Апрель 2018. Неделя межпредметной интеграции ГБОУ БИЮЛИ. Интегрированный урок физической культуры и физики. Ольховенко Л.В.,Севидова В.В.
Технические приемы в баскетболе через призму физики.
Методическая разработка интегрированного урока физической культуры и физики в 10 классе.
Технологическая карта
Предмет |
Физическая культура |
Класс 10 |
Тема урока |
Технические приемы в баскетболе через призму физики.
|
|
Тип урока |
|
|
Вид урока |
Интегрированный урок-практикум
|
|
Цель урока |
Раскрыть взаимосвязь технических приемов в баскетболе с физическими явлениями и закономерностями. |
|
Задачи урока |
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
|
|
Средства обучения |
|
|
Методы обучения |
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. По степени педагогического управления со стороны учителя:метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с помощью источников информации. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. |
|
Планируемые результаты |
Предметные: на уроке обучающиеся получат знания о взаимосвязи технических приемов в баскетболе с законами физики; научатся понимать, от чего зависит точность бросков мяча в кольцо; правильно вычислять траекторию полета мяча с зависимости от индивидуальных показателей обучающегося. Метапредметные:
Личностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками. |
Девиз: Наука – это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне удовольствие.
Альберт Эйнштейн
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) |
|
учителя |
обучающихся |
|||
1.Организационный этап. Создание благоприятного настроя на продуктивную учебную деятельность. |
Учитель Севидова В.В. Здравствуйте! ( Аплодисменты) Мы рады приветствовать Вас на интегрированном уроке физической культуры и физики.Наша задача – расширить и углубить знания, полученные вами на уроках физики и применить их в другой области, раздвинуть границы учебника, пробудить у вас желание лучше познать самого себя.
|
Построение, взаимное приветствие. Отвечают на вопросы о самочувствии, настроении. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Коммуникативные УУД) |
Слайд 1 |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
|
Учитель Ольховенко Л.В. Тема нашего урока: «Технические приемы в баскетболе через призму физики».
Прочитайте девиз и постарайтесь определить цель нашего урока
Молодцы! Вы совершенно правы, цель урока: «Раскрыть взаимосвязь технических приемов в баскетболе с физическими явлениями и закономерностями»
И если Эйнштейн сравнивает науку со спортом, то мы проведем обратную параллель и увидим тесную связь предмета «Физическая культура» и предмета «Физика». |
Обучающиеся читают девиз «Наука - это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне удовольствие» (Альберт Энштейн), формулируют цель урока.
|
Во время ответов обучающиеся под руководством учителя определяют цель урока, рассуждают о взаимосвязи баскетбола с физикой (познавательные, регулятивные УУД) |
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
|
3. Актуализация, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся |
Учитель Ольховенко Л.В. На первый взгляд физика в баскетболе незаметна, но если углубиться в техническую часть игры (бег, прыжки, ловля и передача мяча, броски мяча), то ее использование станет неопровержимым фактом.
Учитель Севидова В.В. Как вы думаете, какие технические приемы в баскетболе связаны с физикой? Какие законы физики и физические явления применимы к нашему уроку?
Учитель Ольховенко Л.В. Предлагаю Посохову Даниилу исполнить роль физика-лаборанта, т.к. он освобожден от практической части урока. Физик-лаборант в течение всего урока будет заполнять таблицу на маркерной доске из трех столбцов (1 часть-«До», где будет записывать предположения, гипотезы о взаимосвязи баскетбола с физикой; 2 часть-«После» заполняется в конце урока, в 3 столбце- выводы.) |
Обучающиеся высказывают свои предположения, гипотезы (технические приемы - ловля и передача мяча, прыжки, броски мяча; физические явления – силы, действующие на тело в поле тяготения Земли, 2 и 3 закон Ньютона и т.д.)
