«Золотое сечение - гармоническая пропорция» интегрированный урок для учащихся 6-го класса (математика и физическая культура) 10.01.2019г.
МБОУ "Лицей №55" г. Пензы
учитель физической культуры Соловьева Е.В.
учитель математики Панина Н.В.
«Золотое сечение - гармоническая пропорция»
интегрированный урок для учащихся 6-го класса
(математика и физическая культура)
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: Урок - исследование с использованием межпредметных связей.
Цели урока:
- познакомить учащихся с правилом "Золотого сечения" в пропорциях человеческого тела;
- научиться измерять и соотносить свое тело с параметрами "Золотого сечения".
Задачи:
1. Образовательная: Рассмотреть явление гармонической пропорции в математике и физической культуре через призму "Золотого сечения".
2. Развивающая: Способствовать развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы. Способствовать повышению мотивации учения. Рассматривать явления с нескольких сторон.
3. Воспитательная: Вызвать положительно эмоциональный настрой, работать в команде, заниматься спортом и укреплять свое здоровье.
Сегодня на уроке:
- повторить понятия, связанные с пропорцией, отношением;
- познакомиться с правилом "Золотого сечения";
- применить правила "Золотого сечения" к идеальным пропорциям человека
Методическое и дидактическое обеспечение урока:
- Тематические плакаты;
- Бланк итоговой таблицы
Раздаточный материал:
- листы с пятиугольником. (Приложение 1)..
- инструкции по измерениям человеческих пропорций. (Приложение 2).
- анкеты для внесения замеров. (Приложение 3).
- метровая лента для измерения;
- линейки, авторучки;
- спортивный инвентарь.
На доске:
Эпиграф к уроку: Все живое и все красивое - все подчиняется божественному закону,
имя которому - «золотое сечение».
Техническое оснащение урока:
- компьютер;
- мультимедийный проектор для презентации;
- флэш-карта с презентацией.
Здравствуйте ребята!
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Совместный урок физической культуры и математики.
«Урок - исследование».
Тему и задачи урока я предлагаю Вам сформулировать самостоятельно.
Посмотрите на экран. Что Вы видите?
Каким одним словом вы можете охарактеризовать изображения на экране?
Правильно – искусство, красота и гармония.
Предметы и явления, которым свойственна мера, гармония воспринимаются как красивые и вызывают у нас чувство восхищения, радости и поднимают настроение.
Как вы думаете? какая тема нашего урока. Правильно – красота и гармония.
А если быть точнее«Золотое сечение - гармоническая пропорция»
Какое лицо Вас привлекает больше? Справа или слева? Когда мы видим людей вокруг себя, мы не задумываясь говорим: этот красивый, а этот - нет.
Как же мы это чувствуем?
Наше определение, красив человек или нет, строится не столько на нашем «вкусе», сколько на числах.
Тысячи лет назад ученые умы искали ответ на вопрос «что же такое красота и гармония?». Греческий философ Пифагор утверждал, что открыл этот секрет и доказал, что все в природе,
в том числе и человек, подчиняется точным математическим законам.
На уроке математики, вы уже изучили тему пропорции и отношения.
Давайте используем Ваши знания.
У вас на столах лежат карточки с геометрической фигурой, такой же как на экране.
Как она называется?
Правильно - Пятиугольник.
Возьмите карандаши. А теперь постройте две диагонали пятиугольника и расставьте буквы, как показано на экране.
Измерьте отрезки АС и ВС и найдите отношение этих отрезков – большего к меньшему.
Чему равно это отношение? - Приближенно 1,6.
Правильно! А теперь, найдите отношение длин отрезков АВ к АС.
Чему равно это отношение? - Приближенно 1,6.
Такую пропорцию, где большее так относится к меньшему, как целое к большему, Пифагор назвал "Золотой пропорцией".
А деление отрезка в таком отношении –"Золотым сечением".
Проведите остальные диагонали пятиугольника. Какую фигуру вы получили?
- правильно-Звезду.
ЗВЕЗДА-это единственный правильный многоугольник с отношением диагонали к стороне, равным 1,618...; к тому же каждая из его диагоналей делится двумя другими тоже в золотом отношении.
