2016 ноябрь_МБОУ г. Мурманска СОШ № 45 Никитина Н.В.Проект «Выращивание кристаллов»
Проект «Выращивание кристаллов»
Актуальность.
В последнее время появилось много интересных интеллектуальных игр «Вырасти кристаллы», «Юный химик», «Домашняя лаборатория». Это дает возможность познавать удивительный мир химических веществ. Мы решили не просто вырастить кристаллы, но и изучить, как на это будут влиять температура воздуха и освещенность, температура раствора.
Данные нашего проекта можно использовать на уроках окружающего мира и химии.
Цель проекта:
Научить учащихся выращивать кристаллы из поваренной соли, сахара, сульфат меди CUSO4 (вещество ядовито), дигидрофосфата аммония NH 4H 2PO4.
Задачи проекта:
- Познакомить учащихся с методикой выращивания кристаллов разных веществ.
- Учить учащихся фиксировать данные эксперимента в дневнике наблюдений.
- Учить анализировать и систематизировать полученных данные опытов, делать выводы и умозаключения.
Объект: поваренная соль, сахар, сульфат меди CUSO4 (вещество ядовито). Оборудование: перчатки, чашки (одноразовая посуда для выращивания кристаллов), мерная ложка, деревянные палочки, ложка для размешивания.
Внимание! При попадании реактивов на кожу или в глаза немедленно промойте их проточной водой!
Ход работы
- Рассказ учителя.
Выращивание кристаллов в домашних условиях разными способами.
Раствор – это жидкость с растворившимся в воде каким-либо веществом. У каждого вещества есть свой предел растворимости в воде - раствор, вместивший в себя максимально возможное количество растворяемого вещества, называется насыщенным раствором. Именно из таких растворов и получают кристаллы.
Выращивание кристаллов в домашних условиях производят разными способами. Выращивать кристаллы можно, например, охлаждая насыщенный раствор. С понижением температуры растворимость веществ уменьшается (в основном, это касается безводной соли), и они, как говорят, выпадают в осадок.
Выращивание кристаллов можно осуществить и другим способом - постепенным удалением воды из насыщенного раствора. И в этом случае, чем медленнее удаляется вода, тем лучше получается результат.
- Методика выращивания кристаллов из поваренной соли.
Возьмите стакан горячей воды (желательно дистиллированной) и добавьте 5-6 столовых ложек соли и перемешайте до полного растворения. Затем добавьте ещё 2-3 мерные ложки соли и растворите её. Повторяйте этот этап до тех пор, пока соль перестанет растворяться и будет оседать на дно. Насыщенный раствор соли переливают в чистую емкость. На нитку выбираем и привязываем 3-4 крупных кристалла соли. К деревянной палочке привязать нитку с кристаллами соли и опустить в насыщенный раствор. Емкость закрыть сверху бумагой, чтобы не попадала пыль. Раствор оставляем на несколько дней, пока не вырастут кристаллы.
- Методика выращивания кристаллов сахара.
В четверти стакана горячей воды растворите 3 столовых ложки сахара. Это сахарный сироп. Возьмите деревянные палочки (по количеству детей). Обмакните палочки в сахарный сироп, затем обваляйте в сахаре (оставьте место для «ручки»). Дайте заготовкам просохнуть. Через 3 часа заготовки будут готовы. Затем готовим насыщенный раствор. В стакан горячей воды добавить 1,5 стакана сахарного песку и размешать до полного растворения. Можно добавить красители. Тогда кристаллы будут цветными. Опустим палочки с кристаллами сахара в раствор и закрепим их. Оставим раствор на несколько дней.
- Методика выращивания кристаллов сульфат меди CUSO4.
Медный купорос продаётся в хозяйственных магазинах. Для выращивания нужно использовать только дистиллированную воду. Продается в автомагазинах, аптеках. Работать можно только в защитных перчатках. Вещество ядовито. При попадании на кожу, следует промыть водой. В стакан теплой воды добавляем мерные ложки медного купороса и размешиваем для полного растворения. Привязываем пуговицу к нитке. На ней будет расти кристалл. Опускаем нитку в стакан с раствором и оставляем на несколько дней.
- Работа с дневником наблюдений.
Каждый день учащиеся осматривают нитки с «затравками» для роста кристаллов. Затравки сдвигать нельзя. Линейкой аккуратно измеряют через стекло стакана размер кристаллов и фиксируют в дневнике наблюдений. Наблюдения следует проводить в одно и то же время.
Дневник наблюдений
Дата |
Поваренная соль |
Сахар |
Сульфат меди CUSO4 |
Примечание |
|
|
|
|
|
Выводы: ….
Кристаллы сульфата меди CUSO4
Кристаллы поваренной соли
Кристаллы сахара
Проект можно преобразовать в научно-исследовательскую работу, если изменять условия выращивания кристаллов: освещенность, температуру раствора, температуру воздуха, концентрация раствора и т.д.
Выводы:
1.Научились проводить опыты с химическими веществами согласно инструкции учителя.
2. Ученики научились выращивать кристаллы и фиксировать полученные данные в дневнике наблюдений.
3. Учились анализировать и систематизировать полученные данные.