Физик-лаборант фиксирует ответы, вносит коррективы в предположения, производит анализ действий на уроке. |
Выполняется выделение основных законов физики и способы их применения в баскетболе (регулятивные УУД)
Происходит анализ ответов обучающихся, координация различных точек зрения (личностные, регулятивные УУД) |
Слайд 4,5
Слайд 6,7
Слайд 8
|
4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности.
|
Учитель Севидова В.В. Проводит разминку в движении: медленный бег, различные передвижения в высокой, средней и низкой стойках баскетболиста. -Через центр в колонну по 2. -Пробегание в 2 круга . -Передвижение левым, правым боком, боксирование руками, смыкание в одну колонну. Пробегание один круг и через центр по2 и все выполняется в беге.
Проводит и корректирует ОРУ с мячом. Учитель Ольховенко Л.В. Проводит упражнения в передвижении вправо и влево приставным шагом, касаясь мячом боковой линии волейбольной площадки. Ведение мяча лицом и спиной вперед, 1 –ведение одновременно двух мячей, 2- имитация броска мяча с двух шагов разбега.
Учитель Ольховенко Л.В. перестраивает в колонну по 1 и предлагает выполнить упражнение «Броуновское движение» (перемещение по площадке произвольно с ведением мяча, стараться отобрать мяч у товарища), упражнение на внимание. Учителя контролируют выполнение заданий, осуществляют индивидуальное наблюдение за обучающимися. Учитель Севидова В.В. Перестраивает учеников к проектору, побуждает к высказыванию своего мнения.
Учитель Ольховенко Л.В. -Бег-главное средство передвижения в игре. Игрок должен уметь в пределах площадки выполнять ускорения из различных стартовых положений, в любом направлении, лицом или спиной вперед, быстро изменять направление и скорость бега.
Учитель Севидова В.В. -Скажите, какие физические силы и законы воздействуют на игрока во время бега?
Какие физические силы воздействуют на игрока во время ведения мяча?
Учитель Ольховенко Л.В. -Сейчас мы перейдем к выполнению других технических приемов.
Выполняет перестроение обучающихся в колонну по 3 человека. Учитель дает сигнал на выполнение ловли и передачи мяча на месте различными способами (1-выполняет передачу от груди двумя руками,2 –в центре- передачу с ударом в пол, 3- высокую передачу из-за головы двумя руками). Учитель Севидова В.В. выстраивает учеников для выполнения бросков мяча партнеру с места и в прыжке, после 2 шагов.
Учитель Ольховенко Л.В. проводит параллель с раннее изученным материалом: - Какие физические закономерности способствуют выполнению ловли и передачи мяча? Учитель обобщает ответы учеников: - В момент, когда ловят мяч, происходит удар, передача энергии и импульса. Энергия летящего мяча передается рукам.
Учитель Севидова В.В. - Какие физические закономерности способствуют выполнению броска мяча?
Учитель обобщает ответы : -При броске и передаче мяча игрок должен оценить силу, создаваемую его ногами и руками и приложенную к мячу для «поражения» кольца или передачи мяча партнеру, выбрать оптимальную траекторию полета мяча в зависимости от роста и высоты выпрыгивания.
Учитель Ольховенко Л.В. дает задание: выполнить ведение мяча, 2 шага-прыжок и бросок мяча с обязательным ударом в щит. Учитель перестраивает учеников в 3 колонны, напротив баскетбольного щита.
Учитель Севидова В.В. Перестраивает ребят к проектору полукругом. - Суть игры- забросить мяч в кольцо.
Учитель Ольховенко Л.В. - 99% всех мячей, ударившихся в верхний крайний угол « квадрата», после отражения от щита обязательно попадет в кольцо. Какая здесь действует закономерность? |
Обучающиеся выполняют указания учителя, в движении перестраиваются в колонны по 2. По ходу движения берут баскетбольные мячи.
