Современная школа: проблемы и возможности
14 января в петербургском офисе Лиги состоялся методологический семинар, участники которого обсудили образовательную повестку на 2020 год.
Руководители образовательных организаций, представители РАО, педагоги, эксперты в области образования и лидеры мнений сформулировали проблемные вопросы, которые будут обсуждаться и исследоваться в ближайший год.
Условно эти вопросы можно разделить на 3 группы:
- Явления, которые следует исследовать
- Проблемы, которые нельзя оставлять без внимания.
- Идеи, которые следует поддержать.
Явления в системе образования, которые надо исследовать
-
Тенденция дегуманитаризации образования, усиления его утилитарной направленности.
-
«Мода на образовательные инновации», на временные целевые ориентиры.
-
Рост рассогласования представлений о том, «как должно быть» и «как на самом деле».
-
Дети в поиске своего образовательного пространства.
-
Ориентация старшеклассников на карьеру по диагонали» (не на «вертикальную» или «горизонтальную»).
-
Сокращение доли девятиклассников, ориентированных на продолжение образования в школе, и увеличение доли тех, кто ориентирован на обучение в колледжах.
-
Учебные стратегии учащихся: ориентация на «избегание неудач».
-
Изменения в отношениях школы и семьи: противоречивость тенденций.
-
Учителя в условиях цифровизации образовательного процесса: часть не успевает, часть делает скачок.
-
Учитель: пассивность в определении запроса на повышение квалификации.
Проблемы, которые надо обсуждать в педагогическом сообществе
-
Ситуация в школьном образовании: «школа умерла», «школа в кризисе», «новые возможности для школы»?
-
Кто готов поддержать изменения в системе образования и какие?
-
Кто такой «нормальный» ученик? Кого можно считать «средним классом» в системе образования?
-
Продолжается «гонка за показателями»: от ориентаций на ЕГЭ к ориентациям на результаты олимпиад. Какие ориентиры могут стать долговременными?
-
Молодые педагоги в школе: что не устраивает школу в молодых педагогах и что не устраивает молодых педагогов в школе?
-
Почему произошла «смерть» эффективных контрактов?
-
Почему учителя ощущают себя «тревожными человечками»?
-
Как противостоять подмене воспитания набором мероприятий?
-
Как избежать опасности превращения педагогических «Точек кипения» в формализованные структуры?
-
Как избежать дискредитации перспективных образовательных технологий в ситуации, когда такие технологии навязывают школам?
-
Какова роль «потемкинских деревень» в системе образования?
Перспективные идеи, которые надо поддерживать
-
Отношения между образовательными учреждениями: не конкуренция, а дополнительность, расширение возможностей для выбора.
-
Ориентация на работу с «осознанными родителями» - темы, кто осознанно подходит к выбору индивидуального образовательного маршрута ребёнка.
-
Если бизнес предлагает себя как активного актора в системе образования, этим надо научиться пользоваться.
-
Использовать возможности притока в педагогику людей, чья специализация изначально не была связана с образованием.
-
«Неделя высоких технологий» как путь к единению бизнеса, школы и науки.
-
Ориентация на формирование «цифрового поведения» всех участников образовательного процесса с целью его персонализации.
-
Использование текстов «новой природы», которые проникают в массовую школу.
-
Использование «микромодульных» программ повышения квалификации?
Выступления участников семинара
Cтенограмма семинара будет размещена дополнительно.