Современная школа: проблемы и возможности

Пнд, 20/01/2020 - 15:57 — Андрей Тяглый
Современная школа: проблемы и возможности

14 января в петербургском офисе Лиги состоялся методологический семинар, участники которого обсудили образовательную повестку на 2020 год.

Руководители образовательных организаций, представители РАО, педагоги, эксперты в области образования и лидеры мнений сформулировали проблемные вопросы, которые будут обсуждаться и исследоваться в ближайший год.

Условно эти вопросы можно разделить на 3 группы:

  1. Явления, которые следует исследовать
  2. Проблемы, которые нельзя оставлять без внимания.
  3. Идеи, которые следует поддержать.

Явления в системе образования, которые надо исследовать

  • Тенденция дегуманитаризации образования, усиления его утилитарной направленности.

  • «Мода на образовательные инновации», на временные целевые ориентиры.

  • Рост рассогласования представлений о том, «как должно быть» и «как на самом деле».

  • Дети в поиске своего образовательного пространства.

  • Ориентация старшеклассников на карьеру по диагонали» (не на «вертикальную» или «горизонтальную»).

  • Сокращение доли девятиклассников, ориентированных на продолжение образования в школе, и увеличение доли тех, кто ориентирован на обучение в колледжах.

  • Учебные стратегии учащихся: ориентация на «избегание неудач».

  • Изменения в отношениях школы и семьи: противоречивость тенденций.

  • Учителя в условиях цифровизации образовательного процесса: часть не успевает, часть делает скачок.

  • Учитель: пассивность в определении запроса на повышение квалификации.

 

Проблемы, которые надо обсуждать в педагогическом сообществе

  • Ситуация в школьном образовании: «школа умерла», «школа в кризисе», «новые возможности для школы»?

  • Кто готов поддержать изменения в системе образования и какие?

  • Кто такой «нормальный» ученик? Кого можно считать «средним классом» в системе образования?

  • Продолжается «гонка за показателями»: от ориентаций на ЕГЭ к ориентациям на результаты олимпиад. Какие ориентиры могут стать долговременными?

  • Молодые педагоги в школе: что не устраивает школу в молодых педагогах и что не устраивает молодых педагогов в школе?

  • Почему произошла «смерть» эффективных контрактов?

  • Почему учителя ощущают себя «тревожными человечками»?

  • Как противостоять подмене воспитания набором мероприятий?

  • Как избежать опасности превращения педагогических «Точек кипения» в формализованные структуры?

  • Как избежать дискредитации перспективных образовательных технологий в ситуации, когда такие технологии навязывают школам?

  • Какова роль «потемкинских деревень» в системе образования?

 

Перспективные идеи, которые надо поддерживать

  • Отношения между образовательными учреждениями: не конкуренция, а дополнительность, расширение возможностей для выбора.

  • Ориентация на работу с «осознанными родителями» - темы, кто осознанно подходит к выбору индивидуального образовательного маршрута ребёнка.

  • Если бизнес предлагает себя как активного актора в системе образования, этим надо научиться пользоваться.

  • Использовать возможности притока в педагогику людей, чья специализация изначально не была связана с образованием.

  • «Неделя высоких технологий» как путь к единению бизнеса, школы и науки.

  • Ориентация на формирование «цифрового поведения» всех участников образовательного процесса с целью его персонализации.

  • Использование текстов «новой природы», которые проникают в массовую школу.

  • Использование «микромодульных» программ повышения квалификации?

Выступления участников семинара

Cтенограмма семинара будет размещена дополнительно.