Урок биологии в 5 классе "Царство растения"
Класс: 5
УМК: под редакцией Пономарёва И.Н.
Тема: “Многообразие живых организмов”
Тема урока: “ Царство Растения”
Количество часов – 1
Тип урока: урок проектно-исследовательской деятельности (краткосрочный проект).
Цели:
Познавательные: формированиеумения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа.
Регулятивные: формирование умения в сотрудничествес учителем ставить новые учебные задачи,самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия,как по ходу его реализации, так и в конце.
Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Основные понятия урока: флора, систематика, классификация, водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные (цветковые), покрытосеменные растения.
Деятельность учащихся: групповая работа , работа с текстом и иллюстрациями учебника, поиск информации в сети Интернет, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении строения растений от водорослей до покрытосеменных, выполнение проектного задания по алгоритму. Защита проектного задания (презентации) .
Тип урока:
Урок проектно-исследовательской деятельности (краткосрочный групповой проект) с использованием презентации.
Формы проведения: фронтальная работа со всем классом, проектная работа в малых группах, индивидуальная работа.
Методы: эвристическая беседа, рассказ, работа с Интернетом, решение биологических задач.
Дидактическое сопровождение: тесты, дидактические карточки-задания, картинки растений различных отделов.
Список используемой литературы:
1. Пономарёва И.Н., Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентена-Граф, 2012. - 128 с.: ил.
Цель: сформировать знания о многообразии растений, их отличительных признаках и значении для человека.
Задачи урока:
Образовательные :формировать понятия: растения (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- Учить распределять растения по группам, пользуясь основными признаками групп;
- характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения; определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп; делать выводы.
- Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека;
Развивающие:развивать умение характеризовать главные признаки растений; различать органы различных групп растений на рисунках учебника, выдвигать предположения об их функциях; развивать навык сравнения, сопоставления, формировать доказательность суждений;
Воспитательные:
· воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
· воспитывать бережное отношение к растительному миру Земли, формируя экологическую грамотность.
Оборудование:
· ноутбуков с доступом в Интернет – 5 шт. ;
· проектор;
· электронный учебник по УМК Пономарёва 6 класс;
· презентации –“Царство Растения. Группы растений” (Приложение1);
“Многообразие растений. Значение растений для человека” (Приложение 2);
· дидактический раздаточный материал (картинки с изображением различных растений);
· картинки с изображением растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
· энциклопедии растительного мира ,учебник биологии;
· шаблоны для создания собственной презентации-энциклопедии (Приложение 4)(Приложение 5)
Планируемые результаты обучения:
Предметные:учащиеся узнают о характерных и многообразии отделов (групп) Царства растений; у них формируются понятия: водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные (цветковые).
Метапредметные:
· учащиеся учатся выделять существенные признаки различных групп растений и распределять растения по группам, пользуясь основными признаками групп.
· Умения сравнивать, сопоставлять, формировать доказательность суждений;
· Умения вести логически-поисковую деятельность, работать с литературой, анализировать данные и обобщать их.
· Отрабатываются умения находить информацию в сети Интернет.
Личностные:умение сотрудничать с одноклассниками , у учащихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных (цветковых) растений и установлении усложнений их строения.
Ход урока:
Этап урока |
Содержание учебного материала. |
Деятельность |
ФОУД |
Формирование УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга улыбкой. Мы будем сегодня работать в группах. Девиз сегодняшнего урока:
«Вместе не трудно, Запомни и соблюдай простые правила:
Для работы в группе придумайте условные знаки и зарисуйте их.
– прошу тишины, |
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. |
Ф |
Регулятивные:волевая саморегуляция. Личностные:действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие
Iэтап: Погружение в проект.
|
Итак, начинаем урок. Давайте посмотрим на экран. Вы видите предметы. Скажите , что это все объединяет (цветы в горшках, тетради, деревянные предметы, березовый сок). Все это сами растения или вещи сделанные из растений (Слайд 1)- |
Создание проблемной ситуации.
Беседа с учителем. |
Ф |
Познавательные: общеучебные:умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ. |
Назовите тему урока (Царство Растения) (Слайд 2)-
-Что ребята написано на слайде? -Выберите признаки на слайде, которые относятся только к растениям: (Слайд 3)-
• Неограниченный рост Кому принадлежат другие признаки? Правильно животным |
|
Ф
Ф |
|
|
Мы уже с вами на прошлом уроке работали над царством Растения.
Сформулируем цель, над которой мы сегодня будем работать. (Слайд 4)- Повторить признаки растений , их особенности строения и многообразия, определим значение в природе и жизни человека |
|
Ф |
Познавательные: умение структурировать знания; давать определения понятиям. Регулятивные:целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
|
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
(Слайд 5)- Какова цель проектной работы? Создать энциклопедию о растениях (Слайд 6)- - Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. |
|
Г |
Логические:построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль. коррекция, оценка действий партнёра.Общеучебные:выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные:прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
|
(Слайд 7)-
Каким способом можно получить нужную информацию?
|
Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения |
Ф |
Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
|
|
(Слайд 8 )- Что будет продуктом проекта?
Энциклопедия |
Учащиеся предлагают различные типы продуктов проекта |
Ф |
Регулятивные:умение прогнозировать результат выполнения заданий учителя. |
IIэтап: Организация деятельности:
|
¥ 1 группа – Особенности строения Растений ¥ 2 группа – многообразие Растений ¥ 3 группа – значение растений в природе и жизни человека. ¥ 4 группа – растительный мир нашего округа
(Слайд 9 )-
Шаблон (алгоритм) для презентации. |
Каждая группа получает шаблон для создания мини-презентации Группа изучает информацию об одном из отделов растений. В процессе самостоятельного исследования дети пользуются учебником, Интернетом, картинками, изучают гербарий. |
Г |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
|
IIIэтап: Осуществле-ние деятельности.
|
|
Работа в группах: заполняют шаблон мини-презентации (Приложение5) на основании информации, полученной на предыдущем шаге в соответствии с предложенным алгоритмом (шаблоном).
|
Г |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
|
Защита мини-проектов
|
|
Выполнив самостоятель-ную работу, дети представляют свою презентацию, (рассказывают о группе растений).
Остальные ребята по ходу представления презентаций заполняют шаблон « Отделы растений» (При-ложение 4) отмечают знаками «+» и «-« наличие органов. |
Г |
Познавательные: общенаучные:умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Регулятивные:волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |
Vэтап: Продукт проектной деятельности |
Из презентаций , созданных учащимися, учитель формирует общую презентацию – энциклопедию «Отделы растений». |
|
|
|
Информация о домашнем задании |
П.11, ответить на вопросы стр.51 Творческие задания: · Приготовить информацию о самых - самых удивительных растениях. (индивидуально) (Слайд 10) · Нарисовать своё любимое растение. Запись и пояснение домашнего задания. |
Анализируют выполнение цели и задач урока. |
||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). |
- Достигнуты ли цель и задачи урока? Продолжите любое высказывание: - Я узнал (а)... - Меня удивило... - Работая в группе, я ... - Мне трудно представить, что... (Слайд 11) Оценка деятельности учащихся. |
Ø Подведение итогов урока, комментированное выставление отметок.
Ø ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)