Опираясь на труды известного ученого, художника и изобретателя Леонардо да Винчи, немецкий профессор 19 века Цейзинг объявил пропорцию "золотого сечения" универсальной для всех явлений природы и искусства. Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к следующему выводу:
Если эти пропорции совпадают с формулой "золотого сечения", то внешность или тело человека считается идеально сложенными, что способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии.
Сам мозг человека запрограммирован так, чтобы во всем искать баланс и симметрию.
Вы уже догадались? какие исследования мы с вами сегодня будем проводить?
Правильно, мы будем исследовать собственное тело.
Для чего нужно знать пропорции собственного тела?
Правильно, насколько ваше тело соответствует пропорциям "Золотого сечения", насколько вы гармонично сложены и красивы.
Сегодня мы с вами проведем исследование с помощью некоторых основных замеров (тестов).
Для проведения теста у каждой группы на столах имеются инструкции по замерам, бланки для занесения результатов, сантиметровая лента.
Необходимо сделать замеры, расчеты и вывод по проведённому исследованию.
Первая группа -тест №1
В вашем тесте нужно знать рост и расстояние от пупка до ступни
в идеале отношение этих величин должно быть – 1,618.
если меньше 1,618 – от пупка до ступни много, рост низкий
если больше 1,618 – от пупка до ступни мало, рост высокий
Вторая группа -тест №2
Вам необходимо измерить расстояние от точки пупа до колена и расстояние от колена до ступни
в идеале отношение этих величин должно быть – 1,618.
если меньше 1,618 – голень длинная
если больше 1,618 – голень короткая
Третья группа делает тест №3
Измерьте ширину плеч и ширину поясницы:
в идеале отношение этих величин должно быть – 1,618.
если меньше 1,618 – плечи узкие, поясница широкая
если больше 1,618 – плечи широкие, поясница узкая.
Приступаем к измерениям и заносим результаты в таблицу.
Давайте посмотрим, что у Вас получилось?
Какие выводы Вы можете сделать на основании проведенных измерений?
Попрошу представителя от каждой группы….. ВЫВОДЫ
Оценивая результаты наших сегодняшних измерений можно сказать, что ближе всех к золотым пропорциям в наших группах стали……
Немного.. но не надо расстраиваться, ведь Ваше тело еще растет и меняется.
В наше время люди готовы на все, чтобы быть красивее всех. Делают пластические операции: корректируют форму талии, носа, ушей, разрез глаз и даже удлиняют ноги.
Но поскольку Ваше тело еще не сформировалось до конца, а значит, правильно будет скорректировать его …с помощью чего можно скорректировать пропорции вашего тела ?... Как вы думаете ?
Правильно…...с помощью физических упражнений, А каких?? Кто покажет????
Для увеличения плеч??... (гантели)
Более широкие плечи особенно для юношей говорят о силе и мужественности, худым парням проще будет накачать плечи, а крупным лучше сосредоточиться на ширине поясницы.
Для уменьшения талии??......(обруч)
Узкая талия особенно актуально девушек это всегда красиво, и уменьшая объем талии не увеличивая ширину плеч вы тоже приблизитесь к золотому сечению.
Для увеличения роста??..(прыжки со скакалкой, игровые виды волейбол, баскетбол)
Это прыжки, вытягивания и потягивания,активизирует выработку гормона роста.
Люди с правильной фигурой всегда привлекательны, это спортсмены, модели, артисты. Вообще, любой вид спорта благотворно действует на работу всего организма.
Вывод:Ребята, я надеюсь, что вы поняли, о чем мы сегодня говорили:
Все подчиняется правилу золотого сечения, Все люди индивидуальны, но каждый может себя совершенствовать и стремиться к своей звезде (знаниям, вершине)
Рефлексия: Если вы согласны работать над собой, если вы хотите стать спортивными и здоровыми, красивыми и успешными давайте сделаем для этого первый шаг. Закрепите свои маленькие звездочки, которые лежат у вас на столе, на нашей лестнице, построенной тоже по принципу золотого сечения. Определите для себя, как высоко Вы хотите подняться по лестнице совершенства.
- Войдите на сайт для отправки комментариев