Палаева Г.П., учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей №55" г.Пенза Интегрированный урок литературы, истории, музыки "Пушкин – историк и создатель драмы "Борис Годунов""
Интегрированный урок литературы, истории, музыки.
Учителя: Палаева Г.П., Хонина О.В., Кучапина Н.В.
Тема: Пушкин – историк и создатель драмы "Борис Годунов" (сцена в Чудовом монастыре).
Цели: создание условий для формирования чувства патриотизма, повышения интереса учащихся к истории России и творчеству А.С. Пушкина, коммуникативных компетенций через восприятие драмы.
Задачи:
-расширить представление учеников о личности А. С. Пушкина как историка;
- познакомить учащихся с отрывком из драмы А. С. Пушкина, с особенностями драмы;
-познакомить учащихся с эпохой правления Бориса Годунова;
-познакомить с оперой Мусоргского «Борис Годунов»;
- развивать навыки анализа текста, монологической речи.
Оборудование:
• проектор
•учебник «Литература» 7 класс, часть1, под редакцией В. Я. Коровиной.
План урока:
1. Оргмомент
2. Целеполагание
3. Изучение нового материала
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Целеполагание
А) Учитель литературы. Чтение и анализ стихотворения. Послушайтеотрывок из стихотворения Кондратия Федоровича Рылеева. О чем оно?
Москва-река дремотною волной
Катилась тихо меж брегами;
В нее, гордясь, гляделся Кремль стеной
И златоверхими главами.
Умолк по улицам и вдоль брегов
Кипящего народа гул шумящий.
Всё в тихом сне: один лишь Годунов
На ложе бодрствует стенящий.
Пред образом Спасителя, в углу,
Лампада тусклая трепещет,
И бледный луч, блуждая по челу,
В очах страдальца страшно блещет.
Тут зрелся скипетр, корона там видна,
Здесь золото и серебро сияло!
Увы! лишь добродетели и сна
Великому недоставало! ‹…›
Б) Формулирование целей и задач урока.
Учитель литературы. -Кому посвящено стихотворение? Что вы знаете о нем? -Каким показывает его поэт? -Что значит «стенящий»? -Кто такой «страдалец»? -Как вы думаете, почему я начала урок со стихотворения Рылеева? Ведь мы изучаем Пушкина?
Учащиеся. Пушкин написал драму «Борис Годунов».
Учитель.Назовите тему урока.
Учащиеся называют тему урока и цели. «А.С.Пушкин. Трагедия «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Цель – знакомство с отрывком из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)
Учитель литературы. В ходе урока мы познакомимся с эпохой правления Бориса Годунова, фрагментом трагедии, углубим представление о драматическом жанре; будем совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умения давать характеристику героям произведения, развивать навыки выразительного чтения, свои творческие способности и познакомимся с оперой Мусоргского «Борис Годунов».
3. Изучение нового материала.
Учитель истории.В 1591 г. произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (или, как тогда говорили «падучей»), играя с ребятишками в «ножички». неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. По крайней мере так гласила официальная версия. По стране поползли слухи, будто в смерти Димитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц. После того, как в 1598 г. царь Фёдор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как искушенный и умелый правитель, был избран на царство. Многие сильные люди оказались, однако, недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому же царствование Бориса Годунова оказалось несчастливым. Из-за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, там и тут вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова. В 1603 году до Москвы дошёл новый слух. вскоре подтвердившийся. что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Димитрия. Проведённое расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля (ныне разрушен). Находясь здесь, Григорий Отрепьев мог хорошо сориентироваться в политической обстановке. Возможно, он имел какие-то связи с оппозицией Годунова в боярской среде. Известно, что он был как-то близок к Романовым. Как написал В.О. Ключевский, «Лжедмитрий был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве».
Ученик 2. С начала XIX века в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, старшего друга А.С. Пушкина. Его многотомный труд Пушкин хорошо знал и высоко ценил. Он не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошёл после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы. Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Бориса Годунова.
Б) Работа с учебником.
Учитель литературы. Прочитайте статью учебника «Пушкин – драматург». 2 ученика в словаре литературоведческих терминов, в словаре юного филолога ищут определения драмы, драматургии и трагедии и записывают на слайд.
Ответьте на вопросы.
-К какой теме обращается А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов»?
-Почему слова Пимена о Борисе воспринимаются как отзвук грозного «мнения народного»?
-Что пишет о Борисе Годунове литературовед Г. Фридлендер?
-Какие черты характеры положены у Пушкина в основу образа Самозванца?
-Кто такой патриарх?
Учитель литературы. Послушаем выступление учащихся.
Ученики читает остальные записывают в тетрадь.
