2017 12 Кадушкина Л.А. "Оценка экологической комфортности условий обучения школьников" учитель биологии МБОУ "Лицей №55"г.Пензы
Актуальность работы:Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным.С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Экологическая безопасность прочно входит в нашу жизнь, и ее важность и актуальность возрастает год от года. Экологическая безопасность жилища находится в прямой зависимости от активности действий человека по созданию благоприятной жилой среды. Экологическая безопасность жилища, находится под влиянием природных и техногенных факторов, включая эстетическое, температурное, радиоактивное, электромагнитное, шумовое, химическое и другие воздействия.
Состояние экологической комфортности определяется внутренней отделкой и оформлением помещения, освещенностью, которые оказывают значительное влияние на зрительный анализатор, и является одним из важных условий успешной учебы. Поэтому изучение имеющихся проблем в данной области, является, сегодня практической необходимостью.
Цель работы: оценить уровень экологической комфортности условий обучения школьников в кабинете биологии лицея № 55г. Пензы.
Задачи:
1. Познакомиться с доступными методиками для исследования экологических показателей оценки кабинета.
2. Оценить санитарно - гигиеническое состояние кабинета биологии
3. Оценить кабинет биологии с эстетической стороны
4. Составить эмоциональную оценку кабинета биологии
5. Выявить возможные недостатки в создании экологического комфорта и определить пути их устранения.
Объект исследования: учебный кабинет биологии № 45 лицея № 55г. Пензы.
Предмет исследования: качественные и количественные экологические показатели кабинета.
Гипотеза: если условия обучения школьников в кабинете биологии № 45 экологически комфортные, то можно предположить, чтоуровень эмоционально-эстетических и санитарно- гигиенических показателей будет достаточным.
Методы исследования: Теоретические: сбор, анализ, систематизация теоретических данных, их сопоставление и обобщение.
Практические: 1) анкетирование, интервьюирование. 2)анализ данных, графическая и табличная интерпретация материалов с помощью программ MicrosoftOfficeWord2007, MicrosoftOfficePowerPoint2007.
1.Санитарно – гигиеническая оценка школьного помещения
Здоровье школьника определяется условиями его жизни и условиями жизни в школе в том числе. Как показывают исследования, рабочий день современного ученика, особенного в старших классах, намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых. Именно на годы обучения в школе приходится период интенсивного развития организма. Уютный, комфортный вид помещения благоприятно воздействует на душевное состояние человека, его настроение. Важнейшую роль в комфортности помещения играют его цветовая гамма и освещение. Для определения границ зоны экологического комфорта существуют четкие санитарно-гигиенические требования, за соблюдением этих требований следит СЭС [1].
Технические данные о помещении (из документов БТИ)
общая площадь – 50 кв.м.
рассчитан на 30 посадочных мест.
Основной строительный материал:
--Фундамент- ж/б блоки,
--Стены и наружная отделка - кирпичная,
--Перегородки - кирпичные.
--Отопление – центральное- 1,5 м состояние удовлетворительное: отопление запроектировано с расчетной зимней температурой -18 градусов. Теплопотери через строительные конструкции здания подсчитаны с учетом надбавок в соответствии cСАН ПиН Теплоносителем является вода с параметрами 95-70 градусов.
--Вентиляция – имеется, состояние удовлетворительное.
1.1.Характеристика среды классной комнаты. Занятия проводятся в одну смену. Фактическая наполняемость классов соответствует проектной. Площадь и объем учебного помещения соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Характеристика основных рабочих зон.Кабинет предназначен для обучения предмета биологии. Он включает: рабочую зону – размещение ученических столов для обучения, рабочую зону учителя. Оценка рабочего места ученика: школьная мебель должна соответствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям. В кабинете применяются столы ученические (двухместные). Поверхность крышки стола матовая и не дает бликов, имеет белое пластиковое покрытие. Расстановка трёхрядная, каждый обучающийся обеспечен рабочим местом в соответствии с состоянием зрения и слуха, и не всегда не роста. Для определения соответствия школьной мебели длине тела, существует её разделение на шесть групп, что фиксируется цветом или номером, (в нашем кабинете все столы одной маркировки - синей). При оборудовании учебного кабинета соблюдаются размеры проходов между столами (не < 60см), между рядом и наружной продольной стеной (не < 50-70см), от задней стены (не < 1м), от учительского стола до доски (не < 1м), в соответствии с СГН.
