VΙΙ всероссийская школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства в Калмыкии
С 12 по 16 марта 2018 года КалмГУ им. Б.Б. Городовикова – региональный ресурсный центр всероссийской сетевой образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО» провёл в седьмой раз для школьников Калмыкии Всероссийскую Школьную Неделю высоких технологий и технопредпринимательства, которая прошла под эгидой Министерства образования и науки РФ и Агентства стратегических инициатив.
Традиционно организаторами события в стране выступают самые наукоёмкие и высокотехнологичные компании страны: Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, Федеральное космическое агентство РОСКОСМОС и Государственная корпорация по атомной энергии «РОСАТОМ». Оператором проекта является АНПО «Школьная лига».
Основная задача Недели - знакомство школьников с современными научными разработками, технологиями и инновациями с целью повышения у них интереса к обучению в технических вузах и дальнейшей работе в современных наукоемких областях промышленности.
В рамках Недели учащиеся получают возможность приобщиться к открытиям современной науки и достижениям высоких технологий; пообщаться с людьми, увлеченными своим делом и тем самым значительно повысить мотивацию к изучению естественных наук и занятию техническими видами деятельности.
Открытие Недели было проведено 12 марта 2018 года на базе МБОУ «Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского» - школы-участницы Программы «Школьная лига РОСНАНО». Выбор базы проведения был не случаен, так как гимназия принимает самое активное участие во всех сетевых событиях, инициируемых КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, в рамках Программы «Школьная лига РОСНАНО».
Открытие Недели началось торжественной линейкой, параллельно для всех участников в фойе демонстрировались инсталляции на тему высоких технологий (транспорт будущего, роботы и так далее). Никого не оставило равнодушным интересное и чрезвычайно информативное выступление учителя химии Джамбышевой Б.А. на тему: «Роль STEAM–образования в «новой» экономике». Всех участников открытия Недели привлекли театрализованное шоу «В мире высоких технологий», ток-шоу «Следуя за природой», встреча с Алдаром Эрендженовым, придумавшим дышащую наноодежду, имеющую свойства подогрева и которую не нужно стирать. Каждый участник Недели смог найти для себя дело по душе в мастерской робототехники, художественной мастерской или в литературном клубе (видеоотчет открытия Недели прилагается).
Затем с 13 по 16 марта 2018 года в КалмГУ им. Б.Б. Городовикова в центре «Биовет» для школьников Калмыкии проводились уроки по микроскопированию натему: «Химические основы эмбриологии морфогенеза, или как математика управляет развитием пальцев». Проводила уроки Бадмаева С.Е., кандидат биологических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой общей биологии и физиологии.
Учащиеся Приютненского лицея им. Ивана Карпенко, Элистинского технического лицея РНГ им. Преподобного Сергия Радонежского, Кетченеровской многопрофильной гимназии им. Хонина Косиева, Элистинской многопрофильной гимназии личностно ориентированного обучения и воспитания им. В. Хлебникова, Троицкой гимназии им. Б.Б. Городовикова, Первомайского сельского лицея, Хар-Булукской СОШ, Вознесеновской СОШ им. И. Гермашева и студенты Калмыцкого медколледжа им. Т. Хахлыновой получили уникальную возможность проанализировать экспрессию генов с помощью математического моделирования.
В ходе урока по микроскопированию, школьники узнали, что число пальцев зависит от физических закономерностей, описывающихся моделью Тьюринга, английского математика, известного своими работами в области криптографии и информатики. В работе «Химические основы морфогенеза», он привел математическую модель, согласно которой два вещества (морфогена) могут создавать разнообразные сложные структуры путем самоорганизации. Морфогенами являются различные молекулы, вырабатывающиеся в развивающемся организме, которые способны воздействовать на окружающие клетки и определять их дальнейшее развитие.
Но до недавнего времени не было известно, какие именно молекулы являются морфогенами Тьюринга. Исследование, выполненное командой из биологов и математиков под руководством Джеймса Шарпа, позволило найти эти загадочные вещества и доказать, что модель, предложенная Тьюрингом, действительно управляет развитием наших пальцев.
Выяснилось, что число наших пальцев зависит от скорости, с которой молекулы-морфогены распространяются по ткани, силе их взаимодействия и скорости роста зачатка конечности. Если молекулы будут диффундировать быстрее, промежуток между пальцами будет увеличиваться, поэтому пальцев станет меньше. Если зачаток конечности станет больше на 20%, а все остальное останется прежним, неожиданно появится место для еще одного пальца. Такие случаи часто встречаются среди животных и людей и известны как полидактилия.
Сегодня мы должны поблагодарить наших предков за то, что, настроив древние механизмы развития пальцев на нужную волну, они обеспечили всему человечеству счастливую жизнь с пятью пальцами, а также существование десятичной системы счисления, которая стала основой нашей математики.
