Программа факультатива в 5 классе «Математика вокруг нас»(проектная деятельность).Тетуева Г.Э.
Математика вокруг нас .
Общая характеристика учебного предмета
Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил; вызывает снижение интереса к математическим знаниям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся 5 класса, так как в ней прослеживается неразрывная связь теории с практикой. Математическое образование не будет абстрактным, и у обучающихся все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”. В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно. Эти задачи важны в психологическом отношении, так как формируют интересы обучающихся, развивают их логическое мышление. В методологическом отношении эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая ценность этих задач состоит в том, что они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения.
Пояснительная записка
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания. Основное содержание курса математики начальной школы в большей степени ориентировано на абстрактный материал. Поэтому задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения обучающихся, их математической интуиции, логического мышления, должно уделяться особое внимание.
Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно-ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации.В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода.
Наряду с традиционными формами организации занятий будут применяться такие организационные формы как дискуссия, проекты, диспут, выступление с докладами, презентациями. Для развития познавательной активности обучающихся будут применяться видеофильмы и мультимедиа технологии, интернет-технологии, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся.
Цель, задачи и принципы программы
Цель:
· развивать математический образ мышления
Задачи:
· расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
· расширять математические знания в области математики;
· развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
· учить применять математическую терминологию;
· учить проектной деятельности;
· развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
· уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
· Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
· Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
· Системность
Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.
· Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
· Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение математических задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- выполнение проекта, творческих работ;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа занятий предназначена, для обучающихся 5 класса, проявляющих интерес и склонность к изучению математики. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Курс рассчитан на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю .
Результаты освоения программы курса
Результаты |
Формируемые умения |
Средства формирования |
личностные |
· формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
|
Организация на уроке парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
||
регулятивные |
|
|
познавательные |
|
|
коммуникативные |
|
· учитывать разные мнения интересы и обосновывать собственную позицию; · понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; · аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничествепри выработке общего решения в совместной деятельности · продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников · с учетом целей коммуникации последовательно и полно передавать партнеру необходимуюинформацию как ориентир для построения действия |
Формы и методы организации учебного процесса.
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.
Методы контроля: презентация, тестирование.
Технологии, методики:
I. уровневая дифференциация;
II. проектная деятельность;
III. проблемное обучение;
IV. моделирующая деятельность;
V. поисковая деятельность;
VI. информационно-коммуникационные технологии;
VII. здоровьесберегающие технологии;
Предлагаемый порядок действий:
· Знакомство класса с темой.
· Выбор подтем (областей знания).
· Сбор информации.
· Выбор проектов.
· Работа над проектами.
· Презентация проектов.
Творческими работами могут быть :
рисунок, открытка, викторина, КВНы, газета, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов,выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник ит.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна по данной тематике, или предлагают свою тему.
Содержание курса «Математика вокруг нас»
Тема «Знакомство с геометрией» (8 ч)
История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. Решение задач с использованием свойств изученных фигур. Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Треугольник. Египетский треугольник. Квадрат. Прямоугольник. Площади фигур.
Тема «Метрическая система мер»(8 ч)
Метрическая система мер. Как измеряли в древности. Старые русские меры.Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности
Тема «Дроби» (5ч)
История дробей.Действия с дробями. Решение задач.
Тема «Золотое сечение» (6 часов)
Золотое сечение в строении нашего тела. Золотое сечение в строительстве и архитектуре. Золотое сечение в природе. Проект «золотое сечение вокруг нас»
Тема «Способы решения комбинаторных задач» (7 часов)
Перебор возможных вариантов. Правило треугольника. Графы. Правило умножения. Дерево возможных вариантов. Таблица. Защита мини-проектов.
Учебно-тематический план
№п/п |
Тема занятий |
1 |
История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. |
2-3 |
Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. |
4-5 |
Треугольник. Египетский треугольник. Квадрат. Прямоугольник. |
6-7 |
Площади фигур. Задачи на разрезание и перекраивание фигур. |
8 |
Проект «Мир геометрических фигур» |
9-10 |
Метрическая система мер |
11 |
Как измеряли в древности |
12-13 |
Старые русские меры. |
14-15 |
Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности. |
16 |
Проект «Метрическая система мер» |
17 |
История дробей. |
18 |
Дроби. Действия с дробями. |
19-20 |
Решение задач. |
21 |
Проект «Арифметические действия над обыкновенными дробями. Земля – наш общий дом» |
22 |
Золотое сечение. |
23-24 |
Золотое сечение в строении нашего тела |
25 |
Золотое сечение в строительстве и архитектуре |
26 |
Золотое сечение в природе |
27 |
Проект «золотое сечение вокруг нас» |
28 |
Способы решения комбинаторных задач |
30 |
С помощью графов. Правило треугольника |
31 |
Правило умножения |
32 |
Дерево возможных вариантов. |
33 |
Таблица |
34 |
Защита мини-проектов |
Планируемые результаты реализации программы
Учащиеся научатся:
- находить наиболее рациональные способы решения задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- создавать презентации;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
1.Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
2.В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1.Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
2.Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
3.Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
4.Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
5. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
6.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
7.Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
Межпредметные связи на занятиях по математике:
· с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.
· с уроками экологии: развитие видение и понимание экологических проблем.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
1. Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3 / Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. – 176с.
2. Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239с.
3. Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240с.
4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие лоя учащихся 5-6 классов средней школы – М.: Просвещение, 1989.
5. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. – М.: Флинта, 1998. – 224 с.
6. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2003. – 688с.
7. Электронные ресурсы на компакт – дисках:
Детская энциклопедия «Хочу все знать»
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Большая советская энциклопедия.