2017 апрель урок окружающего мира 1 класс Что мы узнали о животных. Потапова И.А МБОУ "Лицей № 55" г. Пензы

Тема: Что мы узнали о животных.

Тип урока: Закрепление.

Дидактическая цель: создать условия для обобщения и систематизации материала обо всех видах животных.

Задачи:

1. Обучающая: проверить усвоение знаний о существенных  признаках  животных разных групп.

2. Развивающая: развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать объекты окружающего мира, выделяя существенные признаки группы однородных предметов, умения анализировать, делать простейшие выводы.

3. Воспитывающая: воспитывать доверительные отношения, умение общаться, работать в паре, интерес к изучению животного мира нашей местности.

Педагогические технологии:

 проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

 фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Планируемые результаты:

Предметные:

-говорят о разнообразии животных,вспоминают существенные признаки, условия их жизни, знакомятся с необычными птицами, млекопитающими.

Метапредметные:

а) познавательные:

- получают возможность учиться добывать информацию;

- осуществляют сравнение и классификацию;

- строят логические рассуждения,  включая причинно-следственные связи;

б) коммуникативные:

- задают вопросы и отвечают на вопросы; проявляют интерес к общению на уроке.

в) регулятивные:

- понимают цель и смысл выполняемых заданий; принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Личностные:

- получают возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников; имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика..

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

l.Организационный момент.

 

 

 

 

ll.Постановка цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

lll.Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Этап закрепле

ния  знаний и способов действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Физкультминутка

 

 

 

 

 

Vl.Тренировочные упражне

ния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.  Экологическая страница.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Итог урока.

 

VIII.Рефлексия.

 

1. Эмоциональный настрой на урок. 

Мы-внимательные!

Мы- старательные!

В 1-м классе учимся!

Всё у нас получится!

-  Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю, в вас и знаю - у вас все получится! 

 

1.Просмотр видео “В мире животных”.

-Ребята, когда я  была маленькая,  ваши родители тоже, самая распространённая передача начиналась именно так,  и называлась она «В мире животных». Много интересного мы узнавали, просматривая эту телепередачу. В настоящее время по некоторым телеканалам, например, «Культура» также можно посмотреть её.

- Кто догадался, о ком пойдёт речь на уроке?

( На доске появляется слово: животные)

-Какие задачи поставим на урок?

(На  экране слайды: будем  повторять:…

                                  будем  развивать:…

                                  будем воспитывать:…)

 

1.Слово учителя.

– Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли,

в воздухе, в воде.

2.Игра «Верно-неверно»

-На столах лежат чистые листочки. Если я буду говорить верное суждение, вы ставите «+», если неверное. (-)

     1)Змея во время своего роста несколько раз сменяет роговой слой кожи. Змея относится к группе пресмыкающихся (+)

     2)У ящерицы, как и  у мыши две пары ног, и длинный хвост, значит, ящерица-млекопитающее. (-)

3)Черепаха появляется из яйца, значит, черепаха- птица. (-)

4)Пресмыкающихся ещё называют рептилиями (+)

- Посмотрите на доску и проверьте ответы.

-Вернёмся к 1-му суждению: (учитель снова читает) Что мы можем добавить о змее? (живёт на суше и в воде, ползает)

2-е: (учитель снова читает) Почему  ящерица не млекопитающее? ( живёт на суше и в воде, имеет роговой слой кожи)

3-е:Почему черепаха не птица?

-Давайте попробуем сделать вывод. О какой группе животных были все суждения? Что мы о них повторили?

1.Работа в больших группах.

-Предлагаю поработать в  больших группах. Вспомните правила работа в группах.

(Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливым, не отвлекаться, не мешать друг  другу).                                                                                      

-Мы должны доказать, что животные живые существа.

-Каждая группа получает задание.   Вы должны сначала объяснить, почему предметы поделили на две группы,  затем  правильно соединить предметы парами.  Сделать вывод, т.е. каждая группа доказывает, что животные относятся к живым существам.

     1гр.(животные + пища для животных)

Вывод: все животные питаются.

Значит, животным необходима пища. ( На доске: питаются)

      2гр. (животные + части тела)

Каким животным принадлежат эти части тела и для чего они служат?

Вывод: все животные питаются.( На доске: передвигаются)

       3гр.( животные + детёныши)

1. Ёж- ежата    2. Медведь – медвежонок

3. Лягушка–лягушонок

Вывод:все животные размножаются.( На доске: размножаются)

 

 

 

-Где животные выводят своё потомство?

(Многие животные строят для своей семьи жильё)

(На доске: строят жильё)

- А сейчас мы попробуем определить, кому, какое жильё принадлежит.

Я читаю загадку, а вы отгадываете животное, которое построило  это жильё.

 

1. Водяные мастера

Строят дом без топора.

Дом из хвороста и тины,

И плотину.

(Бобр)

2. Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

(Дятел)

3. Сделал дыру, вырыл нору.

Вот спальня, вот кладовка –

Всё сделано ловко.

(Хомяк)

4. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

2. Работа в ТПО с.29 №29. (задание читает ученик)

-А сначала скажите, на какие две группы можно их поделить?

-Чем отличаются домашние животные от диких?

-Первое животное и его жильё называет…

 

Молодцы, ребята, какой сделаем вывод: многие животные строят жилище для себя и своего и потомства, питаются, передвигаются, приносят потомство, к сожалению и погибают.) ( На доске: погибают)

 

 Игра “Рыба, птица, зверь”

-Когда вы услышите название  рыбы, то показываете, как плавает рыба в воде. Когда слышите название птицы, машите руками – “крыльями”, имитируя полет. А услышав названия зверей, топаете ногами.

Учитель называет животных: щука, дятел, ёж, карась, слон, чайка, окунь, скворец, лось, синица, кот.

