Как прошел год работы на Южном Урале?

пт, 22/12/2017 - 15:17 — Елена Юшкова
Как прошел год работы на Южном Урале?

О событиях года рассказывают коллеги из  регионального  ресурсного центра «Школьная лига» в г. Челябинске, созданного на базе МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска».

11 лицей город Челябинск в программе «Школьной лиги» с ноября 2015. Является школой ФИП лиги, региональным ресурсным центром по Челябинской области.

Лицей № 11 г. Челябинска – победитель конкурса ФЦПРО по проблеме социализации личности школьников научно-исследовательского типа, региональная инновационная площадка по проблеме формирования инженерной культуры школьников, координационный центр научно-социальной программы «Шаг в будущее» по городу Челябинск, муниципальная площадка образовательного проекта «ТЕМП в масштабах города Челябинска».

Лицей, как региональный ресурсный центр выступает активным участником и популяризатором в регионе всех сетевых событий сообщества.

Расскажем о некоторых событиях 2017 года.

Март. Неделя высоких технологий и технопредпринимательства

Более 1000учеников были вовлечены в мероприятия VI  Всероссийской  Недели  высоких технологий и технопредпринимательства.

12 нано-уроков  для учащихся с 3 по 11 классы провели педагоги лицея.

Так, второклассники работали на мастер-классе «Умелые нано-руки»: кто-то создавал модель ДНК динозавра, кто-то строил дома, кто-то выращивал кошек-инопланетян, нано-тараканов (по комментарию разработчика, насекомое создается для участия в войнах в качестве разведчика).

Одиннадцатиклассники на уроке «Моделирование процесса столкновения ядер» с помощью сконструированного «ускорителя» провели исследование движения взаимодействующих тел равной массы.

В пятом биотехнологическом классе прошел урок «Нанокот в мешке». Ребята участвовали в торгах на нано-бирже: покупали и продавали идеи.

Совместно с Информационным центром по атомной энергии г.Челябинска, ОАО "Фортум" и Центра обучения за рубежом Study Land прошли весенние городские креатив-бои, организованные Школой Дивергентного Мышления.

Команда школьников поучаствовала в игре STAжеры, юные физики с 8 по 11 класс написали ЛАБОРАТОРКУ.

Завершилась Неделя Общественно-педагогическим форумом, посвященным проблеме исследовательского образования. Общественно-педагогический форум – традиционное лицейское мероприятие, цель которого содействие партнерству образовательного учреждения с родительской общественностью. Главные участники форума – родители, именно они выступили модераторами и ведущими открытых площадок форума. Прошли   круглый стол «Компетенции XXI века», фестиваль учебно-исследовательских работ и проектов учащихся, проектная мастерская «Профессиональный калейдоскоп», экспертиза социальных проектов «Город как школа», мастер-класс «Экология мышления. «И даже то, что быть не может – когда-то тоже может быть» и другие.

Апрель. Фестиваль науки «КСТАТИ. Система координат»

Ресурсный центросуществлял организационное сопровождение  фестиваля науки «КСТАТИ. Система координат» в г. Челябинске. Организация участия учащихся в мероприятиях фестиваля     18 – 21 апреля 2017 г. В фестивале участвовали 275 человек.

На нашей площадке для старшеклассников ученые из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН прочли  лекцию «Пять величайших биологических заблуждений. Путь от Аристотеля до Хорненра», ученые из МГУ –  «Заблуждение и мифы о вселенной».

Кандидат биологических наук Евгения Блинова, сотрудник УНПЦРМ ФМБА России и доцент кафедры радиационной биологии ЧелГУ, прочитала в лицее №11 лекцию «Ионизирующее излучение: работа под прикрытием», рассказав, почему не стоит бояться сотовых телефонов и как излучение связано с эволюцией. 

Секретами кристаллооптики поделился  доктор геолого-минералогических наук Павел Плечов. Профессор кафедры петрологии геологического факультета МГУ выступил с открытой лекцией «Красота под микроскопом».

Все четыре дня фестиваля были заполнены открытыми лекциями, мастер-классами популяризаторов науки. Всего состоялось 30 мероприятий на 15 площадках города и региона.

Июнь-сентябрь. Профильные научные смены

Это лето для многих лицеистов стало научным. 15 учащихся  были награждены путевками в МДЦ «Артек» и в Образовательный центр «Сириус», профильные смены: «Наноград-2017», «Артек», «Восхождение НАНО».

