Нападки в физической оптике. Просвещенный суд о природе света

чт, 15/03/2018 - 16:26 — Елена Юшкова
Нападки в физической оптике. Просвещенный суд о природе света

14 марта 2018 г. в Санкт-Петербурге в рамках Всероссийской Недели высоких технологий и технопредпринимательства состоялся турнир-дуэль школьных команд по квесту «Нападки в физической оптике. Просвещенный суд о природе света». Двухчасовой турнир проходил в СПб Ресурсном центре Школьной лиги РОСНАНО. 

Состоялось две дуэли, где в каждой участвовало по 2 команды из 6 человек. Были представлены лицей 179 и школы 683, 328 и 534.

В качестве соведущих и членов жюри выступали: кандидат философских наук Пузыревский Валерий Юрьевич (АНПО «Школьная лига»), доктор физико-математических наук Ельяшевич Алексей Михайлович (Политехнический ун-т), кандидат технических наук Ринат Рауфович Магдиев (Университет ИТМО).

Турнир проходил в форме увлекательного познавательного квеста, сюжетом которого являлось полуфантастическое судебное разбирательство между представителями спорящих сторон в истории физической оптики  второй половины XVII – середины XX вв. Спор шел о природе света между представителями корпускулярной и волновой теорий. Сторонники волновой теории аргументировано выступали с позиции обвинителей. Представители же корпускулярной теории являлись обвиняемой стороной, использующей аргументы для своей защиты. В основу спора были положены историографические материалы реальных дискуссий между учеными.

Каждая команда после времени на подготовку кратко представила по трем рассматриваемым делам «Ньютон», «Эйнштейн» и «Борн» игровую модель судебного заседания. На нем по этим делам выступили как прокурор, свидетели и эксперты стороны обвинения, так и адвокат, свидетели и эксперты защиты.

Команды имели возможность поработать с кейсом, содержащим 30 различных материалов с историческими данными по физической оптике. В них в той или иной мере были представлены научные взгляды и биографические сведения о свыше 20 знаменитых ученых мирового уровня, которые в разные времена активно участвовали в дискуссии о природе света. Участникам из этого массива материалов нужно было выбрать то, что, по их мнению, считалось бы наиболее весомым в аргументах стороны обвинения и стороны защиты. Нужно было и грамотно выстроить само выступление, оптимально распределив роли в команде.

В целом большинство ребят хорошо справились с заданием, осилив для многих являвшимся внепрограммным научный материал. Некоторым же недостатком в выступлениях являлось то, что школьники пытались не столько адаптировать информацию, пересказать своими словами позиции ученых и внести в это долю артистизма, сколько предпочитали зачастую автоматически зачитывать выбранный ими из кейса текст.

В результате турнира участники задумались над вопросом «Кто же прав в разрешении  загадки о природе света?». В итоге они попробовали сами вынести свой вердикт. Все были склонны оправдать обвиняемых, указывая на их склонность признать квантово-волновой дуализм света.

Хотя главное не победа, а участие, но, все же, жанр турнира предполагает назвать тех, кто, по мнению жюри, в дуэлях с небольшим перевесом заняли первые места. Это команды 683 и 534 школ.

Участвуя в таком турнире, у школьников появилась возможность: продемонстрировать навыки взаимодействия в команде, погружения в поисковую активность и отбор существенного в работе с большим массивом информации, знакомства с конкретной персонализированной историей дискуссий в физической оптике, ролевого проживания знаний, самостоятельной интерпретации текстов и визуальной информации.