О практико-ориентированном образовании в формате Школьной лиги РОСНАНО

пт, 04/05/2018 - 17:36 — Елена Юшкова
О практико-ориентированном образовании в формате Школьной лиги РОСНАНО

Современный учитель как никогда ранее нуждается в профессиональном сопровождении. Инновационная программа модернизации российского образования и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ориентированные на компетентностное и профильное образование, изменение его содержания, активное встраивание в образовательное пространство новых информационных технологий, никогда не  выйдут на этап практической реализации вне педагога, его понимания сущности проводимых новшеств и принятия идей современного качества образования.

Именно поэтому для педагогов Калмыкии был смоделирован выездной практико-ориентированный семинар на тему: «Практико-ориентированное образование в формате Школьной лига РОСНАНО».

Семинар прошёл 3 мая 2018 года на базе МКОУ «Приютненский лицей им. И.Г. Карпенко», что совсем не случайно. Лицей является школой-участницей Всероссийской сетевой образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО»; имеет опыт проведения ряда методических семинаров, технологически реализующих идею получения профессиональных знаний и информации через деятельность и побуждающие учителей школ района к активной познавательной деятельности.

Организаторы семинара: КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, МУ «Приютненский отдел образования» под эгидой Министерства образования и науки Республики Калмыкия.  

Координатор семинара Даржинова С.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, директор музея, руководитель РРЦ ШЛР на базе КалмГУ им. Б.Б. Городовикова (на общественных началах).

Цель семинара: реализации практико-ориентированного подхода в образовании и расширение продуктивного творческого взаимодействия образовательных учреждений в рамках федеральной сетевой программы «Школьная лига РОСНАНО» на территории Республики Калмыкия. 

В семинаре приняли участие: Салаев Б.К., ректор КалмГУ им. Б.Б. Городовикова; Питкиева Т.И., заместитель министра образования и науки РК; Санджиева С.Н., руководитель МУ «Приютненский отдел образования»; директор МКОУ «Приютненский лицей им. И.Г. Карпенко»; координаторы Школьной лиги РОСНАНО в школах Калмыкии; учителя школ Приютненского, Целинного, Ики-Бурульского и Яшкульского районов, г. Элисты; преподаватели Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, родительская общественность.

 

Основные темы семинара:

  1. Социальное партнёрство вуза  и школы в региональной системе образования.
  2. Региональный опорный КалмГУ им. Б.Б. Городовикова для региона.
  3. Роль Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова в реализации практико-ориентированного подхода в региональной системе образования.
  4. Сетевые взаимодействия образовательных учреждений Калмыкии как ресурс практико-ориентированного образования.
  5. Реализация практико-ориентированного подхода  в школах Калмыкии.
  6. Практико-ориентированность и качество предметного образования.
  7. Обзор успешных практик организации практико-ориентированного образования.

Семинар прошёл в формате интенсивного практико-ориентированного обучения. Открывая его, Питкиева Т.И. сказала: «Сегодня переход к инновационной организации хозяйственной жизни и обращение к концепции «человеческого капитала» как ее важнейшего ресурса выдвигают требование инновационной организации сферы образования. Возникает новый набор социальных ролей и профессиональных позиций, необходимых для распространения и использования инновационности в образовании».

Отмечая многоаспектность и сложность данного процесса, Татьяна  Ивановна отметила в качестве положительного примера социальное партнёрство образовательных учреждений региона с Калмыцким государственным университетом им. Б.Б. Городовикова, так как в результате такого партнёрства происходит взаимоактивизация субъектов образования, формируется система ценностей, и всё это оказывает  положительное влияние на единое образовательное пространство в регионе.

Затем, Даржинова С.В. рассказала участникам семинара о роли университета в реализации практико-ориентированного подхода в региональной системе образования на примере его деятельности в рамках реализации всероссийской сетевой образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО», направленной на раннюю профориентацию обучающихся и популяризацию высоких технологий в школе. Являясь региональным ресурсным центром данной программы в Калмыкии, КалмГУ им. Б.Б. Городовикова выступает в качестве д оверенного партнёра  для образовательных учреждений Калмыкии. В соответствии с Соглашением Университет как ресурсный центр, вовлекает образовательные организации Калмыкии в эту программу  и устанавливает коммуникации между ними и Школьной лигой.  Оператором данного Соглашения выступает музей Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова.

Территориально-географические, культурные, этнорегиональные особенности, местный опыт включаются в содержание всех обозначенных проектов, что позволяет  участникам вдумчиво и деятельностно знакомиться с окружающим пространством.

Такие сетевые взаимодействия расширяют образовательный потенциал каждой школы и каждого школьника, уравнивают возможности сельских и городских школ. Вместе с тем, такие взаимодействия позволяют коммуникационно и структурно конструировать различные образовательные схемы, предоставляющие возможность его участникам порождать новые идеи, позволяет производить индивидуальные и коллективные практики, выступают как основание для преемственности, упорядоченности и регулярных трансформаций в образовании региона. В рамках  взаимодействия университета и АНПО «Школьная лига» создаются условия, которые позволяют обучающимся выстраивать собственную траекторию развития. Технологически совместно с АНПО «Школьная лига» организуется особое пространство совместной деятельности, на основе и с включением в содержание обучения реального опыта учителя и обучающихся.

Поделились опытом работы в формате Школьной лиги РОСНАНО  Лиджиева Ирина Григорьевна, учитель МОКУ «Хар-Булукская СОШ» Целинного района; Елена Михайловна, учитель МОКУ «Приютненский лицей имени И.Г. Карпенко»; Джамбышева Байрта Алексеевна и Иванова Булгун Константиновна, учителя Русской национальной гимназии им. Преподобного Сергия Радонежского. Учителя делились опытом апробации STA-студий в своих образовательных учреждениях, участия в различных сетевых событиях, организуемых Школьной лигой РОСНАНО и КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, как региональным ресурсным центром ШЛР в Калмыкии.