Финальные защиты проектов в «Нанограде» ребята провели для главы госкорпорации РОСНАНО Анатолия Чубайса. Из 5 проектов, вышедших на финальную защиту, один проектов, посвященный разработке  квадрокоптера  с высокой грузоподъемностью презентовал наш ученик Леонов Мирон.

Мирон Леонов, 10 класс, участник Всероссийского детско-молодежного форума «Наноград. Сириус. 2017»:

– Я стал стажером инновационного технопарка «Идея» республики Татарстан. Технопарк представлял кейс по созданию квадрокоптера с высокой грузоподъемностью. Собеседование проходит в привычном, но слегка укороченном формате: работодатели интересуются умениями и знаниями ребят и задают каверзные вопросы, но в итоге без работы никто не остается.

На первый взгляд, многие задачи, поставленные перед стажерами, могут показаться непосильными юным умам, но в Нанограде все вокруг помогает в решении:

1. Каждый день проводятся лекции, лекторы рассказывают о новых технологиях, о продвижении стартапов и даже о правилах коммуникации.

2. Каждый день проходят мастерские (их участники Нанограда выбирают в самом начале работы форума). Мастерских очень много: от фотографии и танца до астрофизики и наноматериалов, последние могут очень помочь в поисках решений к кейсам.

3. К каждой корпорации (так называются команды из стажеров) прикреплены технические специалисты. Чаще всего это люди, недавно закончившие или еще обучающиеся в ведущих вузах страны. Кураторы не только дают полезные советы в решении кейса,  но и выступают полноценными участниками команды.

4. Каждый вечер проводятся  мероприятия, которые позволяют снять усталость после рабочего дня. Если сил совсем не осталось, то можно просто уйти спать или посидеть на лавочке под вечерним небом.

Так прошли 10 дней форума. Ключевой из них — защита кейсов. Судейской коллегии было представлено 12 работ, 5 из которых были повторно защищены перед Анатолием Борисовичем Чубайсом, Председателем Правления ООО «УК «РОСНАНО» . Среди счастливчиков оказался и я. Защита прошла, волнение тоже, конструктивная критика высказана, интересующие вопросы заданы, оценки работам даны.

Анастасия Дорохова,  участница проектной образовательной программы  «Большие вызовы» «Сириус» в Сочи:

Мой проект назывался "Разработка тест-системы для диагностики патогена винограда". Я занималась проблемой снижения урожайности винограда и качества готовой продукции из-за воздействия различных патогенов, в том числе вирусов. Это приводит к сокращению срока эксплуатации виноградников и большим экономическим потерям. От вирусов растения вылечить нельзя, поэтому важно использовать здоровый посадочный материал. Но на начальной стадии развития инфекции симптомы заболевания не видны. Поэтому необходимо использовать высокоточные молекулярные методы диагностики. Мы разработали тест-системы для определения четырех важнейших вирусов винограда.

Проект находится на стадии разработки патента и уже найдены потенциальные потребители нашей разработки.

Наш проект был представлен на форуме в день приезда президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, он занял первое место на нашем направлении и получил приз зрительских симпатий среди проектов (более 90) всех направлений, получил одобрение от многих экспертов и Нобелевского лауреата Риккардо Валентини, исследователя глобального изменения климата.

Август. В лицее появилась STA-студия

Получены 12 модулей STA-студии. На базе STA-студии проведены  проектировочный семинар, стажировки, научно-методический семинар.

В течение года в лицее  на основе модулей STA-студии и медиатики сайта «Школьной лиги» разработаны образовательные программы:

-        Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов «Я  - исследователь. Я – изобретатель»;

-        Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов «Школа на ладони: исследования и проекты»;

-        Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 8-9 классов «Опыт самостоятельных исследований»;

-        Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов «Лабораторно-химические исследования»;

-        Рабочая программа учебного предмета для учащихся 5-9 классов «Осмысленное чтение».

Особенностью этих рабочих программ является исследовательский компонент.

Отметим, что часть рабочих программ учебных предметов (химия, физика, биология, технология (журналистика), музыка, изобразительное искусство) с 2017-2018 учебного года в лицее реализуются с помощью высокотехнологичного контента, предоставленного лицею образовательной программой «Школьная лига РОСНАНО» в виде  модулей STAстудии и методического ресурса, представленного в «Медиатеки» сайта «Школьная лига».