Ученики выполняют ведение мяча одной рукой, попеременно правой и левой рукой вперед и назад. Стремятся правильно выполнить задание на координацию (1- одновременно ведение двумя мячами на месте, по свистку- в движении, а 2 в это время выполняет имитацию баскетбольного прыжка; затем- смена заданий) Во время выполнения задания на внимание необходимо следить за действиями других игроков, учителя и вслух называть цифры, какие ученик увидел.
Обучающиеся высказывают свои предположения, объясняют свой выбор ( на игрока во время бега действует сила трения, сила тяжести, сила сопротивления воздуха, за счёт трения происходит сцепление подошвы с полом, в результате чего происходит отталкивание от пола и движение вперёд, 2 закон Ньютона).
Ученики говорят, что во время ведения мяча на игрока действует - сила тяжести, сила реакции опоры, сопротивление со стороны мяча, сила взаимодействия с мячом-3 закон Ньютона Физик- лаборант фиксирует ответы ребят
Перестраиваются в колонну по 3, игроки 1 колонны берут мячи.
Выполняют взаимодействие в тройках: ловлю и передачу мяча двумя руками из-за головы, от груди и с ударом в пол. Ученики стараются быстро реагировать на звуковые сигналы.
Игроки 1,2 после броска меняются местами, а 3 передает им мяч любым способом. Броски мяча осуществляют по разной траектории полета
Обучающиеся слушают вопросы учителей, по очереди высказывают свои предположения (энергия летящего мяча передается рукам, бросок зависит от силы , роста игрока, траектории полета мяча).
Физик –лаборант анализирует ответы товарищей.
Перестраиваются в 3 колонны, у 2 первых игроков мячи. Обучающиеся выполняют ведение мяча, два шага- прыжок, бросок мяча с ударом в щит. Стремятся забросить мяч в кольцо. Каждый выполняет задание только после того, как бросок выполнит предыдущий игрок.
Обучающиеся предполагают, что действует закономерность: угол падения равен углу отражения (при упругом ударе).
|
Выполнение организующих строевых команд, техники передвижения в ходьбе, беге и прыжках. Осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма (регулятивные УУД)
Анализируют и корректируют свои движения при выполнении упражнений (познавательные УУД)
Происходит анализ выполнения технических приемов в баскетболе, их связь с физическими законами (познавательные УУД)
Формируют ответы на поставленные вопросы (познавательные, предметные УУД)
Лаборант стремится к координации различных точек зрения, определяет правильные ответы по его мнению (коммуникативные УУД)
Анализируют и корректируют свои движения при выполнении упражнений в ловле и передаче мяча (регулятивные УУД)
Игрок сам принимает решение по какой траектории выполнить бросок мяча (личностные УУД)
Извлекают необходимую информацию из пройденных тем на уроках физики (познавательные УУД)
Физик-лаборант записывает правильные ответы на доске (регулятивные УУД)
Анализируют и корректируют свои движения при выполнении задания (регулятивные УУД)
Умение с точностью выражать свои мысли (коммуникативные УУД)
Извлекают необходимую информацию из пройденных тем на уроках физики (познавательные УУД)
|
Слайд 9 |
Слайд 10,11
Слайд 12,13
Слайд 14
Слайд 14
Слайд 15,16
|
||||
5. Применение знаний и умений в новой ситуации) |
Учитель Севидова В.В. - Просмотрите видеофрагмент.
-Как вы думаете, от чего зависит попадание мяча в кольцо?
Учитель Ольховенко Л.В. -Сейчас вы будете выполнять практическую работу. Каждая группа получит задание-задачу, которую необходимо решить. Условие задачи у всех одинаковое, а значения переменных различные. Практическая работа: Вычислите дальность полета и высоту подъема мяча, брошенного под углом к горизонту и с одинаковыми по модулю скоростями. Начальная скорость полета мяча V = 5 м/с, принять g=10 м/с (ускорение свободного падения) Для группы 1- мяч брошен под углом к горизонту 30° Для группы 2- мяч брошен под углом к горизонту 60° (ответ округлить до десятых) Учитель делит класс на 2 группы и в каждой назначается координатор.