Расчет соотношения с СГН рабочей зоны учащегося (Sи V): определили размеры классной комнаты и сравнили полученные данные с нормативами [1]:
S= 6*8, 4 = 50,4м2 (норма не < 50м2).
Рассчитали, сколько м2 и какой объем воздуха (V) приходится на одного ученика, сравнили с нормой.
На 1 ученика: 50 м2:22уч-ка = 2,3м2 (норма не < 1,25м2)
V= (6*8, 4*2, 94)/22=148,176/22=6, 7 (норма не <3,75 м3)
Вывод:рабочая зона учащихся соответствует санитарно – гигиеническим нормам
1.2.Микроклимат. Воздушная среда в школьных помещениях оказывает постоянное воздействие на организмы учащихся. В ней содержатся различные химические вещества, которые образуются в результате жизнедеятельности учащихся, в результате деструкции синтетических полимерных материалов, а также микроорганизмы. Микроклимат классного помещения - это тепловое состояние среды, зависящее от температуры, влажности и скорости движения воздуха[7].
Измерениевлажности воздуха проводилось аспирационным психрометром 5 раз: около наружных стен (теплый период –54, холодный – 66); около внутренних стен (теплый период –55, холодный – 65); посередине помещения (теплый период –54, холодный – 64); 0,1 м от пола (теплый период –55, холодный – 65);. 1,5 м от пола (теплый период –56, холодный – 66).Полученные средние показатели занесены в таблицу 1.Оптимальный параметр 30-50%, допустимый – 25-65%.
Для измерения температуры воздуха использовался комнатный термометр. Показания снимались на высоте 1,5 м от пола в трех точках по диагонали: на расстоянии 0,2 м от наружной стены (теплый период – 21, холодный – 16), в центре помещения (теплый период –24, холодный – 18)и на расстоянии 0,25 от внутреннего угла комнаты ()на 20 минут[5]. Полученные средние показатели занесены в таблицу 1.
Таблица 1.
Показатели воздушно – теплового режима учебного кабинета биологии.
Период года |
Температура, С |
Относительная влажность, % |
Скорость движения воздуха, м/с |
|||
Полученный результат |
Санит . гигиен. норма |
Полученный результат |
Санит. гигиен. норма |
Полученный результат |
Санит. гигиен. норма |
|
Теплый |
23 |
23-25 |
55 |
60-40 |
0,3 |
0,2-0,3 |
Холодный |
18 |
18-22 |
65 |
65 |
0,2 |
0,2 |
Вывод:показатели соответствуют санитарно – гигиеническим нормам.
Для нормальной жизнедеятельности человеку нужно чтобы температура окружающей его среды была равна примерно 20 С.Нагревательные приборы – радиаторы, располагаются под оконными проемами, что соответствует технике безопасности. Средняя температура не должна превышать нагревания прибора до 80 градусов; исследования показали, что меньше температура бывает, больше – нет.
Учебные помещения должны тщательно проветриваться во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До и после окончания занятий, а также между первой и второй сменами, проводится сквозное проветривание помещений. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах. В нашей школе придерживаются этих правил и норм (см. приложение таблица 1).
