2017, урок окружающего мира, 1 класс. Тема: "Млекопитающие и их многообразие", Липатникова Т.А., МБОУ "Лицей №55" г.Пензы.

 Урок окружающего мира в 1 классе.

Тема:Млекопитающие, их многообразие.

Цель урока:Познакомить учащихся с многообразием млекопитающих, установить их различия.

Задачи:

Образовательные:

·         Закрепить знания детей о животных и условиях, необходимых для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

·         Познакомить учащихся с многообразием млекопитающих (зверей) и их отличительными признаками от других животных.

·         Познакомить учащихся с понятием морское млекопитающее.

·         Учить находить основную и дополнительную информацию, работая с иллюстрациями, художественным и учебным текстами.

Развивающие:

·         Формировать элементы абстрагирования, как одного из способов мыслительной деятельности.

·         Развивать логическое мышление, творческое воображение;

·         учить обобщать, сравнивать, наблюдать.

 

Воспитательные:

·         Прививать учащимся культуру безопасного и экологически грамотного общения с животными.

·         Воспитывать у детей потребность ответственного поведения в окружающей среде.

Деятельность учащихся – рассматривают картинки с изображениемживотных, находят сходства и различия, высказывают предположения о признаках, по которым можно объединять животных в одну группу;

находят признак, который является главным для млекопитающих; рассуждают о правилах правильного поведения с дикими животными; работают с разрезными карточками; сочиняют историю по картинкам.

узнают животных по их отличительным признакам, описывают один из них; проверяют свои выводы, предлагают дополнения к ним.

Оборудование:

Картинки для проверки знаний, ребус (природа),

План урока:

1.      Организационный момент

2.      Вводная беседа

3.      Проверка знаний

4.      Физминутка

5.      Работа с учебником. Изучение нового

6.      Закрепление нового

7.      Физминутка.

8.      Работа в группах.

9.      Итог урока

1.Организационный момент.

Слайд.№1 Долгожданный дан звонок-

Начинается урок. Садитесь.

Слайд.№2,3, 4,

Психологический настрой.

Слайд. № 5 Чтоб окружающий мир изучать,

Нужно учиться, друзья, наблюдать.

Выделять признаки разных предметов

И выделять, уточнять всё об этом.

Общие свойства, друзья, отмечать

Ну, идоказывать знанья на пять!

2. Вводная беседа.

На слайде ребус, отгадайте зашифрованное слово. Слайд№1

http://festival.1september.ru/articles/507089/img1.gif

Какое же слово получилось?(природа)

Что называется природой? (Всё, что окружает человека и не создано руками человека)

Какая бывает природа? (Живая и неживая)

Мы изучаем живую природу.

Что к ней относится? (Растения, грибы, животные, человек)

 

Молодцы! С миром растений и грибов мы уже немного познакомились,

а теперь начали изучать мир животных.

3. Проверка знаний.

(звучит музыка)

- Ребята, а скажите мне, что это за музыка звучит? Она вам знакома? Совершенно верно, это музыка из телевизионной передачи «В мире животных». А кто знает, о чём эта передача? (О животных) И я вас сегодня приглашаю на просмотр передачи “В мире животных”.

 

Слайд № Просмотр передачи.

 

-Кого вы увидели на экране? (животные)

-А кто же такие животные? (-это часть живой природы, они питаются, растут, развиваются, дают потомство)

-Что ещё вы знаете о них? (они в зависимости от питания делятся на з группы: растительноядные, хищники - другими животными, всеядные – всё едят. Питаются уже готовыми продуктами. Они передвигаются, летают, плавают в отличие от грибов и растений, у них нет корней, не способны к фотосинтезу. Фотосинтез – это образование органических веществ из кислорода, воды и углекислого газа под действием солнечного света).

 

4. Физкультминутка.

А чтобы попасть туда – нужно отгадать загадки и заполнить кроссворд.

·         Он высокий и пятнистый,

с длинной-длинной шеей,

и питается он листьями,

листьями деревьев. (Жираф)

·         – Вот так лошадка!

воскликнул Андрейка, –

словно большая – Кроссворд

тетрадка в линейку! (Зебра)

·         Всю жизнь ношу я два горба,

Имею два желудка!