ДРАМА – ( гр. drama - действие) – один из четырёх литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературных произведений в форме сценического воплощения (спектакля). В другом значении термин «драма» обозначает один из жанров драматургии (в отличие от комедии и трагедии). ДРАМАТУРГИЯ – собирательное название всех литературных произведений, предназначенных для сценического воплощения в театре. ТРАГЕДИЯ – ( гр. tragodia - буквально «козлиная песнь») – вид драмы, противоположный комедии. Драматический жанр, который строится на трагическом (изначально неразрешимом) конфликте между героем и обстоятельствами или на столь же неразрешимом конфликте внутренних побуждений в душе героя.
В) Проверка домашнего задания.
Словарная работа.Выступление учеников.
ХАРТИЯ – старинная рукопись, документ.
ВЕЧЕ – в Древней Руси собрание горожан.
ДЬЯК – в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения.
ПРИКАЗ – в Московском государстве 16-17веков учреждение.
КРОМЕШНИКИ – здесь опричники. (По старинным понятиям, грешники, чьи души после смерти будут помещены в ад).
ИГУМЕН – настоятель монастыря.
АЛКАТЬ – сильно желать.
ОБЕТ – торжественное обещание,обязательство.
СХИМА – монашеский чин, налагающийсамые строгие правила.
ЗАНЕ – потому что, так как.
Определение архаизмов: днесь, присно, смирять, отрок, инок, келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье.
Г) Работа с текстом.Чтение фрагмента «Сцена в Чудовом монастыре». Характеристика героев.
Вопросы по образу Пимена:
- С помощью каких средств автор рисует образ летописца?
- Как характеризуют Пимена его собственные слова?
- Как Пимен относится к своему труду летописца?
- Свойственны ли были Пимену в молодости грехи?
- Можем ли мы кратко восстановить биографию Пимена?
- Какое событие изменило судьбу Пимена?
- Как Пимен относится к Григорию?
- Как характеризует Пимена отношение к Григорию?
- Как характеризуют Пимена раздумья и размышления Григория?
- Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»?
- Каковы особенности речи летописца?
- Только ли царей винит в преступлениях Пимен?
- Чем для вас интересен облик и характер летописца?
Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Художник А. Земцов. 1895
- Можно ли назвать сон Григория вещим?
- Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы?
- Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола Димитрия?
- Какими чувствами проникнуто его отношение к прошлой блестящей жизни Пимена при дворе Ивана Грозного?
- Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?
- Как Григорий оправдывает своё желание стать самозванцем?
Учитель литературы.«Борис Годунов» - пьеса не только о личной трагедии царя. но и народа, ввергнутого по его вине в пучину бед и испытаний. Прослушаем музыкальную иллюстрацию – фрагмент оперы Мусоргского «Борис Годунов»(сведения о композиторе на следующей странице)Домашнее задание :приготовить выразительное чтение отрывка сцены в чудовом монастыре; ответить на вопросы и выполнить задания учебника (стр. 94-95, №№ 5 – 7); написать сочинение-миниатюру по любой иллюстрации к пьесе «Характер Пимена в моём представлении и в представлении художника».
Учитель музыки.В завершение урока хочу предложить вам послушать фрагмент оперы «Борис Годунов» величайшего композитора Модеста Петровича Мусоргского, который тоже обратился к этой исторической теме. (На слайде портрет М.П. Мусоргского). Сначала послушаем сообщение о великом композиторе.
Ученик.МУСОРГСКИЙ, МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ (1839–1881), русский композитор. Родился 9 (21) марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Мусоргский рано проявил музыкальные способности.. Однако, следуя семейной традиции, поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1856. Став офицером гвардии, приобрел известность как талантливый музыкант-любитель, пианист и композитор. Вскоре Мусоргский познакомился с М.А.Балакиревым и начал брать у него уроки композиции . В 1858 Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. В течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений – замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано. Крупным сочинением Мусоргского, законченным в 1869, стали семь сцен по трагедии Пушкина Борис Годунов. Эта первая редакция Бориса Годунова была отвергнута императорской сценой, что побудило Мусоргского радикально переделать оперу, введя в нее целый «польский» акт и новый финал – народный бунт, а также во многом изменить и другие сцены. Вторая редакция Бориса Годунова (1872) была поставлена в Мариинском театре 8 февраля 1874.
Слушание оперы.
Учитель музыки. -Опишите свои эмоции. -Какие чувства передаёт музыка и голос исполнителя?
4. Рефлексия.
- Что особенно вам понравилось на уроке?
- Что запомнилось?
- Почему об этом надо знать в настоящее время?
5. Домашнее задание:1.Приготовить выразительное чтение отрывка.
2.Прочитать повесть «Станционный смотритель»."