Апрель 2018. Неделя межпредметной интеграции ГБОУ БИЮЛИ. Интегрированный урок физической культуры и физики. Ольховенко Л.В.,Севидова В.В.

Технические  приемы в баскетболе  через призму физики.

Методическая разработка интегрированного урока физической культуры и физики в 10 классе.

Технологическая карта

Предмет

Физическая культура

Класс 10

Тема урока

Технические  приемы в баскетболе  через призму физики.

 

Тип урока

  1. Урок систематизации и обобщения знаний и умений

 

Вид урока

 Интегрированный урок-практикум

 

Цель урока

Раскрыть взаимосвязь технических приемов в баскетболе с  физическими явлениями и закономерностями.

Задачи урока

Предметные:

  • Создать условия для формирования представления обучающихся о связи физической культуры и законов физики.
  • Получат возможность практически  применять  новые знания в процессе самостоятельной работы.

                     Метапредметные:

  • Познавательные:развивать умение самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель; выдвигать гипотезу; устанавливать  причинно-следственные  связи; делать обобщение.
  • Коммуникативные:формировать умение приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и  стремиться  к координации  различных позиций в сотрудничестве.
  • Регулятивные: принимать  цели и задачи учебнойдеятельности; находить средства ее осуществления; контролировать и оценивать  учебные действия по результату, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные:

  • Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу  и способам решения новой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Средства обучения

  • Презентация к уроку;
  • Карточки для групповой работы;
  • Маркерная доска, 2 стола;
  • 2 калькулятора, 2 ручки, 2 карандаша. 

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности:

проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности:

словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя:метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты

Предметные:

на уроке обучающиеся получат знания о взаимосвязи  технических приемов в баскетболе с законами физики; научатся понимать, от чего зависит точность  бросков мяча в кольцо; правильно вычислять траекторию полета мяча  с зависимости от индивидуальных показателей обучающегося.

Метапредметные:

  1. Познавательные:  ученик получит возможность добывать информацию; осуществлять сравнения полученных данных; строить логичное рассуждение.
  2. Коммуникативные:ученик получит возможность высказывать свою точку зрения; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.
  3. Регулятивные:  ученик получит возможность преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату.

Личностные:

Формирование  коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками.

 

 

 

 

 

 

 

Девиз: Наука – это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне удовольствие.

Альберт Эйнштейн

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность

Универсальные учебные действия (УУД)

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

учителя

обучающихся

1.Организационный этап. Создание благоприятного настроя на продуктивную учебную деятельность.

Учитель Севидова В.В.

Здравствуйте!

( Аплодисменты)

Мы рады приветствовать Вас на  интегрированном уроке физической культуры и физики.Наша задача – расширить и углубить знания, полученные вами на уроках физики и применить их в другой области, раздвинуть границы учебника, пробудить у вас желание лучше познать самого себя. 

  

Построение,  взаимное приветствие. Отвечают  на вопросы о самочувствии, настроении.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Коммуникативные УУД)

Слайд 1

2.Постановка цели и задач  урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

 

Учитель Ольховенко Л.В.

Тема нашего урока: «Технические приемы в баскетболе через  призму физики».

 

 Прочитайте девиз  и постарайтесь определить цель нашего урока

 

 

Молодцы! Вы совершенно правы, цель урока: «Раскрыть взаимосвязь технических приемов в баскетболе с физическими явлениями и закономерностями»

 

 

И если Эйнштейн сравнивает науку со спортом, то мы проведем  обратную параллель и увидим тесную связь предмета  «Физическая  культура»  и предмета «Физика».

Обучающиеся читают девиз «Наука - это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне удовольствие» (Альберт Энштейн),  формулируют цель урока.

 

Во время ответов обучающиеся под руководством учителя определяют цель урока, рассуждают о взаимосвязи баскетбола с физикой (познавательные, регулятивные УУД)

Слайд 1

 

 

 

Слайд 2

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

3. Актуализация, воспроизведение и коррекция опорных знаний  обучающихся

Учитель Ольховенко Л.В.

На первый взгляд физика в баскетболе незаметна, но если углубиться в техническую часть игры (бег, прыжки, ловля и передача мяча, броски мяча), то ее использование станет неопровержимым фактом.

 

  Учитель Севидова В.В.

   Как вы думаете, какие технические приемы в баскетболе связаны с физикой?

 Какие законы физики и физические явления применимы к нашему уроку?

