Апрель 2018. Неделя межпредметной интеграции ГБОУ БИЮЛИ. Интегрированный урок по математике и обществознанию. Хаценович Ж.В., Старунская А.А.
Интегрированный урок по математике и обществознанию 10 классе
Тема: Роль и значение экономики в жизни общества.
Все, что познается, имеет число,
ибо невозможно ни понять ничего,
ни познать без него.
Пифагор
Провели учителя предметники ГБОУ "БИЮЛИ": Хаценович Ж, В. (учитель математики), Старунская А.А.(учитель истории и обществознания)
Тип урока: комплексного применения знаний.
Цели урока.
- знать:понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни, структуру экономики, её основные институты и агентов;
- уметь:анализировать и классифицировать разнородные источники социальной информации по теме;
- воспитывать: выработку собственной позиции к проблемам экономики, формировать экономическую культуру старшеклассников;
- развивать способности в решении математических и экономических задач, для общего развития и успешной сдачи ЕГЭ по изучаемым предметам;
- установить межпредметные связи.
Оборудование:
- Презентации и видеоматериал;
- Учебник обществознания,10 класс (автор – составитель Л.Н. Боголюбов);
- Учебник алгебра и начало математического анализа (автор – А.Г. Мордкович);
- Электронная доска.
Ход урока.
Мотивационный этап.
Приветствие учителей.
Учитель математики: Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычный урок (слайд 1).
А что бы понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, мы вам предлагаем отгадать ключевое слово урока (слайд 2):
Учитель обществознания:
- хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления;
-https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%82Ксенофонт называет её «естественной наукой»;
- сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества;
- наука, которая рассматривает все явления с точки зрения цены. Херберт Джозеф Давенпорт (1861–1931)
Что же это? Ответ учеников - Экономика (слайд 3).
Хорошо, ребята, давайте сформулируем тему нашего урока (варианты учащихся). Молодцы, тема нашего урока:«Роль и значение экономики в жизни общества» (слайд 4).Теперь сформулируем цели урока:
– дать понятие науки «экономика»;
- установить связь экономики с другими предметами;
- уметь применять экономические знания для решения задач по математике;
- подготовка к успешной сдачи экзаменов;
- уметь применять экономические знания в практической деятельности человека;
И так, цели нашего урока (слайд 5) – выводим на доску научные цели урока.
В связи с поставленными целями, мы постараемся ответить на ключевой вопрос урока- «Может ли общество развиваться без экономики?» (слайд 6).
Этапы урока.
Актуализация знаний:
И так, с определением экономика мы уже с вами знакомы.Ещё один важный момент, который нам с вами надо понять, это то, чтоэкономическая жизнь существенно влияет на различные явления общественной жизни и общества в целом:
- общественное производство обуславливает развитие его социальной структуры
- экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества
- в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества
- существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ (слайд 7).
Посмотрите на доску, перед вами 4 стадии движения материального блага, с которыми вы уже знакомы. Давайте приведём конкретные примеры (слайд 7.1 на электронной доске).
ПРОИЗВОДСТВО |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ |
ОБМЕН |
ПОТРЕБЛЕНИЕ |
Медицинские услуги. Изготовление витрин. Индивидуальный пошив одежды. Составление бюджета. |
Сбор налогов. Выплата пособий на детей. Получение пенсии. Передача права пользования земельным участком |
Товарообмен между предприятиями. Розничная торговля. Покупка продовольственных товаров. Продажа квартир. |
Посещение бассейна. Приобретение медикаментов Обед в ресторане. Использование в быту отопления. |
Применение знаний:
Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
- В какой сфере жизни общества нам могут пригодиться экономические знания?
- С какими основными комическими понятиями мы сталкиваемся в повседневной жизни? (зарплата, налоги, кредиты, ипотека, вклады, спрос, выручка, прибыль и т.д.)
- Знания, каких предметов нам помогут в решении повседневных экономических задач? (слайд 8)
Решение экономических задач (открытый банк заданий ФИПИ, математика ЕГЭ базового и профильного уровня)
Учитель математики:
Задача 1.Пирожок с мясом стоит на 50% дороже пирожка с джемом. На сколько % пирожок с джемом дешевле пирожка с мясом? Ответ округлите до целого числа %.
Задача 2. В начале мая цена на помидоры повысилась на 20%, а в начале июня понизилась на 20%. На сколько % цена на помидоры в июне после понижения, стала ниже, чем цена помидоров в мае, до повышения?
Задача 3. Зависимость объёма спроса q (единиц в месяц) на продукцию предприятия-монополиста от цены p (тыс. руб.) задаётся формулой q=450-3p. Выручка предприятия за месяц r(тыс. руб.) вычисляется по формуле r(p)=q*p. Определить наименьшую цену, при которой месячная выручка составит не менее 10.800 тыс. руб. Ответ приведите в тысячах рублей.
Задача 4.Зарплата мужа составляет 60% дохода семьи из двух человек. На сколько процентов изменился доход семьи после того, как зарплату мужа увеличили на 20 %?
Задача 5. 20 октября 2017 года Сергей Михайлович взял в банке 800.000 рублей кредит. План выплаты кредита такой: 20 числа каждого следующего месяца банк начисляет 2 % на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 2%), затем Сергей Михайлович переводит в бланк платёж. На какое минимальное количество лет Сергей Михайлович может взять кредит, чтобы ежегодные выплаты были не более 360.000 рублей? (слайды 9-10)
Итог урока. Ответ на ключевой вопрос урока. Рефлексия и подведение выводов по теме (слайд 11-12).
Учитель обществознания:Таким образом, сегодня на уроке мы наблюдали связи между двумя дисциплинами – экономикой и математикой, как они переплетаются между собой и какие связи имеют. Изучили тему «роль и значение экономики в жизни общества» и закрепили полученные знания на практике, при помощи работы с электронной доской и решения математических задач.
Домашнее задание (слайд 13):
Решите задачу:Клиент взял 15.960.000 рублей в кредит под 30% годовых. По истечении каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 30%), затем клиент переводит в банк определённую сумму ежегодного платежа. Какой должна быть сумма ежегодного платежа, чтобы клиент выплатил долг тремя равными ежегодными платежами?
Ответьте на вопрос:Аристотель, обсуждая роль государства в экономике отмечал, что «цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.
Вложение | Размер |
---|---|
foto-otchet.doc | 5.21 МБ |