28 декабря - день памяти калмыцкого народа

Втр, 26/12/2017 - 15:41 — Елена Юшкова
28 декабря - день памяти калмыцкого народа

ПАМЯТЬ В НАСЛЕДСТВО.

У каждого народа есть события и даты, которые он не забывает. Для калмыцкого народа, одной из таких дат является 28 декабря 1943 года – день депортации.

25 декабря в музее КалмГУ им. Б.Б. Городовикова – региональном ресурсном центре Школьной лиги РОСНАНО прошла беседа-воспоминание «Навеки в памяти», посвящённая памятному дню жертв депортации калмыцкого народа.

Перед началом беседы Даржинова С.В. провела образовательную викторину, посвящённую депортации калмыцкого народа. Отвечая на вопросы, ребята показали хорошее знание истории депортации, учащийся 8 класса Элистинского технического лицея Корнеев Энкр рассказал, как проходило насильственное выселение калмыцкого народа. Затем встреча, перешла в формат «беседа-воспоминание», который позволил  выстроить непринуждённое коммуникативное взаимодействие. Оно было реализовано всеми участниками в виде сообщения о семейном факте из прошлого. Вспоминая своих родных и близких, подвергнувшихся депортации, участники Бадмаева Баина, Манджиева Геля, Дарбаков Энкир, Музраев Данир, Каруев Станислав, Манджиев Мингиян, Хенкеева Цагана, Арсенов Манджи, Шандронов Басан  рассуждали о несправедливости насильственного выселения калмыков и приходили к выводу, что нельзя допускать такое беззаконие.

По-разному складывались судьбы людей, подвергшихся депортации. Все исповеди потрясают своей страшной правдой. Так, например, отец Чемидовой Татьяны Гаряевны, учителя географии ЭТЛ, Мучкаев Гаря Бадмаевич геройски воевал, но был снят с фронта по национальному признаку и отправлен в Широклаг, где пережил голод и все ужасы концлагеря. А вот ещё одна история, рассказанной ээжей, своей внучке о том, что в пути, когда она заболела, соседи потребовали, чтобы мать оставила её на каком-то полустанке. Такая жестокость была продиктована опасением, что от неё могут заразиться другие дети, находящиеся в вагоне. Бедная женщина под напором своих соседей собралась с духом и положила ребёнка на снег, немного отошла, а затем, услышав плач малышки, схватила её, и уже никакими силами нельзя было вырвать дочь из её рук. Судьба девочки сложилась счастливо, она выздоровела, выросла, вышла замуж, родила много детей…

Все рассказанные истории бесценны, ведь именно им, своим внукам и правнукам, рассказали аавы и ээжи о том, что хранилось в памяти. Расспрашивая родных и близких о депортации, школьники прочувствовали, через сердце пропустили эту трагедию, которая уничтожала их родных.  Вспоминая своих близких, ребята говорили, что несмотря не неисчислимые страдания, выпавшие на их долю, они выстояли, сохранили свою веру, достоинство, их судьбы сложились.

При определённых условиях такие компрессированные воспоминания способны разворачиваться в монологическую речь участника в условиях непосредственного контактного диалогического общения.  Одной из главных функций таких компрессированных воспоминаний является иллюстрирующая, подтверждающая, что только так горький опыт старших поколений врежется в память младшего поколения на всю жизнь.

Страдания холодной Сибири когда-когда забудутся? (слова калмыцкой народной песни «28 декабря»)