Каникулярная школа

Принято считать, что основная школа является одной из самых сложных ступеней образования. Психологи и учителя объясняют это «переходным возрастом», который нужно просто «пережить» и детям, и родителям, и педагогам. Проблематика основной школы и особенностей образования на данной ступени освещена в работах В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.Б. Воронцова, Е.В. Чудиновой, В.Р. Имакаева и других.
Чувство взрослости, потребность в самостоятельности, равноправии и уважении со стороны взрослых, общение со сверстниками, интерес к собственной личности, стремление к неизвестному, к испытанию себя, участие в новых видах деятельности, стремление получить признание других -далеко не полный перечень приоритетов подростков, с которыми должна работать школа.
Традиционная классно-урочная система образования не справляется с этим «трудным» возрастом, ставя во главу угла только предметные результаты. Значительная часть подростков просто отсиживают уроки, получая в итоге прививку от любопытства и очень мало полезных знаний, а образовываются они в других местах. Для эффективного образования подростков необходимы другие организационно-педагогические условия.
ФГОС ООО, учитывая принцип природосообразности, видит выпускника основной школы готовым к выбору , обладающим избирательностью интересов, познающим себя, утверждающим себя как взрослый, готовым нести ответственность перед самим собой и другими, умеющим действовать с ориентацией на другую позицию, работать в группе и индивидуально, осознанно выполняющим правила здорового и безопасного образа жизни.
Эти результаты необходимы и старшей школе , поскольку в соответствие с новыми стандартами старшей школы учащийся должен быть готов учиться по индивидуальным учебным планам и создавать индивидуальные образовательные маршруты.
Традиционная классно-урочная система не позволяет достичь этих результатов, т.к. «страдает» академизмом, линейностью, бессобытийностью, однообразием, отсутствием выбора. Кроме того, традиционная школа представляет собой «закрытое» образовательное пространство, в котором все траектории движения учащегося за него определены и построены, он ничего не выбирает.
Современные ученые считают, что в основной школе учащиеся «теряют» 3 из 5 лет.
Противоречие между особенностями подросткового возраста, требованиями государства, заложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах, и возможностями существующей классно-урочной системы, заставляет искать иные формы образования подростков.
На мой взгляд, успешно разрешить данное противоречие позволяют технологии открытого образовательного пространства, которые обеспечивают процесс индивидуализации, и которые нацелены на самоопределение и выстраивание индивидуальной образовательной траектории учащимся, носят деятельностный характер обучения, предполагают избыточность, вариативность, интерактивность, наличие рефлексии в процессе обучения и по окончании его.
В течение последних трех лет в МКОУ Бобровская СОШ№2 в образовательный процесс основной школы включаются Каникулярные школы.
«Каникулярная школа» - это инновационный образовательный проект, площадка для отработки новейших образовательных технологий, поскольку она предлагает углублённую подготовку, обучает навыкам самоопределения;
Основные направления деятельности «Каникулярной школы»:
• Освоение методов исследования и проектирования;
• Развитие стратегического мышления;
• Развитие мотивации к познанию и творчеству;
• Развитие коммуникативных, организаторских способностей;
• Повышение самооценки детей;
• Осознание обучающимися своих личностных и профессиональных перспектив.

2. Цели и задачи «Каникулярной школы».
Цели:
• Удовлетворение интеллектуальных и социальных потребностей детей;
• Формирование в среде школьников ценности интеллектуального творчества и мотивации к учению;
• Подготовка к олимпиадам разного уровня по предметам филологического и естественно-научного циклов;
Задачи:
• Развитие творческих способностей детей;
• Организация полноценного отдыха, занятости детей, усиление педагогического влияния на школьников в период каникул; оздоровление участников школы;
• Воспитание в духе общечеловеческих культурных и нравственных ценностей;
• Организация коммуникативного пространства для обеспечения взаимного развития школьников и педагогов;
• Развитие у школьников, одарённых в области точных наук, логического мышления и повышение общей и профессиональной культуры;
• Воспитание интеллигентности и порядочности.
Каждая Каникулярная школа, проведенная в школе решала конкретные задачи
и выстраивалась по определенным технологиям. Так, для учащихся 4-х классов в конце учебного года была проведена Каникулярная школа «Тайны 5 -го класса» в технологии «Образовательное путешествие». В ходе путешествия (6 часов) произошло знакомство учеников с внеурочным пространством школы (кружками, секциями, мастерскими) и построение каждым из них своих образовательных маршрутов во внеурочной деятельности на следующий учебный год.