 

 

 

 

Учитель Ольховенко Л.В.

Предлагаю  Посохову Даниилу исполнить роль физика-лаборанта, т.к. он освобожден от практической части урока.

Физик-лаборант в течение всего урока будет заполнять таблицу на маркерной доске  из трех  столбцов (1 часть-«До», где будет записывать  предположения, гипотезы о взаимосвязи баскетбола с физикой; 2 часть-«После» заполняется в конце урока, в 3 столбце- выводы.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся высказывают  свои предположения, гипотезы (технические приемы - ловля и передача мяча,  прыжки, броски мяча; физические явления –  силы, действующие на тело в поле тяготения Земли, 2 и 3 закон Ньютона и т.д.)

 

 

Физик-лаборант фиксирует ответы,  вносит коррективы в предположения, производит анализ действий на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняется выделение  основных законов физики и способы их  применения  в баскетболе (регулятивные УУД)

 

 

 

 

 

 

Происходит анализ ответов обучающихся, координация различных точек зрения (личностные, регулятивные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4,5

 

 

Слайд 6,7

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Обобщение и систематизация знаний. Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности.

 

 

Учитель Севидова В.В.

 Проводит разминку в движении: медленный бег, различные передвижения в высокой, средней и низкой стойках баскетболиста. 

-Через центр в колонну по 2.

-Пробегание  в 2 круга .               -Передвижение левым, правым боком, боксирование руками, смыкание в одну колонну.

Пробегание один круг  и  через центр по2 и все выполняется в беге.

 

 Проводит и корректирует ОРУ с мячом.

Учитель Ольховенко Л.В.

 Проводит упражнения в  передвижении  вправо и влево приставным шагом, касаясь мячом боковой линии волейбольной площадки. Ведение  мяча лицом и спиной вперед, 1 –ведение одновременно двух мячей, 2- имитация броска мяча с двух шагов разбега.

 

 

 

 Учитель  Ольховенко Л.В.  перестраивает в колонну по 1 и предлагает выполнить упражнение «Броуновское движение» (перемещение по площадке произвольно с ведением мяча, стараться отобрать мяч у товарища),  упражнение на внимание.

Учителя контролируют выполнение заданий, осуществляют  индивидуальное наблюдение за обучающимися.

Учитель Севидова В.В.

 Перестраивает учеников  к проектору, побуждает к высказыванию своего мнения.

 

Учитель Ольховенко Л.В.

-Бег-главное средство передвижения в игре.  Игрок должен уметь в пределах площадки выполнять ускорения из различных стартовых положений, в любом направлении, лицом или спиной вперед, быстро изменять направление и скорость бега.

 

Учитель Севидова В.В.

-Скажите, какие физические силы и законы  воздействуют на игрока во время бега?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Какие физические силы воздействуют на игрока во время ведения мяча?

 

 

 

 

 

 

 

Учитель Ольховенко Л.В.

-Сейчас мы перейдем к выполнению других технических приемов.

 

 Выполняет перестроение обучающихся в колонну  по 3 человека.

Учитель дает сигнал на выполнение ловли и передачи мяча на месте различными способами (1-выполняет передачу от груди двумя руками,2 –в центре- передачу с ударом в пол, 3- высокую передачу из-за головы двумя руками).

Учитель Севидова  В.В.

выстраивает учеников для выполнения бросков мяча партнеру с места и в прыжке, после 2 шагов.

 

 

 

Учитель Ольховенко Л.В.

проводит параллель с раннее изученным материалом:

- Какие физические закономерности  способствуют выполнению ловли и передачи мяча?

Учитель обобщает ответы учеников:

- В момент, когда ловят мяч, происходит удар, передача энергии и импульса. Энергия летящего мяча передается рукам.

 

Учитель Севидова  В.В.

- Какие физические закономерности  способствуют выполнению броска мяча?

 

Учитель  обобщает ответы :

 -При броске и  передаче мяча игрок должен оценить силу, создаваемую его ногами и руками и приложенную к мячу для «поражения» кольца или  передачи мяча партнеру, выбрать оптимальную траекторию полета мяча в зависимости от роста и  высоты выпрыгивания.

 

Учитель Ольховенко Л.В. дает задание: выполнить ведение мяча, 2 шага-прыжок и бросок мяча с обязательным ударом в щит.

  Учитель перестраивает  учеников  в 3 колонны, напротив баскетбольного щита.

 

 

 

 

 

Учитель Севидова В.В.

Перестраивает ребят к проектору полукругом.