Свет является естественным условием жизни человека, необходимым для здоровья и высокой производительности труда, основанной на работе зрительного анализатора, самого тонкого и универсального органа чувств. Обеспечивая непосредственную связь организма с окружающим миром, свет является сигнальным раздражителем для органа зрения и организма в целом: достаточное освещение действует тонизирующе, улучшает протекание основных процессов высшей нервной деятельности, стимулирует обменные и иммунобиологические процессы, оказывает влияние на формирование суточного ритма физиологических функций человека. Основная информация об окружающем мире – около 90% - поступает через зрительное восприятие. При низкой освещенности быстро наступает зрительное утомление, снижается общая работоспособность. Естественное освещение создается как за счет прямого солнечного облучения (инсоляции), так и за счет рассеянного (отраженного) света и зависит от ориентации окон по сторонам света. Солнечная радиация имеет огромное физиологическое, бактерицидное и санитарно-гигиеническое значение. Загрязненные стекла, особенно при двойном остеклении, снижают естественную освещенность до 50 - 70 процентов. Недостаточность естественного освещения должна быть дополнена искусственным освещением. Предпочтительнее мягкий, рассеянный свет от ламп.[5]
В кабинете биологии используется тип светильников ЛД-40, высота подвеса светильника -2,7 м. Естественное освещение определили при помощи светового коэффициента (СК) [8]:
1) Выполняем необходимые замеры: высота окон – 1,8м, ширина окон – 1,8м. Общая площадь окон S=9,7м2.
2)Определяем световой коэффициент (величина естественной освещенности)
СК= So/Sn= 9,7/50,4=0,2,
где So- площадь застекленной части окон,
Sn- площадь пола.
3) Находим коэффициент искусственного освещения по формуле
КИО=М*Л/Sп.,
КИО=40*42/50=1680/50,4=33,6
где КИО – коэффициент искусственного освещения,
М – мощность лампы в Вт,
Л – количество ламп,
Sп– площадь пола (оценку освещенности кабинета см. в таблице 3).
Таблица 3.
Показатели освещенности кабинета.
освещенность |
Результат |
СГН (норма) |
Естественная освещенность |
0,2 |
0,25 |
Искусственная освещенность |
33,6 Вт на 1м2 |
Не < 40 Вт на 1м2 |
Вывод:выявлены не значительные несоответствия в оценке естественной и искусственной освещенности кабинета.
1.3. Колористика (цветовая гамма, совместимость окрасок стен, мебели, классной доски). В школе ученик в среднем проводит около 6 часов в день, а то и более. Интерьер, цветовое оформление, воздействуют на психическое и общее физическое здоровье детей, на степень эффективности обучения и успеваемости в целом. Для школьных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам занятий. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывают яркие тона. При южной ориентации помещения для покраски выбираются более холодные тона — светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый, а при северной более теплые — желтовато-охристые, светло-розовые, бежевые. Желательно, чтобы классная доска имела темно-зеленый цвет, менее предпочтительны доски коричневого цвета и совсем недопустимы черные. Рабочая поверхность классной доски должна быть ровной, прочно удерживать мел при написании текста, обеспечивать легкое стирание мела. Цвет стены, на которой расположена классная доска, должен быть более светлым, чем остальные стены.[3]
В исследуемом кабинете: для потолка, дверей использовался белый цвет. Он значительно повышает освещенность, отражает до 80% цвета, но лишен эмоционального воздействия. Стены кабинета окрашены экологически чистой водоэмульсионной интерьерной краской светло - зеленого тона, произведенной по немецкой технологии, с добавлением необходимого цвета («Laguna» г. Волгоград) Потолки подвесные, для них используется белый матовый негорючий материал «Armstrong». Создает «дышащее» покрытие без резкого запаха. Оконные рамы пластиковые белые со стеклопакетом. Полы бетонные, покрыты линолеумом светло- коричневого цвета. Классная доска настенная, 3-х створчатая, магнитная, рабочая поверхность ровная, прочно удерживает мел при написании текста, мел легкое стирается.Цвет покрытия – темно-зеленый, что является наиболее физиологичным в сочетании со светло-зеленым цветом стен. Доска установлена на высоте нижнего края от пола 1м.