 

1. Работа в малых группах.

Игра «Пазлы»  

-         -Предлагаю поиграть в игру «Пазлы». Объединитесь в малые группы. Получите  конверты с пазлами, соберите их, работая вместе. Назовите группу животных, к которым они относятся и отличительные признаки этой группы.

1гр.Млекопитающие (выкармливают детёнышей молоком)

2гр.Насекомые (шесть ног)

3гр.Птицы (тело покрыто перьями)

4гр.Рыбы (тело покрыто чешуёй)

5гр.Земноводные (голая гладкая кожа, могут жить и на суше и в воде)

6гр.Пресмыкающиеся ( тело покрыто роговыми чешуйками)

-Какой вывод сделаем? (Мир животных разнообразен)

2. Игра « Угадай животное по звуку».

- Вы должны не только назвать животное, но и группу, к которой относятся.

(петух, сова, кузнечик , слон, кукушка, кит, колибри.)

-Какой вывод сделаем? (Каждое животное издаёт разные звуки.)

3.Сообщение  подготовленных  детей о животных)

-Ребята подготовили сообщения, послушаем их.

Синийкитили блювал относится к классу млекопитающих, и является на сегодняшний день самым большое животным в мире.

Самаямаленькаяптицана земном шаре — колибри. Это одно из самых красивых творений природы.

4.Работа по учебнику. С.67.

Какое животное  вы считаете  «лишним» в каждом ряду.

Вывод:  разные группы животных отличаются отличительными признаками.

5.Самостоятельное применение знаний.У всех на парте лежат листочки с заданиями.  Подчеркни животное, относящееся к данной группе.

Подчеркни рыб №1

утка

лягушка

щука

карась

Подчеркни насекомых №2

жук

таракан

воробей

попугай

бабочка

ящерица

Подчеркни птиц №3

страус

собака

журавль

курица

белка

змея

Подчеркни зверей №4

кот

гусеница

слон

воробей

мышь

жук

Подчеркни пресмыкающихся

№5

змея

синица

крокодил

лягушка

лиса

ящерица

 

 

-Поменяйтесь листочками и проверьте со слайда. В каждом столбике ставьте «+» или «-».

Подчеркни рыб №1

утка

лягушка

щука

карась

Подчеркни насекомых №2

жук

таракан

воробей

попугай

бабочка

ящерица

Подчеркни птиц №3

страус

собака

журавль

курица

белка

змея

Подчеркни зверей №4

кот

гусеница

слон

воробей

мышь

жук

Подчеркни пресмыкающихся

№5

змея

синица

крокодил

лягушка

лиса

ящерица

 

 

Игра «Экологический светофор».

-Мы сегодня весь урок говорили о животных. Жизнь их зависит  и от нас.

 -Давайте поиграем в игру « Экологический светофор». Приготовьте свои светофорики. Если я буду называть поступки, которые приносят вред природе, а ,значит, и животным  вы зажигаете  красный свет, а если буду называть поступки, которые приносят пользу-зелёный.

(В класс входит мальчик с рюкзаком.)

 

Учитель. Здравствуй, мальчик. Как тебя зовут? Ты куда идешь?

Мальчик. Здравствуйте. Меня зовут________. Мы с родителями собрались в лес.   Но вещи я собирал сам. ( показывает рюкзак)

Учитель.  Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети зажгут сигнал светофора и покажут тебе, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которыми можно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила.(Мальчик достает из рюкзака вещи)

·         Кнут.

– Я хотел  кнутом отпугнуть змею, если встретиться.

Зажигается красный свет светофора.

·         Домик для птиц.

– Я  повешу на дерево. Вдруг у кого- нибудь нет ещё своего жилья.

Зажигается зелёный свет светофора.

·         Магнитофон.

– Я собирался послушать новые записи – хиты.

Зажигается красный свет светофора.

·         Спички.

–Я решил поджечь муравейник, потому что в прошлый раз они меня укусили.

Зажигается красный свет светофора.

·         Пакет с крошками хлеба, крупой.

– Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.

Зажигается зеленый свет светофора.

·         Рогатка.

-Мне очень нравится стрелять в маленьких птичек.

Зажигается красный свет светофора.

 

Учитель. Да, я смотрю, ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Любишь природу, пытайся о ней заботиться. Но запомни, что нельзя причинять боль природе. Ты обещаешь это?

Мальчик.-Я обещаю охранять природу, быть ее другом и защитником.

 

Учитель. Какой вывод сделаем.

Вывод:нельзя причинять боль природе.

-Если  мы  усвоим ряд несложных правил поведения в природе, то всегда  будем беречь и лес, и сад, и поле, и речку, и все то, что нас окружает, - У каждого на парте лежат памятки. Давайте их прочитаем 1-е правило читает…

-Надеемся, что вы будете соблюдать эти простые правила.

 

- О чём на уроке говорили?  - Что повторяли? -Что сейчас вы можете сделать  хорошего для животных? -

 

 Если вы считаете, что на уроке вы были  внимательными, старательными и всё у вас получилось, то  покажите зелёный свет,   если что-то пошло не так, то - красный.-Молодцы, спасибо за урок.

Проверяют готовность к уроку

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои  предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся дают ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в группах, делают выводы, слушают друг друга, дополняют ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют движения.

 

 

 

 

Работают  в малых группах.

 

Слушают сообщения о  самом большом млекопитающ., о самой маленькой птице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно выполняют задания. Проверяют друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ученики читают

 

 

называют поставленные в начале урока задачи,объясняют справились ли с ними

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

Р

Р

Л

К

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

П

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

К

П

Р

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

К

К

П

Р

Р

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

П

 

 

 

 

П

 

П

 

П

П

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

П

 

Л

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

П

 

Л

 

К