- Суть игры- забросить  мяч в кольцо.

 

Учитель Ольховенко Л.В.

- 99% всех мячей, ударившихся в верхний крайний угол « квадрата»,  после отражения от  щита обязательно попадет в кольцо. Какая  здесь действует закономерность?

Обучающиеся  выполняют указания учителя, в движении перестраиваются в колонны по 2. По ходу движения берут баскетбольные мячи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики выполняют ведение мяча одной рукой, попеременно правой и левой рукой  вперед и назад.

Стремятся правильно выполнить задание на координацию (1- одновременно ведение двумя мячами на месте, по свистку- в движении, а 2 в это время выполняет имитацию  баскетбольного прыжка; затем- смена заданий)

Во время выполнения задания на внимание необходимо следить за действиями других игроков, учителя и вслух называть цифры, какие ученик увидел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся  высказывают свои предположения, объясняют свой выбор ( на игрока  во время бега действует  сила трения, сила тяжести, сила сопротивления  воздуха, за счёт трения происходит сцепление подошвы с полом, в результате чего происходит отталкивание от пола и движение вперёд, 2 закон Ньютона).

 

Ученики  говорят, что во время ведения мяча  на игрока действует - сила тяжести, сила реакции опоры, сопротивление со стороны мяча, сила взаимодействия с мячом-3 закон Ньютона

Физик- лаборант фиксирует ответы ребят

 

Перестраиваются в колонну по 3,  игроки 1 колонны берут мячи.

 

 

 

Выполняют взаимодействие в тройках: ловлю и передачу мяча двумя руками из-за головы, от груди и с ударом в пол.

 Ученики  стараются  быстро реагировать на звуковые сигналы.

 

 

Игроки 1,2 после броска меняются местами, а 3 передает им мяч любым способом. Броски мяча осуществляют по разной траектории полета

 

 

Обучающиеся слушают вопросы учителей,

по очереди высказывают свои предположения (энергия летящего мяча передается рукам,  бросок зависит от силы , роста игрока, траектории полета мяча).

 

 

 

 

 

 

Физик –лаборант анализирует ответы товарищей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перестраиваются в 3 колонны, у 2 первых игроков мячи.

Обучающиеся выполняют ведение мяча, два шага- прыжок,  бросок мяча с ударом в щит.  Стремятся забросить мяч в кольцо.  Каждый выполняет задание только после того, как бросок выполнит предыдущий игрок.

 

Обучающиеся предполагают, что действует закономерность:  угол падения равен углу отражения (при упругом ударе).

 

 

Выполнение организующих строевых команд, техники передвижения в ходьбе, беге и прыжках. Осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма (регулятивные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют и корректируют свои движения при выполнении упражнений (познавательные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

Происходит анализ выполнения технических приемов в баскетболе, их связь с физическими законами (познавательные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формируют  ответы  на поставленные вопросы         (познавательные, предметные  УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лаборант  стремится к координации различных точек зрения, определяет правильные ответы по его мнению (коммуникативные УУД)

 

 

 

 

Анализируют и корректируют свои движения при выполнении упражнений в ловле и передаче мяча (регулятивные УУД)

 

Игрок сам принимает решение  по какой траектории выполнить бросок мяча (личностные УУД)

 

 

 

 

Извлекают необходимую информацию из пройденных тем на уроках физики            (познавательные УУД)

 

 

 

 

Физик-лаборант записывает правильные ответы на доске (регулятивные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют и корректируют свои движения при выполнении задания (регулятивные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение с точностью выражать свои  мысли (коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Извлекают необходимую информацию из пройденных тем на уроках физики            (познавательные УУД)

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10,11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд  12,13

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 15,16

 

 

 

5. Применение знаний и умений  в новой ситуации)

Учитель Севидова В.В.

- Просмотрите  видеофрагмент.

 

 

 

-Как вы думаете, от чего зависит попадание мяча в кольцо?

 

 

 

 

 

 

 

Учитель Ольховенко Л.В.

-Сейчас вы будете выполнять практическую работу. Каждая группа получит задание-задачу, которую необходимо решить. Условие задачи у всех одинаковое, а значения переменных различные.

Практическая работа:

Вычислите дальность полета и высоту подъема мяча, брошенного под углом к горизонту  и с одинаковыми по модулю скоростями.  Начальная скорость полета мяча V = 5 м/с, принять g=10 м/с (ускорение свободного падения)

Для группы 1-  мяч брошен под углом к горизонту  30°

Для группы 2- мяч брошен под углом к горизонту  60°

(ответ округлить до десятых)

 Учитель делит класс на 2 группы и в каждой назначается координатор.

