2017 г.г Пенза "Лицей №55" Бухтиярова О.Г. "Можно ли верить органам чувств?"
Технологическая карта урока «Можно ли доверять органам чувств?»
Учебный предмет |
Окружающий мир |
||||||
Класс |
3 класс |
||||||
Тип урока |
комбинированный |
||||||
Цели урока |
Образовательная:продолжить формирование знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира и самого себя. Развивающая:расширять кругозор учащихся, развивать коммуникативную компетенцию учащихся, формировать универсальные учебные действия. Воспитательная:воспитывать интерес к окружающему миру, уважение к себе как к части природы. |
||||||
Планируемые результаты |
|||||||
1. Предметные (уметь): 1.1. Различать органы чувств. 1.2. Знать о роли органов чувств в организме человека.
|
2. Метапредметные. 2.1. Регулятивные: 2.1.1.научиться выполнять действия по образцу; 2.1.2.научиться планировать деятельность; 2.1.3.научиться оценивать деятельность свою и других; 2.1.4.осуществлять самоконтроль. 2.2. Познавательные: 2.2.1.формировать понятия о органах чувств 2.2.2.научиться добывать информацию с помощью опытов; 2.2.3.научится сравнивать объекты 2.3. Коммуникативные: 2.3.1.научиться воспринимать речь учителя; 2.3.2.научиться обмениваться информацией; 2.3.3.учиться распределять роли в группе. |
3. Личностные: 3.1. развивать мыслительную активность ребёнка; 3.2. способствовать формированию памяти; 3.3. учиться высказывать собственную точку зрения. |
|||||
Организация пространства |
|||||||
Формы работы |
Ресурсы |
||||||
фронтальная, групповая |
Проектор, презентация, предметы для исследования |
||||||
Технология обучения |
|||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые умения |
||||
I. Организационный момент Цель:активизация учащихся, создание позитивного настроя в начале урока. Методы:словесный, мотивации учебной деятельности Способ организации деятельности: фронтальный
|
Учитель проверяет готовность детей к уроку: Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! Проверьте, всё ли готово к уроку? |
Воспринимают речь учителя. Проверяют свою готовность к уроку. |
2.1.4 2.3.1 |
||||
II. Актуализация знаний детей по теме урока Цель:вспомнить основные понятия: названия и значение органов чувств для человека Методы:наглядный, словесный, Способ организации деятельности: фронтальный
|
- Чтобы узнать, о чем же мы с вами сегодня будем говорить, отгадайте ребус. - Верно, мы будем говорить об органах чувств. - Какие органы чувств вы знаете? Покажите на себе. Сколько их всего? - Зачем нам нужны органы чувств? - Где обрабатывается информация, которую мы получаем через органы чувств? - Как вы считаете, всегда ли можно верить органам чувств?
Вот сегодня мы с вами проверим, кто из вас прав.
|
-органы чувств
-орган вкуса (язык), орган обоняния (нос), орган зрения (глаза), орган осязания(кожа), орган слуха (уши); - 5 органов чувств; - органы чувств нам нужны, чтобы получать информацию из внешнего мира; - информация обрабатывается в головном мозге; - да -нет, не всегда |
1.1 1.2 2.2.1 2.2.3 2.3.1 2.3.3 3.1 3.3 |
||||
III.Изучение нового материала Цель: познакомить детей с некоторыми особенностями органов чувств
Методы: наблюдение дискуссия, информационно-поисковый Способ организации деятельности: Групповой, фронтальный
Физкультминутка Цель: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд Метод: словесный Способ организации деятельности: Фронтальный
|
Задание 1. - Перед вами 3 стакана с жидкостью. Ваша задача определить, что находится в каждом стакане. Какие есть предположения? (3 стакана с жидкостью жёлтого цвета) - Каким органом чувств вы воспользовались? - Какими ещё можете воспользоваться? Все жидкости абсолютно безвредны. Итак, у 1 группы – апельсиновый сок, у 2 группы – лимонад. У 3 группы - ананасовый сок. - Почему прежде чем попробовать лучше сначала понюхать? - С помощью какого органа чувств определили? - Можно ли верить органу обоняния? А органу вкуса? У вас на столе лежат значки красного и зелёного цвета. Если да, покажите зеленый значок, если нет – красный. Если мнения в команде разошлись, то два. Учитель прикрепляет значки на основу-плакат. Задание 2 - Посмотрим видео. - Как танцуют дети? Это глухие дети. Как они могут хорошо танцевать, если не слышат музыку? Проведем эксперимент. 1) Разделитесь на пары. 2) На тарелочке лежат сухарики. Сухарик ест сначала один человек. (закрыв уши руками) Сосед слушает. Потом меняемся ролями. 