Сентябрь. Делимся опытом с коллегами

Ресурсный центр стал организатором проектировочного семинара для руководителей и педагогов образовательных организаций города Челябинска.

40 человек участвовали в проектировочном семинаре «Педагогический дизайн школьного образовательно-научно-культурного центра как пространства социализации исследовательского типа. Исследовательские практики и педагогический дизайн STEM-технологий в современной школе».

Педагогов региона и УрФО знакомили со STA–студией, уникальным проектом, позволяющим эффективно реализовывать проектную и исследовательскую деятельность, решение «бизнес-кейсов», реализацию edutainment-программ и элективных курсов.

Октябрь-ноябрь. Образовательные стажировки

Команда Ресурсного центра разработала дополнительные профессиональные программы  и провела курсы повышения квалификации для 100 педагогов города Челябинска, Челябинской области и представителей других субъектов Уральского федерального округа. Темы образовательных стажировок «Педагогический дизайн образовательно-научно-культурной среды в образовательной организации как социализации исследовательского типа» и «Исследовательские практики. Педагогический дизайн STEM-технологий в современной школе».

Цель стажировок – формирование компетенций, необходимых для проектирования педагогического дизайна образовательной среды в образовательной организации с целью формирования исследовательского поведения школьников.

Ноябрь. «Шаг в будущее» по Уральскому федеральному округу

Состоялось ежегодное Федерально-окружное соревнование научно-социальной программы «Шаг в будущее» по Уральскому федеральному округу РФ (ФОС по УрФО). Целевая аудитория: учащиеся 8-11 классов образовательных учреждений субъектов УрФО РФ (Курганской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов). Участников - 180 человек, из них 150 учащихся.

Одна из работ лицеистов, представленных на соревновании, связана с использованием наночастиц – «Применение 3D - технологий при протезировании повреждённых костей организма человека».Десятиклассник Дамир Ибатулин использовал  металлопорошковый 3D принтер и изготовил протез, который может соединять сломанную кость.

Дамир рассказывает: «Вначале  нужно  отсканировать кость,  добавить  люминесцентные  соединения  (они  подсвечиваются  рентгеном),  которые  будут  очерчивать  поврежденные  участки,   смешать  их  с золотом  (крошечным  количеством), за  счёт  этого  они  потом  будут  притягиваться  к  кости.  При  синтезе  люминесцентных соединений с молекулами золота   получаются  наночистицы.  Они очень  подробно  очерчивают  поврежденные  части,  и  мы  получаем  полное 3D изображение. Такие протезы недороги и могут использоваться в биомедицине».

Октябрь-декабрь. Осенне-зимняя сессия «Школа на ладони»

Более 200 лицеистов участвовали в конкурсных программах осенней сессии «Школа на ладони». 14 ребят стали победителями с одной и более конкурсных программ.

Так, Шалонина Полина, ребята из 6 бт и тьютор проекта Алла Анатольевна Виторская  победили  в конкурсной программе "STA-ведение". Полина, познакомившись с одним из модулей STA-студии, подготовила материалы и оборудование и провела занятие для одноклассников в  STA-студии нашего лицея. Что получилось в итоге, смотрите в ролике-победителе конкурсной программы https://cloud.mail.ru/public/GQib/agL19gm24.

Декабрь. Научно-методический семинар. Публикация научно-методических сборников

На базе ресурсного центра прошел  научно-методический семинар «Формы и методы организации исследовательской и инженерно-технической деятельности общественных объединений научной молодежи и НКО». В семинаре приняли участие 50 педагогов города Челябинска.

Под руководством директора лицея Е.В. Киприяновой, д.п.н. командой ресурсного центра разработаны научно – методические материалы для руководителей педагогов общеобразовательных организаций «Педагогический дизайн практик исследовательского образования и STEM- технологий в современной школе» и  программно-методические материалы по тематике проекта для педагогов общеобразовательных организаций «Программно-методические материалы исследовательских практик. Программы курсов внеурочной деятельности для 5-9 классов общеобразовательных организаций»,  ссылки https://elibrary.ru/item.asp?id=30704877,

http://www.l-11.ru/filedocs/publications/pedagogich_disain_issledovat_praktic.pdf,

http://www.l-11.ru/filedocs/publications/programmno_metod_materials_case_praktics.pdf

 

 

 

ВложениеРазмер
kak_proshel_god_na_yuzhnom_urale.docx3.42 МБ