Инновационный проект «Модель инженерно-технического образования», реализуемый в МБОУ «Лицей №56»
Инновационный проект «Модель инженерно-технического образования», реализуемый в МБОУ «Лицей №56»
Цель проекта: формирование начального уровня инженерно-технических и информационно-технологических компетенций учащихся на основе проектной, учебно-исследовательской деятельности, представлений о характере современной инженерно-технологической деятельности
Задачи проекта:
- Развитие базовых и профессиональных инженерно-технических компетенций учащихся;
- Создание моды на техническое творчество, увеличение доли учащихся в объединениях технической направленности и имеющих мотивацию к технической деятельности;
- Формирование развивающей среды, стимулирующей учащихся к участию в создании и реализации проектов в научно-технической сфере;
- Развитие интереса к инженерно-техническим профессиям, востребованным на региональном рынке труда;
- Расширение сетевого взаимодействия с учреждениями ВПО, увеличение доли учащихся, поступающих на технические специальности СПО и ВПО.
Модель сопровождения образовательного процесса инженерно-технического профиля.
Формы и виды сопровождения:
- Организационно-административное
- локальные акты школы, регламентирующие внедрение проекта;
- назначение куратора проекта из числа администрации;
- разработка и утверждение системы мониторинга внедрения и диагностики результатов проекта;
- разработка учебного плана основной и внеурочной деятельности для профильных классов;
- создание условий для оптимального развития и функционирования инженерных классов и проекта инженерно-технического образования в целом.
- Методическое
- методический совет Лицея;
- кафедры учителей-предметников;
- творческие группы учителей;
- детский научный клуб (ДНК) учащихся;
- инженерное конструкторское бюро учащихся.
- Кадровое
- преподаватели Лицея;
- преподаватели технических ВУЗов;
- преподаватели учреждений дополнительного образования технической направленности.
- Финансовое
- материально-техническая база Лицея;
- выделение «бюджета развития проекта» в рамках финансирования Лицея.
- Психологическое
- психолог;
- учителя-предметники;
- тьюторы.
- Информационное
- медиатека Лицея;
- официальный сайт Лицея;
- интернет-ресурсы инженерно-технологической направленности (тематические сайты, системы дистанционного обучения, интернет-олимпиады, открытые мероприятия и т.п.);
Непрерывное инженерное образование
Первая ступень (дошкольное образование)
- конструирование и моделирование на уроках;
- LEGO-конструирование и моделирование во внеурочной деятельности;
- творческие развивающие ролевые обучающие игры;
- развитие мелкой моторики руки, фантазии и умения работать в команде.
Вторая ступень (1-4 классы)
- внеурочная деятельность (LEGO-конструирование, Бумажное моделирование, Мир информатики, Букварь шахмат);
- организация проектной исследовательской деятельности младших школьников;
- проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, интеллектуальных игр.
Третья ступень (5-9 классы)
- реализация элективных курсов по выбору и предпрофильная подготовка по предметам (технология, математика, информатика, физика, черчение);
- внеурочная деятельность (ТРИЗ, Робототехническая лаборатория, Компьютерная графика, Техническое моделирование, История инженерных проектов);
- организация проектной учебно-исследовательской деятельности (РосНАНО, ТЮЕ, Центр космических услуг);
- разработка учебно-образовательных и прикладных проектов (неделя науки и высоких технологий);
- участие в школьных, муниципальных, региональных конкурсах, фестивалях и других мероприятиях технической направленности (школьная научно-практическая конференция, районная конференция «Открытие»).
Четвёртая ступень (10-11 классы)
- функционирование сети профильных классов инженерно-технического направления;
- организация системной практико-ориентированной подготовки к ЕГЭ по профильным предметам;
- реализация элективных курсов (Лаборатория робототехники, Техническое моделирование, Компьютерное моделирование и прототипирование, Инженерная геометрия и компьютерная графика);
- участие в школьных, муниципальных, региональных конкурсах, фестивалях и других мероприятиях технической направленности;
- сетевое взаимодействие с учреждениями СПО и ВПО.
Пятая ступень (ВУЗ, научное учреждение)
- получение профессионального инженерного образования;
- карьерный рост;
- научные инженерно-технологические исследования.
Элективный курс для внеурочной деятельности
«История инженерных проектов»
- Памятные даты (день открытия самых громких инженерных проектов);
- Знаменитые люди (биографии и проекты знаменитых инженеров);
- Знаменитые проекты (история, современность, будущее);
- Занимательные факты (числа – самый большой, самый тонкий и т.п., курьёзы, совпадения, тупики, изящные решения и пр.);
- Современные инженерные достижения в РО и РФ;
- Ростов инженерный (экскурсии, лекции, фото).