Интервью:
Вилкова Елена Михайловна, учитель Приютненского лицея имени И. Карпенко: «13 марта 2018 года в рамках Школьной Недели высоких технологий и технопредпринимательства со своими учениками побывала на уроке по микроскопированию. С интересом слушали Бадмаеву С.Е., кандидата биологических наук, доцента, и.о. зав. кафедрой общей биологии и физиологии. В доступной форме Саглар Евгеньевна рассказала, как формируются руки человека, ноги лошади, ласты дельфина и крыло летучей мыши. Анализируя экспрессию генов и используя математическое моделирование, выяснили, какие молекулы являются главными участниками в процессе формирования пальцев. Теоретические знания переплетались с практикой. Я бесконечно рада, что мои ученики получили возможность поработать на уникальном оборудовании центра «Биовет» в КалмГУ им. Б.Б. Городовикова. Ведь именно такие содержательные мероприятия вызывают у наших учеников интерес к познанию, научно-исследовательской деятельности и способствуют их профессиональному самоопределению уже на этапе школьного обучения. Выражаю огромную благодарность организатору Недели Даржиновой Светлане Владимировне и Бадмаевой Саглар Евгеньевне, познакомившей нас с основами эмбриологии морфогенеза и математического моделирования!».
Бюрчиев Джонджа, ученик 9 класса МБОУ «РНГ имени преподобного Сергия Радонежского»: «Для нас участие во всероссийской школьной Неделе высоких технологий стало прекрасной возможностью увидеть перспективы развития самых наукоемких отраслей российской промышленности, определиться с профессиональной самореализацией и подумать о будущем страны. Современные технологии не стоят на месте и нуждаются в грамотных, высококвалифицированных специалистах. Ко дню открытия Недели вся школа на славу потрудилась, от каждого класса были сделаны инсталляции: от макетов космических кораблей до роботов больше метра высотой и были подготовлены костюмированные флешмобы. Нам поведали о положении биржи труда, посоветовали профессии будущего, указали профессии, которые будут неактуальны. Это все заставило меня задуматься о выборе будущей профессии. Самое главное, я осознал в ходе проведения данной недели, это то, что надо идти, стремиться к реализации своих целей и ни в коем случае не сворачивать с пути. Главное - не бояться, и тогда все обязательно получится!!!».
Чайкова Марина, ученица Приютненского лицея:«Больше всего понравилась работа с микроскопами. Узнала очень много нового. Например, что у крысы могут быть конечности как у рыбы, а еще строение лягушки. Такой учебный формат очень понравился, хотела бы повторить. Прекрасные, отличные впечатления! Спасибо организаторам!».
Донской Илья, ученик Элистинского технического лицея: «Я бы с удовольствием посетил бы такой урок еще раз. От души хотелось бы поблагодарить организаторов Недели и моего учителя Татьяну Горяевну! Больше всего понравилась работа с микроскопом, рассматривание и изучение зародыша. Хотелось бы повторить такой опыт».
Путеева Ирина, ученица Первомайского сельского лицея: «Вообще, мне интересно все, связанное с биологией, поэтому было интересно слушать про генетику, про стадии зародышей. Больше всего впечатлила идея нокаутирования генов. Очень понравилась практика. Мне кажется, она максимально удобная: в меру теории и достаточно практики. Мне все понравилось. Большое спасибо организаторам!».
Идзибагандова Анисат, ученица Первомайского лицея: «Больше всего меня впечатлила, конечно, работа с микроскопом. Жалко, что в нашей школе нет таких микроскопов. Интересно было узнать больше о генной инженерии. Сама идея проектировки качеств ребенка в будущем сильно поражает. Я хочу поступить в медицинский, поэтому считаю, что такой урок будет мне только на пользу. Так и вышло! Очень здорово, только хотелось бы поменьше трудных, научных слов, и немного больше объяснений как работать с микроскопом. У нас в школе не было возможности научиться этому».
Магометов Рустам и Микаилова Самира, ученики Вознесеновской СОШ им. Гермашева: «Нам понравилось все, особенно практическая часть, было действительно интересно рассматривать реальные препараты, а не просто картинки в учебнике. Нам запомнилось то, что объясняли про морфогенез и управление генов. Много нового узнали про механизм формирования пальцев. Даже не подозревали, что абсолютно все так сильно контролируется генами. Практика действительно впечатлила, и зародыш крысы в частности. На уроке все понравилось, достаточно и теории и практики. Жалко, что в школе мы практически не работаем с микроскопами и препаратами. Нам нравится изучать биологию, и в будущем хотим поступить в медицинский, поэтому не жалеем, что приехали в КалмГУ им. Б.Б. Городовикова. Было очень здорово! Спасибо!».
Бадмаева Баина, ученица Элистинского технического лице:. «Узнала, как формируются руки человека, что влияет на формирование костей в организме. Занятия очень понравились, было очень занимательно!».
Шавхыков Данир, ученик Кетченеровской многопрофильной гимназии:«Узнал много нового, включая то, как развиваются пальцы. Вообще, хочу оказаться здесь еще раз!».
Текеева Виктория, ученица Кетченеровской многопрофильной гимназии: «На уроке узнала многое о генетике, о мутации. О том, что биология и химия зависят еще и от математики. Лекция мне сильно понравилась, однозначно согласилась бы прийти еще».
Бадма-Горяев Сергей, ученик 8 медкласса ЭМГ: «Формат проведения очень понравился, вижу такое в первый раз. Все очень классно, очень интересно! О том, что рассказывали здесь, вообще впервые слышу, но от этого только занимательнее. С радостью бы пришел еще раз».
Музей
Фотографировали и брали интервью студенты 1 курса
направления «психология»: Кузьмицкая С., Халгаев Д.,
Пересадина О., Гаврюшкиев С.
- Войдите на сайт для отправки комментариев