3) Что заметили? Когда лучше слышен хруст, когда ешь сам или, когда ест сосед? - Как вы думаете, почему? Дело все в том, что человеческая кость хорошо проводит звук. И некоторые глухие люди слышат через кости. Так и эти дети «слышат», чувствуют громкую музыку. Великий немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен к концу жизни почти совсем оглох. Но он продолжал писать и слушать музыку. Он один конец трости клал на рояль, а другой держал в зубах. Так он пусть очень плохо, но всё же слышал. «Лунную сонату» он написал, будучи глухим. Послушаем. Прекрасная музыка! Можно ли верить органу слуха? Возьмитесь правой рукой за левое ухо, а левой рукой за нос, потом хлопните в ладоши и поменяйте руки (возьмитесь левой рукой за правое ухо, а правой рукой за нос)
Задание 3 - Назовите орган чувств, благодаря которому мы получаем 90% информации? Твои глаза — это твое зрение. Оно дает тебе самую большую информацию об окружающем тебя мире. 90% — это очень много! Практически все! А ты знаешь, что смотреть глазами ты можешь только в одном направлении? Попробуй, посмотри назад, не поворачивая головы. А некоторые животные могут вращать глазами как им хочется. Верите ли вы своим глазам? Проведем эксперимент. Возьмите стакан с подкрашенной водой. Рассмотрите коктейльную трубочку. Убедитесь, что она ровная. Опустите трубочку в воду, посмотрите на свет. Что произошло? Почему? - Происходит это из-за преломления света в воде, т. к. она более плотная, чем воздух. Подробнее узнаете на уроках физики. 1) Где серединка цветка больше слева или справа? 2) Влево или вправо вращаются кольца? 3) Что вы видите на картинке? - То, что мы с вами сейчас видели. называется зрительными иллюзиями. Иллюзия в переводе с латинского, это заблуждение, обман. Зрительные иллюзии обусловлены строением нашего глаза. Всегда ли можно ли верить органу зрения? Задание 4 - Четыре органа чувств мы проверили. Про какой ещё не говорили? Для чего нам нужен орган осязания - кожа? Всегда ли можно верить органу осязания? Возьмите мешочки. Не открывая их, постарайтесь определить, что там находится. Что вы можете сказать про эти предметы? Опишите их. На самом деле – это любимые вами витаминки. Всегда ли можно верить органу осязания? Вывод:Ребята, нужны ли нам органы чувств? А теперь взглянем на наш плакат и значки. Какой вывод можно сделать? Какие вопросы у вас возникли, на которые вы хотели бы найти ответ? Где можно поискать ответы? Задание 5 - Слышали ли вы выражение «шестое чувство»? Бывает так, что человек не знает, какое решение ему принять, но как - будто кто-то ему подсказывает. «Шестое чувство» называют интуицией. Интуиция – это умение прислушиваться к себе, своим ощущениям. Давайте проверим вашу интуицию. У меня 10 карт с одинаковой рубашкой, но разной лицевой стороной – белой и черной. Не задумываясь, постарайтесь почувствовать, какую карту я показываю. Посчитайте количество правильных ответов. У кого 10 верных ответов? 9? 8? Молодцы. При помощи таких карт можно тренировать свою интуицию. |
Дети работают в группах (3 группы)
- это может быть сок, краска, разведённая в воде…
- зрением
- органом обоняния, носом и органом вкуса, попробовать.
- вдруг это опасно пробовать
- при помощи органа вкуса
Дети выбирают нужные значки.
-хорошо
- ?
- лучше слышно, когда ешь сам. - ?
Дети выбирают значки.
Дети выполняют упражнение.
- глаза
Дети пробуют посмотреть назад.
- да
- она как будто переломилась. - ?
Ответы детей.
- нет. Дети выбирают значки.
- орган осязания, кожа
- чтобы чувствовать, трогать различные предметы. - не всегда - бусинки, шарики…
Дети выбирают значки.
- да Органам чувств можно верить не всегда. - ? В интернете, в книгах, спросить у взрослых.
- ? |
1.1 2.2.2 2.2.3 2.3.1 2.3.3 3.1 |
||||
IV.Рефлексия Цель: Установить правильность и осознанность изученного материала Способ организации деятельности: фронтальный
|
- Итак, что мы сегодня узнали на уроке?
Кто услышал на уроке интересную информацию, дотроньтесь до органа слуха. Кто увидел что-то интересное, поморгайте глазками. Кому понравился урок. похлопайте в ладоши. - Молодцы. Берегите ваши органы чувств и развивайте интуицию. Всем спасибо за работу |
Мы узнали, что у нас 5 органов чувств, но доверять только одному из них нельзя, они могут нас обманывать.
|
1.1 2.1.4 2.3.1 3.1 3.2
|