Вывод:В исследуемом кабинете мы видим правильно сформированную цветовую гамму.
1.4. Озелененность. Растения в жизни человека играют огромную роль. Они являются источником кислорода, вносят разнообразие в эстетику интерьера, применяются в изготовлении лекарств и т. д. Поэтому для того, чтобы у учащихся развивалось чувство прекрасного, ответственность за жизнь других живых существ, чтобы чувствовали себя уютно и комфортно, осуществляется озеленение. Эти растения, помимо эстетического значения, еще улучшают экологическую обстановку в школе, т. е. образуют кислород, очищают воздух от пыли и вырабатывают биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие вредных микроорганизмов.Наибольшую фитонцидную активность имеют: герань зональная, хлорофитум пестролистный, гибискус китайский, нефролепис сердцелистный, бегония королевская, колеус Блюмера.[2]
Количество и видовое разнообразие растений в кабинете биологии небольшое. В кабинете биологии подсчитано – 10 видов разных растений, всего 30 штук растений. Они используются в качестве демонстрационного материала на уроках биологии. Растения установлены на полу или на подставках, при этом, не затеняя естественного освещения. На подоконниках растений нет. Соблюдена техника безопасности: ядовитых и колючих растений нет. Растения неприхотливые в уходе, здоровые и ухоженные, придают помещению более эстетичный вид, являются очистителями воздуха.
Озеленение помещений с использованием растений – это идеальный способ создания привлекательного и спокойного интерьера при одновременном укреплении нашего чувства благополучия. Кроме того, комнатные растения могут быть необременительным хобби и помогут очистить воздух в помещении.
Вывод:озеленение в кабинете достаточное, преобладает хлорофитум хохлатый, и нефролепис сердцелистный, имеющие наибольшую фитонцидную активность
2. Исследование эстетического оформления класса.
Это исследование основывается на результатах собственных наблюдений и собеседования с учителем, работающим в этом кабинете, учениками [4]. Были опрошены 5 -8 и 10-11 классы: всего 265 учеников. По итогам проведенного нами опроса была составлена сводная таблица результатов анкетирования (см. таблицу 4).
Таблица 4.
Результаты анкетирования «Визуальное восприятие кабинета биологии»
(по 5 бальной шкале)
Критерий |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
10 класс |
11 Кл. |
1. Привлекательность |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
4,8 |
5,0 |
4,7 |
2. Освещение |
5,0 |
5,0 |
4,5 |
4,5 |
4,4 |
4,3 |
3. Удобство, комфортность |
5,0 |
5,0 |
4,5 |
4,5 |
4,6 |
4,8 |
4. Интерьер |
5,0 |
4,9 |
4,9 |
4,9 |
4,7 |
4,5 |
5. Озеленение |
5,0 |
4,8 |
4,8 |
4,5 |
5,0 |
5,0 |
Средний балл: |
5,0 |
4,9 |
4,7 |
4,6 |
4,7 |
4,6 |
Общий балл:4,7 |
Вывод:восприятие кабинета -4,7 балла.Эстетическая оценка выше среднего.
3. Эмоциональная оценка кабинета.
Эмоциональная оценка помогает определить уровень комфортности исследуемого объекта. Расстановка мебели, освещённость, цветовая гамма оказывают на человека непосредственное эмоциональное воздействие. Характерная особенность возникающих ощущений – их сиюминутность. Все возникающие ощущения приятны или неприятны, имеют эмоциональный тон, эмоциональный аккомпанемент. Ощущения отражают отдельные свойства исследуемого объекта, непосредственно воздействующие на психику человека. Они наиболее правильно передают отношение к объекту, уровень его социально-психологической комфортности.[4]
Эмоциональная оценка определяется на основе результатов интервьюирования и анкетирования учителей и учащихся школы, после чего даётся анализ эмоциональной оценки школы. (см. таблицу 5).