 

Учитель  Ольховенко Л.В. предлагает физику-лаборанту заполнить  в таблице 2 и 3 столбец.

 

Просматривают видеофрагмент, комментируют его.

 

 

Ребята рассуждают и перечисляют от  чего зависит  точный бросок мяча: силы броска,  угла полета мяча, расстояния до кольца, высоты кольца, высоты, с которой бросают мяч, массы мяча, сопротивления воздуха и др.

 

 Класс делится на 2 группы. Координаторы группы получают задания, распределяют  степень участия каждого в решении задачи.

 

 

 

Обучающиеся приступают к решению задачи (находят значения неизвестных переменных, вычисляют формулу, находят дальность полета  и  высоту подъема мяча).

Осуществляют взаимопроверку, обсуждают полученные результаты,

координаторы  контролируют работу своей группы.

 

 

 

 

Физик-лаборант проходит к доске и заполняет столбцы.

 

 

 

 

 

Извлекают необходимую информацию из пройденных тем на уроках физики и физической культуры           (познавательные УУД)

 

 

 

Находят способы взаимодействия в группе, распределяют задания между собой, находят правильный ответ на вопрос задачи (коммуникативные УУД)

 

 

Находят значения неизвестных переменных, вычисляют формулу, находят дальность полета  и  высоту подъема мяча (предметные УУД)

 

Находят взаимодействие с одноклассниками (личностные УУД), выявляют и устраняют ошибки при выполнении задания (регулятивные УУД)

 

 

Анализирует полученные результаты (регулятивные УУД)

 

Слайд 16

 

 

 

Слайд 17,18

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 19

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

После завершения работы в группах учитель Севидова  В.В. перестраивает учеников к проектору, акцентирует их внимание на полученных результатах.

 

Учитель Ольховенко Л.В.

Применяя данные формулы вы можете вычислить высоту и дальность полета при броске мяча под углом  45°. Этот угол будет оптимальным для броска.

Координаторы групп  сравнивают дальность полета и высоту подъема мяча, брошенного под углом  к горизонту  30° и  60°, делают  выводы.

 

Осуществляют проверку полученных результатов (регулятивные УУД)

 

Оценивают работу по группам, сравнивают полученные результаты с другими (коммуникативные УУД)

Слайд 20,21

7.Рефлексия (подведение итогов занятия).

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по пройденному материалу

 

 

 

 

Учитель  Севидова В.В.

предлагает физику-лаборанту закончить заполнение таблицы  и сформулировать конечный результат своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель  Ольховенко Л.В. подводит обучающихся к выводу о том,  что  в ходе урока раскрыли взаимосвязь между  техническими приемами в баскетболе с различными явлениями в физике.

- Скажите достигли ли мы на уроке поставленной цели?

Учитель  Севидова В.В.отмечает степень вовлеченности ребят на уроке, выставляет оценки.

 

Физик-лаборант сравнивает содержание  таблицы «До» и «После» и делает вывод.

 

«До»- мы предполагали, что баскетбол связан с физикой  следующими явлениями….

«После»- мы утверждаем , что физические явления и закономерности связаны техническими приемами в баскетболе следующим образом….

«Вывод»- Мы были правы (не правы), т.к….

 Выводы   стимулируют активное осмысление (регулятивные УУД)

 

 Анализ полученной информации способствует  к самооценке работы на уроке ( предметные , личностные УУД)

 

 

 

 

 

 

Проведение параллели между наукой и спортом  способствует нахождению взаимосвязи двух предметов

(предметные УУД)

Слайд 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 23

 

 

 

8. Информация  о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель  Ольховенко Л.В. объясняет домашнее задание:

 -Решите задачу: «Баскетболист бросает мяч в кольцо. Скорость мяча после броска V = 8 м/с и составляет 60° с горизонтом. С какой скоростью мяч попал в кольцо, если он долетел до него за 1 секунду? Сопротивлением воздуха можно  пренебречь,  принять g=10 м/с .

 

Физик-лаборант получает от учителя домашнее задание на всех обучающихся класса, решить задачу необходимо на самоподготовке.

 

 

Слайд 24

 

 

 

 

 

 

 

 

ВложениеРазмер
foto-_reportazh_integrirovannogo_uroka.docx2.44 МБ