В этом им помогли созданные ими карты собственных образовательных интересов, как продукта осмысления и планирования собственного образования.
Для сохранения мотивации к продолжению учебных исследований и проектных работ пятиклассникам была предложена Каникулярная школа , в рамках которой была организована поездка в город Воронеж в музей занимательных наук «Эйштейниум». Ребята, посещающие курс «Юный техник» и «Электрончик», на своих опытах убедились, что физика, которую они еще только будут изучать в 7 классе, очень занимательная и увлекательная наука. А с примерами и физическими явлениями они сталкиваются в жизни. Посещение музея позволило им полежать на гвоздях, пройти по канату над ночным городом, определить силу своего голоса, поднять автомобиль массой 400 кг и знать еще много другого. Где еще можно увидеть, как работает пианино, сделать магнитный мостик, почувствовать себя волшебником и магом. От посещения музея ребята получили большое удовольствие и поняли, что в жизни нет ничего невозможного, что им все по силам.
В июне для детей была открыта «Лесная школа». Обучение в ней длилось пять дней.
В течение этого времени дети провели исследования, создали собственные проекты и защитили их, а также отдохнули в свое удовольствие и весело провели время.
Первый день начался с экскурсии в Бобровское лесничество и Хреновской лесной бор. Познавательную экскурсию организовала специалист лесного хозяйства Татьяна Зеленина. Далее последовали различные конкурсы и награждения. Понравилась ребятам увлекательная и задорная церемония посвящения в юные лесничие.
Второй день был посвящен работе школьников над проектами. Пошли в ход полученные накануне знания, а также собранный материал. Мальчишки и девчонки с интересом изучали строение хвои и шишек. В конце дня каждый школьник защитил небольшую научную работу.
На третий день детям организовали образовательную программу по химии и экологии. Ребята отправились на экскурсию по Бобровскому водоканалу. Осмотр начался с водозабора, затем дети ознакомились с работой водонапорной станции и очистных сооружений в поселке Карандеевка. Получив знания о процессе забора и очистки воды, школьники продолжили исследовательскую работу в школьной лаборатории с помощью датчиков PASCO. Ребята исследовали образцы воды, взятой на разных этапах очистки.
- Больше всего мне понравилась экскурсия на водоканал, - говорит ученица 5 «Б» класса Бобровской СОШ №2 Валерия Ульвачева. - В целом «Лесная школа» получилась увлекательной и познавательной. Я получила много полезной и нужной информации. Очень хотелось бы еще раз принять участие в подобной программе.
Последние два дня обучения в «Лесной школе» были отведены для отработки умения ориентироваться в лесу и формирования здорового образа жизни. Юные лесничие занимались спортивным ориентированием, искали клад. Найти его можно было только с хорошими знаниями биологии, географии и экологии. Так завершился первый прогон образовательной программы «Каникулярная школа».
Каникулярная школа –это событие , которое позволило пробудить мотивацию учащихся к исследованию, актуализировать собственный образовательный интерес и выйти каждому учащемуся на тему учебного исследования;
Для достижения заявленных результатов в рамках Каникулярной школы использовалась авторская технология «Большой процесс: от информации к смыслу» » (автор Тюмина М. В.), основанная на методе содиалога А. Г. Ривина (поабзацное изучение текста в парах сменного состава). Данная деятельность организуется для погружения учащихся в содержание различных интересных, проблемных направлений современной культуры, науки и духовной жизни, которые имеют важное значение для становления личности и диалога поколений, однако не отражены в школьных программах.
В ходе работы в каникулярной школе принципиально изменяется позиция и деятельность учителя. Учитель –партнер учащегося, тьютор. Для достижения заявленных целей учитель меняет привычные приемы работы. Учитель вместе с детьми ищет истину, движется к ее выяснению и имеет право на собственное мнение.
В работе каникулярной школы происходит содержательная встреча детей и взрослых, они «открывают» друг друга.
Выходом из каникулярной школы для учителя, кроме интенсификации изучения предмета, может быть создание новых факультативных курсов, исследовательских кружков, и т.д., в которых педагог продолжает начавшийся содержательный ход, представляющий для него и детей взаимный интерес, но не укладывающийся в рамки существующей программы.
Работа учащихся во время каникулярной школы также как и работа учителей,
отличается от того, что происходит на традиционных уроках. Учащиеся деятельностно осваивают не только учебный материал, но и способы учебной деятельности, в основе которых лежит умение работать с информацией, формулировать открытые вопросы, т.е. видеть и ставить проблему, предлагать способ ее решения. Детям предоставляется возможность включиться в мыслительную деятельность, организовать собственную образовательное движение, приобрести вкус к творческой работе.