Но каждый горб – не горб, амбар

Еды в них – на семь суток! (Верблюд)

·         Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (Лиса)

·         На овчарку он похож

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

 

-Какое слово получилось по вертикали? (звери)

- Кто же такие звери? Как их можно назвать по-другому?

Чем они питаются, как себя ведут?

-Какую роль играют в жизни человека и многое другое мы узнаем, поработав с учебником.

 

5. Работа с учебником. Получение новых знаний.

Откройте учебники с.30.

Рассмотрите животных. Можно ли их объединить в одну группу? По каким признакам? В чём ещё сходство млекопитающих? (ответы детей)

Давайте назовём существенные признаки млекопитающих. Строение тела, среда обитания, питание, вскармливание своих детёнышей молоком.

(Млекопитающие или звери – теплокровные позвоночные животные. Тело покрыто шерстью. Рождают детёнышей, вскармливают молоком. Хорошо развиты органы чувств и головной мозг).

Какой из этих признаков является самым главным, определяющим?

(кормят детенышей молоком)

Верно. Кто сможет объяснить название данной группы животных?

Слово млекопитающие произошло от соединения двух слов:”млеко”, что на древнеславянском языке означало молоко и ”питающие”, то есть кормящие, вскармливающие.

Все млекопитающие вскармливают своих детенышей молоком. Но детенышей рождают не все.

- Кто-нибудь из вас знает таких?

В Австралии живет утконос и ехидна, они откладывают яйца, кенгуру донашивает детенышей в сумке.

Не у всех зверей тело покрыто длинной шерстью и есть 4 лапы.

- А таких вы знаете?

Например, киты и дельфины. Их тело покрыто кожей, а конечности превратились в плавники.

Давайте выполним задание на стр32. Рассмотри, чем примечательны эти млекопитающие. Что вы знаете о них? Как ещё по другому их называют?(звери)

Сообщения ребят.

6. Закрепление нового материала.

У кого на теле шерсть,
И 4 лапы есть,
Кто был вскормлен молоком,
Называется зверьем.

Эта песенка поможет нам выполнить следующее задание.

На передачу пришли фотографии животных, определите, пользуясь новыми знаниями, относятся ли они к млекопитающим?

 

- Назовите млекопитающих животных?

Слайд. №27 Загадка.

 

Два ведра речной воды

Загружает он в горбы

Уважает всякий труд

Флегматичный пан…..

 

(Верблюд)

Слайды. № 28,29,30,31,32.

Сообщение о Верблюде.( Видеоролик)

 

Кого же кроме зверей можно отнести к группе млекопитающих? (человека)

- А можем ли мы сказать, что человек относится к зверям?

Почему?

Значит звери – наши дальние родственники, не зря же их часто называют: “Братьями меньшими”.

А раз это так, то и относится мы должны к ним по-родственному. Как?

Вспомните сказку, где человеческий детеныш вырос среди других млекопитающих.

(Редьяр Киплинг “ Маугли”)

Мог ли Маугли выжить, окажись он в гнезде орла, среди черепах?

Почему?

Раз звери наши родственники, то человек часто сравнивает себя с ними.

Есть даже устойчивые выражения.

Давайте вспомним их.

На доске начало высказывания, вспомните с каким животным можно сравнить.

Упрямый как… (осёл).Трусливый, как…(заяц). Хитрый, как…(лиса). Неуклюжий, как…(медведь.) Колючий, как…(ёж).

 

7. Физминутка

8. Работа в группах. 3 группы и каждая группа отвечает на вопросы.

Команда № 1

Какое животное может обходиться без пищи несколько дней? (Верблюд)

Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук)

Кто собирает яблоки спиной? (Еж)

Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)

У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (Заяц)

Про какого животного европейцы говорили, что у него 2 хвоста? (Слон)

Какой хищный зверь любит малину? (Медведь)

Как называется процесс смены шерсти у животных? (Линька)

Команда №2

Что делает еж зимой? (Спит).

