отсутствие в клетке ядра
• Наличие хлоропластов
• Фотосинтез. (Автотрофы).
• Движение   жгутиками или ресничками
• Одноклеточные организмы
• Питание путём всасывания воды и минеральных солей
• Питаются готовыми органическими веществами за счет других организмов или мертвыми остатками организмов. (Паразиты и сапрофиты)

Кому принадлежат другие признаки?

           Правильно животным 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

Мы уже с вами на прошлом уроке работали над царством Растения.

 

Сформулируем  цель, над которой мы сегодня будем работать.

(Слайд 4)-  Повторить признаки  растений , их особенности строения и многообразия, определим значение в природе и жизни человека

 

Ф

Познавательные: умение структурировать знания;

давать определения понятиям.

Регулятивные:целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

(Слайд 5)-

Какова цель проектной работы?

 Создать энциклопедию о растениях

(Слайд 6)-

- Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.

 

Г

Логические:построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные:

управление поведением партнёра; контроль. коррекция, оценка действий партнёра.Общеучебные:выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные:прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

 

(Слайд 7)-

 

Каким способом можно получить нужную информацию?

  1. Прочитать в книгах,
  2. Позвонить специалисту;
  3. Узнать в Интернете;
  4. Спросить у других людей;
  5. Посмотреть фильм по теме;
  6. Понаблюдать;
  7.  Провести эксперимент, исследование;
  8. Подумать самим.

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения

Ф

Познавательные:        

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

 

 

(Слайд 8 )-  Что будет продуктом проекта?

 

Энциклопедия

Учащиеся предлагают различные типы продуктов проекта

Ф

Регулятивные:умение прогнозировать результат  выполнения заданий учителя.

IIэтап: Организация деятельности:

 

¥  1 группа – Особенности строения Растений

¥  2 группа – многообразие Растений

¥  3 группа – значение растений в природе и жизни человека.

¥  4 группа – растительный мир нашего округа

 

(Слайд 9 )-

 

Шаблон (алгоритм) для презентации.

Каждая группа получает шаблон для создания мини-презентации

Группа изучает информацию об одном из отделов  растений.

В процессе самостоятельного исследования дети пользуются учебником, Интернетом, картинками, изучают гербарий.

Г

 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

 

 

IIIэтап: Осуществле-ние деятельности.

 

 

 

Работа в группах: заполняют шаблон мини-презентации (Приложение5) на основании информации, полученной на предыдущем шаге в соответствии с предложенным алгоритмом (шаблоном).

 

Г

 

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

 

Защита мини-проектов

 

 

 

Выполнив самостоятель-ную работу, дети представляют свою презентацию, (рассказывают о группе растений).

 

Остальные ребята по ходу представления презентаций заполняют шаблон « Отделы растений» (При-ложение 4) отмечают знаками «+» и «-« наличие органов.

Г

Познавательные:

общенаучные:умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Регулятивные:волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

 Vэтап: Продукт проектной деятельности

Из презентаций , созданных учащимися, учитель формирует общую презентацию – энциклопедию «Отделы растений».

 

 

 

Информация о домашнем задании

П.11, ответить на вопросы стр.51

Творческие задания:

·         Приготовить информацию о самых - самых удивительных растениях. (индивидуально) (Слайд 10)

·         Нарисовать своё любимое растение.

Запись и пояснение домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют выполнение цели и задач урока.

   

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

Продолжите любое высказывание:

- Я узнал (а)...

- Меня удивило...

- Работая в группе, я ...

- Мне трудно представить, что... (Слайд 11)

Оценка деятельности учащихся.

 

Ø  Подведение итогов урока, комментированное выставление отметок.

Ø  ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)