Специально инициируется, поощряется и культивируется личная точка зрения, поисковые ходы и т.п. Если учесть, что содержание, которое дети осваивают, ново для них, то можно представить, как ребята раскрываются.
Каникулярная школа позволяет преодолеть отчуждение учащихся от собственного образования (путем самостоятельного, добровольного выбора тьютора, группы, позиции, текста, партнеров, темы исследования);помогает выявить учащимся собственный образовательный интерес и выйти на тему исследования; удовлетворить образовательные потребности;развивать рефлексию.
Педагоги на Образовательных сессиях осваивают неурочные формы образования, приобретают опыт построение открытого образовательного пространства, устанавливают живое общение с учащимися, осваивают новые способы формирования и развития компетенций -информационных, коммуникативных, рефлексивных, обеспечивают индивидуализацию образования, осваивают тьюторскую позицию.
Выбранный формат организации внеурочной деятельности «Каникулярная школа» представляется педагогически оправданным, т.к., с одной стороны, одно из главных требований Стандарта -требование индивидуализации обучения и воспитания (см.: Стандарт, с. 47-48), с другой, старших школьников, в силу их возрастных и психологических особенностей, интересуют не только вопросы теории, но сам
ход анализа изучаемого объекта, явления, процесса, события, а также способы доказательства. Каникулярные школы строятся на принципе индивидуализации,
внутри которой заложены три нормы:
-избыточность образовательной среды (возможность выбора);
-навигация в образовательной среде (возможность движения);
-стратегическое планирование (перевод возможностей в ресурс).
Ведущей идеей представленного инновационного проекта является освоение школьниками культуры самоопределения через модель внеурочной деятельности в
формате «Каникулярная школа» в условиях введения ФГОС ООО.
«Задел» для организации подобной работы в школе имеется.
В МКОУ Бобровская СОШ№2 накоплен богатый опыт инновационной деятельности. Нам представляется, что образование можно получать не только сидя за партой, но и в учебно-экскурсионных поездках, организованных особым образом. За эти годы были организованы литературоведческие экспедиции в Санкт-Петербург, Москву, Михайловское; исторические практики в Воронеж, по городам «Золотого кольца» , учебно-исследовательские –по Воронежской области.
Социальное партнерство школьного лесничества «Зарянка» с «Эко школой Зеленый флаг», с ВОСЮН, с Бобровским лесничеством открыло еще одну форму образования - сетевая каникулярная школа. На базе Воронежской областной станции юных натуралистов прошла установочная сессия областной очно-заочной академии школьных лесничеств. Два члена школьного лесничества Ильичёва Светлана и Кострюкова Елизавета успешно начали обучение в академии по направлению – лесоводство и лесоведение.
В период со 2-го по 6-е июня в МКОУ Бобровская СОШ №2 учащиеся 5 «Б» и 5 «В» классов посещали гуманитарную летнюю школу, где занимались изучением традиций русского народного костюма.
В первой день учащиеся посетили Бобровский краеведческий музей. Директор музея Степанова Е.Д. провела с ребятами экскурсию, в ходе которой они познакомились с историей русского народного костюма на территории Бобровского района. Ребята увидели, как одевались наши предки в разные периоды своей жизни, убедились в том, что в национальной одежде русского человека не было ни одной случайной детали. Так же учащиеся познакомились с названиями основных элементов русского народного костюма.
3 июня учитель русского языка и литературы Киселёва Наталья Сергеевна побеседовала с учащимися на тему «Роль русского народного костюма в фольклоре». Беседа проходила в форме литературной гостиной. Ребята просмотрели передачу «Главное подчеркнуть», в которой говорилось о значимости национального костюма в жизни современного русского человека, а затем ребята поделились своими наблюдениями на эту тему. Они зачитывали или пересказывали места из сказок, былин, народных песен, где встречаются описания русского народного костюма. В конце мероприятия ребята, нарядившись в русские костюмы, вышли на улицу и исполнили заклички, поводили хоровод.