Бадмаева С.Е., кандидат биологических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой общей биологии и физиологии, рассказала о проведении уроков по пищевой безопасности и по микроскопированию в рамках Всероссийской Школьной Недели высоких технологий и технопредпринимательства, особо отметив, что  материально-техническая и научная базы университета позволяют проводить занятия с учащимися в формате Школьной лиги РОСНАНО на самом высоком уровне.

Сумьянова Е.В., кандидат физико-математических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информационных технологий КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, проинформировала участников семинара о той большой работе, которая ведётся университетом в части повышения качества преподавания предметов физико-математического цикла – это и занятия в рамках физико-математической школы; проведение предметных олимпиад; лекции для школьников научного и просветительского характера и многое другое.

Что касается материально-технической базы факультета, то она также значительно обновлена. Сегодня здесь имеются  астрономическая обсерватория, центры нанотехнологий, и 3-d прототипирования. 

Итоги пленарной части семинара подвёл Салаев Б.К., ректор Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова.  В своём выступлении он осветил роль КалмГУ им. Б.Б. Городовикова в развитии региона. В частности, он сказал, что в апреле исполнился год, как вузом был получен статус регионального опорного университета.

Получение такого статуса крайне престижно, так как  дало республике современный научно-образовательный центр, ориентированный на запросы региональной экономики и регионального рынка труда, а университету: приоритетное выделение контрольных цифр приёма по программам аспирантуры и магистратуры; преимущественное право по отбору иностранных студентов в рамках правительственной квоты на обучение; информационная поддержка; возможность приоритетного участия в проводимых Минобрнауки России мероприятиях по инновационному развитию вузов; право на реализацию образовательных программ по образовательным стандартам четвёртого поколения; право на открытие диссоветов и участие в сетевых советах по защите диссертаций. А самое главное, возможность для талантливых абитуриентов получать качественное высшее образование в республике, а не за её пределами.

На сегодня в университете имеются возможности выбора индивидуальных траекторий обучения, академической мобильности, расширился круг партнеров по программам «двойных» дипломов, сетевому взаимодействию;  усовершенствована научная материально-техническая база и мн. др. Наша главная задача -  обеспечение  региона необходимым кадрами и развитие его образовательного и научного потенциала, .стать настоящей опорой своему региону неуклонно выполняется.

После небольшого перерыва работа семинара продолжилась. Об образовательной робототехнике рассказала Убушаева К.С., учитель РНГ им. Преподобного Сергия Радонежского, а о каникулярной школе «Наноград. Калмыкия» в контексте практико-ориентированного образования, говорила Рыбакова А.В., учитель Элистинской многопрофильной гимназии личностно-ориентированного обучения и воспитания им. Велимира Хлебникова.  О том, как воспитать технопредпринимателя в школе и почему надо это делать говорил на семинаре Сангаджиев Чингиз Геннадьевич, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 10 им. В. Бембетова», ставший победителем республиканского конкурса «Учитель года - 2018». Исследовательская деятельность учащихся Калмыцкой национальной гимназии им. А.Ш. Кичикова  в рамках клуба «Медрл» позволяет развивать исследовательские и коммуникативные навыки обучающихся. Об этом говорила Коваева Б.М., учитель-калмыковед. Убедительные победы её учеников в олимпиадах и конкурсах регионального и всероссийского уровня  тому подтверждение.

Опытом использования кейсовых технологий в образовательном процессе вуза  поделилась Уланова Г.В., ассистент кафедры государственного муниципального управления и права КалмГУ им. Б.Б. Городовикова.

О практико-ориентированности в контексте дополнительного образования на примере деятельности  Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения говорил Надбитов Руслан Константинович, кандидат исторических наук, методист центра.

О том, как выстраиваются взаимоотношения учителя и ученика и формируются различные компетентности в проектной деятельности, организуемой в МКОУ «Приютненский лицей им. И. Карпенко», сообщала Головченко Марина Васильевна, учитель географии.

Санджиева С.Н., руководитель МУ «Приютненский отдел образования», призвала участников семинара принять активное участие в Программе «Школьная лига РОСНАНО», а также отметила, что в районе в последние годы, благодаря сотрудничеству с главным калмыцким вузом, в образовательной системе района имеются победы учащихся и учителей в различных конкурсах.

Затем, наступило время «свободного микрофона», когда участники семинара могли задать интересующие их вопросы, поделиться своим опытом практикоориентированости, проанализировать полученную информацию.

В свободной дискуссии приняли активное участие учителя МБОУ «СОШ № 21» г. Элисты, Ульдючинской сельской национальной гимназии им. О.Д. Мукаевой, проректор КРИПКРО Типшинова С.О. и мн. др.

 

Итоги работы практико-ориентированного семинара подвела Питкиева Татьяна Ивановна, заместитель министра образования и науки Республики Калмыкия. Она сказала, что есть много методов обучения кадров. Однако обучение, которое носит наглядный характер, всегда имеет убедительные результаты. Мы увидели, как реализуется практико-ориентированный подход в образовании Калмыкии силами университета и образовательных учреждений Калмыкии. Проведённый семинар значительно расширил продуктивное творческое взаимодействие образовательных учреждений в рамках федеральной сетевой программы «Школьная лига РОСНАНО» на территории Республики Калмыкия. Таким образом, цель семинара была достигнута.

 

Музей.

Фотографии выполнены

участниками семинара.