Учитель Ольховенко Л.В. предлагает физику-лаборанту заполнить в таблице 2 и 3 столбец.
|
Просматривают видеофрагмент, комментируют его.
Ребята рассуждают и перечисляют от чего зависит точный бросок мяча: силы броска, угла полета мяча, расстояния до кольца, высоты кольца, высоты, с которой бросают мяч, массы мяча, сопротивления воздуха и др.
Класс делится на 2 группы. Координаторы группы получают задания, распределяют степень участия каждого в решении задачи.
Обучающиеся приступают к решению задачи (находят значения неизвестных переменных, вычисляют формулу, находят дальность полета и высоту подъема мяча). Осуществляют взаимопроверку, обсуждают полученные результаты, координаторы контролируют работу своей группы.
Физик-лаборант проходит к доске и заполняет столбцы. |
Извлекают необходимую информацию из пройденных тем на уроках физики и физической культуры (познавательные УУД)
Находят способы взаимодействия в группе, распределяют задания между собой, находят правильный ответ на вопрос задачи (коммуникативные УУД)
Находят значения неизвестных переменных, вычисляют формулу, находят дальность полета и высоту подъема мяча (предметные УУД)
Находят взаимодействие с одноклассниками (личностные УУД), выявляют и устраняют ошибки при выполнении задания (регулятивные УУД)
Анализирует полученные результаты (регулятивные УУД)
|
Слайд 16
Слайд 17,18
Слайд 19 |
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
После завершения работы в группах учитель Севидова В.В. перестраивает учеников к проектору, акцентирует их внимание на полученных результатах.
Учитель Ольховенко Л.В. Применяя данные формулы вы можете вычислить высоту и дальность полета при броске мяча под углом 45°. Этот угол будет оптимальным для броска. |
Координаторы групп сравнивают дальность полета и высоту подъема мяча, брошенного под углом к горизонту 30° и 60°, делают выводы.
|
Осуществляют проверку полученных результатов (регулятивные УУД)
Оценивают работу по группам, сравнивают полученные результаты с другими (коммуникативные УУД) |
Слайд 20,21 |
7.Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по пройденному материалу
|
Учитель Севидова В.В. предлагает физику-лаборанту закончить заполнение таблицы и сформулировать конечный результат своей работы.
Учитель Ольховенко Л.В. подводит обучающихся к выводу о том, что в ходе урока раскрыли взаимосвязь между техническими приемами в баскетболе с различными явлениями в физике. - Скажите достигли ли мы на уроке поставленной цели? Учитель Севидова В.В.отмечает степень вовлеченности ребят на уроке, выставляет оценки.
|
Физик-лаборант сравнивает содержание таблицы «До» и «После» и делает вывод.
«До»- мы предполагали, что баскетбол связан с физикой следующими явлениями…. «После»- мы утверждаем , что физические явления и закономерности связаны техническими приемами в баскетболе следующим образом…. «Вывод»- Мы были правы (не правы), т.к…. |
Выводы стимулируют активное осмысление (регулятивные УУД)
Анализ полученной информации способствует к самооценке работы на уроке ( предметные , личностные УУД)
Проведение параллели между наукой и спортом способствует нахождению взаимосвязи двух предметов (предметные УУД) |
Слайд 22
Слайд 23
|
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Учитель Ольховенко Л.В. объясняет домашнее задание: -Решите задачу: «Баскетболист бросает мяч в кольцо. Скорость мяча после броска V = 8 м/с и составляет 60° с горизонтом. С какой скоростью мяч попал в кольцо, если он долетел до него за 1 секунду? Сопротивлением воздуха можно пренебречь, принять g=10 м/с .
|
Физик-лаборант получает от учителя домашнее задание на всех обучающихся класса, решить задачу необходимо на самоподготовке.
|
|
Слайд 24 |
Вложение | Размер |
---|---|
foto-_reportazh_integrirovannogo_uroka.docx | 2.44 МБ |