Подземное животное? (Крот)

Этот зверь не стережет добычу в засаде, как кошка, а догоняет ее? (Волк)

Поведение какого зверя предсказывает погоду? (Бурундук )

Кто носит ветвистые рога: самец или самка? (Самец)

У какого зверя няньку зовут пестуном? (Медведь)

Чье жилище называют гийно? (Белка)

Какой лесной житель сушит грибы на дереве? (Белка)

Команда № 3

Какие звери летают? (Летучая мышь)

Кого называют королем грызунов? (Бобр)

Кто может смотреть в разные стороны? (Заяц)

Кого называют шатуном? (Медведь)

У какого животного самая длинная шея? (Жираф)

Какой зверь запутывает свои следы, что его не выследишь? (Заяц)

Когда родятся медвежата? (Зимой)

Кто самый крупный из сухопутных зверей? (Слон)

 

 

9. Итог урока.

Наша передача подходит к концу.

С какой группой животных мы с вами познакомились?
Какие у них отличительные признаки?
Какой из них определяющий?
Как по-другому можно их назвать?
Кто еще относится к млекопитающим?
Почему человека не относят к зверям?
Чем отличаются понятия “звери” и “животные”?

 

Дополнительный материал, если останется время.Учитель: Ребята, многие животные исчезают и вымирают .Например: розовый фламинго, уссурийский тигр, красный волк, джейран, горный баран, бурый медведь ….. И если человек не обратит внимание , не перестанет их истреблять , то эти животные исчезнут.

 

-А кто знает как называется книга , в которой перечислены исчезающие и редкие животные и растения?

 

Слайд.

Красная книга.

В Красной книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть .И, если мы не защитим растения и животных , попавших в Красную книгу , они погибнут . Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках. Заботы об их размножении.

Стихотворение.

Красная книга

Охраняется « Красной книгой»

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

«Красная книга» - Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига,

Всё живое хранить зовёт.

Пусть зовёт не напрасно

« Красная книга», « Красная книга»!

 

 

Слайд. № Все люди мечтают, о том чтобы наша страна стала чистой и зелёной страной , со свежим воздухом, прозрачной водой. Чтобы наше государство процветало в мире и согласии. А ведь в нашем мире есть ещё много зла. А отчего на свете бывает зло ? Ответ вы увидите в театрализованном представлении « Как избежать зла».

Слайд. № 82

Сказка. « Как избежать зла»

 

В давние времена жил в лесу человек. Звери и птицы не боялись его и разговаривали с ним на человеческом языке. Однажды вечером человек расположился под одним деревом на отдых. Под соседним деревом собрались все звери и птицы , обитающие в лесу, и повели между собой разговор.

Отчего на свете бывает зло?- спрашивали они друг друга.

Ворона сказала:

Зло бывает от голода . Когда проголодаешься , совершаешь зло, не считаясь ни с чем.Как много погибло от голода моих родственников! Если не будет голода , не будет и зла.

 

Голубь сказал:

Я думаю, что зло бывает от любви. Если бы мы жили в одиночку, мы никогда бы не злились. Мы живём парами. Когда преданно любишь свою голубку , нет тебе покоя. Всё время думаешь, как накормить подругу, как лучше нарядить её. Стоит её куда – нибудь отлучиться , пока не вернётся , тебя охватывает тоска. Если долго не возвращается , идёшь искать, её рискуешь погибнуть. Всё зло от

любви.

 

Прошипела змея:

- А по- моему , зло бывает от раздражительности. Если мы жили дружно, всё было бы хорошо. Бывает, что из-за пустяков начинаешь злиться. А когда разозлишься так и хочется кого- нибудь ужалить. А ужалишь – убьют тебя.

- Нет, - сказал олень, - зло на свете – от страха.

Если бы не было страха , всё было бы хорошо. Вот я бегаю быстро , сил у меня много .Маленьких зверюшек легко сбиваю рогами, а от крупных спасаюсь только бегством. Плохо быть боязливым, шелохнётся ветка дерева , зашуршат листья – бежишь во всю прыть и не замечаешь , как летишь в овраг или хватают тебя собаки. Надо быть смелым.

Слушал, слушал человек животных и вступил в разговор.

- Вы все по- своему правы , - сказал человек. Но дело не в голоде, любви, раздражительности и трусости. Все живущие на планете

Должны стремиться делать друг другу добро. Тогда исчезнет зло.

 

 

Итог урока . Рефлексия.

 

1.Какую важную работу мы выполняли на уроке?

2.Узнали ли вы сегодня что- то новое , что вас удивило?

 

3.Награждение медалями.

 

Спасибо Вам за урок.