Определить эмоциональную оценку школы можно при помощи теста «тепло-холодно» Во время тестирования испытуемым предлагается выразить свои ощущения, возникающие в отношении исследуемого помещенияпри помощи слов «тепло» и «холодно». Испытуемым необходимо объяснить, что с термином «тепло» связаны положительные эмоции, возникающие у них при упоминании или посещении исследуемого объекта. Например: «мне нравится», «чувствую себя там уютно», «здесь хорошо», «меня тянет там бывать» и т.п. С термином «холодно» связаны отрицательные эмоции — «не нравится», «чувствую себя там неуютно» и т.п. Оценка «тепло-холодно» не должна соотноситься с температурой воздуха, с предметом, который преподается в данном помещении или учителем, работающим в нем. Следует выражать отношение к оформлению, уюту и т.п.[6]
Таблица 5
Результаты анкетирования «Эмоционального восприятия кабинета биологии»
класс |
Кол-во |
Оценка |
|
|
|
тепло |
холодно |
5 классы |
40 человек |
35 (87 %) |
5 (13 %) |
6 классы |
45 человек |
39 (86,%) |
6 (14 %) |
7 класс |
30 человек |
24 (80 %) |
6 (20 %) |
8 классы |
60 человек |
54 (90 %) |
6 (10 %) |
10 классы |
60 человек |
50 (83 %) |
10 (17%) |
11 класс |
30 человек |
25 (83 %) |
5 (17%) |
В среднем: |
265 человек |
227 (86%) |
38 (14 %) |
Вывод: эмоциональная оценка кабинета биологии положительная
Эмоциональное и физическое состояние человека зависит от уровня комфортности среды помещения, в котором он находится и соблюдения санитарно – гигиенических норм.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1.Санитарно – гигиеническим нормамсоответствуют показатели: рабочей зоны учащихся, воздушно – теплового режима кабинета биологии
2.Выявлены не значительные несоответствия нормам СанПин в оценке естественной и искусственной освещенности кабинета.
3.В исследуемом кабинете правильно сформированная цветовая гамма.
4.Озеленение в кабинете достаточное, преобладает хлорофитум хохлатый, и нефролепис сердцелистный, имеющие наибольшую фитонцидную активность
5.Эстетическая оценка выше среднего
6.Эмоциональная оценка кабинета биологии положительная
Гипотеза подтверждена: условия обучения школьников в кабинете биологии № 45 в целом экологически комфортные иуровень эмоционально-эстетических и санитарно- гигиенических показателей достаточный.
Литература.
1. Биология. Экология 10-11кл. Проектная деятельность учащихся. Высоцкая М.В., Волгоград.:Учитель, 2008, 203с.
2. Здоровье и окружающая среда. Электив. Мансурова С.Е., Шклярова О.А. ООО «5 за знания»; СПб: «Виктория плюс» М.,2006
3.Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие.Изд. 2-е. перераб. и дополн. - СПб.: “Крисмас+”, 2000. - 118 с.
4. Практикум по экологии. Алексеев С.В., Гудзева Н.В., М.: АО МДС, 2006, 190с.
5.Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города. Мансурова с.Е., Кокуева Г.Н., Владос»,М.,2001
6. Экология. Практикум по экологии человека. Степанчук Н.А., Волгоград.: Учитель, 2009, 183с.
7 Экология человека: учебник для учащихся 8 классов. Федорова М.З. – М.: Вентана-Граф, 2004, 106с.
8. Экология эксперимента 10-11кл. Нечаева Г.А., Федоров Е.И., М.: Вентана – Граф, 2007, 106с
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1
Сквозное проветривание помещений.
Наружная темапература воздуха |
Длительность проветривания помещений (в мин) |
|
в малые перемены |
в большие перемены |
|
от+10 до+б°С |
4-10 |
25-35 |
от +5 до 0"С |
3-7 |
20-30 |
от 0 до -5°С |
2-5 |
15-25 |
от-5до-10°С |
1-3 |
10-15 |
ниже -10°С |
1-1.5 |
5-10 |