4 июня учитель русского языка и литературы Ходарина Анна Сергеевна вместе с детьми превращалась в ученых-лексикографов, а затем в ученых-реконструкторов. Мероприятие под названием «Устаревшие и диалектные слова в названии элементов русского народного костюма» началось с просмотра эпизода «Русский народный костюм – краше его нет», в котором красной нитью проходила тема предыдущего мероприятия- значимость русского национального костюма при воспитании чувства патриотизма. В ходе просмотра дети, которые уже познакомились с некоторыми названиями элементов костюма, должны были записать встретившиеся новые или уже знакомые названия. Записанные слова послужили материалом для создания словарика диалектных и устаревших слов. Затем словарик послужил слушателям гуманитарной школы в «реконструкции» русского национального костюма: ребята должны были раскрасить костюм в соответствии с правилами, а также обозначит его основные элементы.
5 июня учитель истории Титаренко Людмила Алексеевна подготовила для детей мероприятие, используя эффект погружения в атмосферу жизни наших предков. Учащиеся, одетые в национальные костюмы (сарафаны, юбки-понёвы, рубахи – косоворотки), были приглашены «в гости» на чаепитие с самоваром. За столом в непринуждённой обстановке ребята отгадывали русские народные загадки про одежду и украшения, после чего каждый из них представил мини-проект на следующие темы: «Женский национальный костюм», «Мужской национальный костюм», « Старинные украшения», «Старинная обувь», «Ткани, цвета и орнамент, используемые в русском народном костюме». По окончании защиты проектов ребята с удовольствием исполняли частушки, связанные с данной тематикой. Завершился этот день во дворе школы русскими народными подвижными играми: «Ручеёк», «Ведьмина метёлка», «Петушки – курочки», «Карусели».
Несмотря на небольшое количество мероприятий, неделя получилась насыщенной и познавательной. Много нового о костюме узнали не только ученики, но и сами учителя в ходе подготовки. Ребята признались, что подобное начало каникул им пришлось очень по душе.
Со 2.06. 2015 по 6.06.2015 прошли занятия каникулярной школы естественно-географического направления по программе «Летняя лесная школа». 2015 г – Международный год почв, поэтому все учебные занятия были так или иначе связаны с тематикой почв.
2.06.15 г. под руководством учителя химии Голиковой В.С. ученики каникулярной школы учились делать почвенную вытяжку и определять рН различных почв.
3.06. 15г. Вместе с учителем географии Минаковым Р.Н. ребята занимались изучением почв Бобровского района. Учились делать почвенный срез, брали пробы для изучения физико-химических свойств почв. Изучали растительность местности, где были взяты образцы. Работали с картой местности.

4.06.15 г. состоялась экскурсия в лес, знакомство с музеем и системой противопожарной охраны КУ ВО «Лесная охрана» «Бобровское лесничество». Ученики попробовали свои силы в роли волонтёров, убрав территорию Берёзовой рощи от мусора, в рамках Всероссийской акции «Чистый лес».
5.06. 15 г. Ребята стали участниками регионального форума «Экоград», проходившего на базе Хреновского лесного колледжа. Большой праздник надолго останется ярким впечатлением в их жизни. В своих отзывах о поездке они написали: «… Бесплатное мороженое, квас, вода, бейсболки с символикой «Экограда» - это было только начало удивительного праздника. … Я увидела много интересного и познавательного для себя. Куклы, корзины, веники и многое другое, сделанное руками человека можно было не только посмотреть, но и поучаствовать в их изготовлении. Особенно мне понравилось писать настоящим гусиным пером, делать поделки из песка, … мастерить ручки и цветочки, … собирать пазл с изображением бобра. Приятно было получить за это приз. …Домой мы ехали с весёлым настроением и лёгкой усталостью».
Ежегодно для проведения фестиваля выбирается новое место. Это дает возможность показать красоту природы родного края жителям нашей области. В этом году "Экоград" прошел на территории Хреновского лесного колледжа имени Г.Ф. Морозова, расположенного в Бобровском районе Воронежской области. Хреновской бор славится своей красотой и уникальностью не только в нашем регионе, но и за его пределами.
Программа фестиваля была построена с учетом экологического календаря 2015 года. На празднике были организованы тематические площадки, посвященные Международному году почв, Международного году света и другим экологическим событиям.
6.06.15г. Последний день был посвящён изучению биогеоценозов и экосистем и роли почв в их формировании. В конце занятий у ребят была возможность искупаться в Битюге, покормить рыб. Сладкие подарки в завершении занятий оказались очень кстати.
Результатом работы явилось активное участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах и конференциях различного уровня.
В 2016 году в школе была организована работа по 7 направлениям: гуманитарная каникулярная школа, каникулярная школа по биологии «Эврикум», физическая, естественно-географическая, языковая, каникулярная школа робототехники, школа для младших ш