«Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций» 03.06.2020г.

 «Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций»

учитель физической культуры Соловьева Е.В.

МБОУ "Лицей №55" г. Пенза

 

Корни  процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики.

 Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал:

 "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".

Как Вы думаете, что же такое интеграция?

 

Интеграция– (от латинского integer – целый, восстановление.) Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.

 

Исходя из того, что «Интегрировать – это значит объединять в одно целое»,  необходимо помнить, что интеграция возможна только при ряде условий:

- близости изучаемой, исследуемой темы;

- совпадении объекта изучения;

- наличии общих методов.

 

Интеграцияэто глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения).

 

На современном  этапе развития общество требует от школы  внедрения в учебный  процесс новых форм и технологий обучения, постоянного повышения квалификации преподавателей, использования  на уроках интегрированных форм обучения и осуществления метапредметных связей.

В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность). На сегодняшний день детей интересуют знания, которые они смогут применять ежедневно уже сейчас, а затем и во  взрослой жизни.

 

Метапредметные компетенции– это овладение основными универсальными учебными действиями:

регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности,  применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметные компетенции:

  • ориентация учащихся в различных областях;
  • общеучебные умения информационно-логического характера;
  • организация собственной учебной деятельности;
  • основные универсальные умения информационного характера;
  • использование средств информационных и коммуникационных технологий;
  • принятие решений и управление;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

Интегрированный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин.

Интегрированный урок могут проводить два учителя-предметника, но есть возможность проведения таких уроков и одним учителем. На таких уроках учитель ставит две цели двух предметных областей, при этом одна цель (задача) продолжает другую.

Преимущества интегрированных (бинарных) уроков:

  • способствуют повышению мотивации учения, форми­рованию  познавательного  интереса учащихся,  целостной научной картины мира и рассмотрению явления с несколь­ких сторон;
  • в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравни­вать, обобщать, делать, выводы; интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, пере­грузку;
  • не только углубляют представление о предмете, рас­ширяют кругозор, но и способствуют формированию гармонически и интеллектуально разви­той личности;
  • интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют оп­ределенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах,
  • интегрированные уроки позволяют систематизировать знания,
  • формируют в большей степени общеучебные умения, навыки и рациональные навыки учебного труда, как следствие и метапредметные компетенции,
  • способствуют росту профессионального  мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода в обучении.

Методы интегрированного обучения:

- активное использование знаний, полученных на уро­ках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин);

 - рассмотрение комплексных проблем, которые по са­мой  своей сути требуют привлечения знаний  из разных предметов;

 - исследовательский метод (учащиеся самостоятель­но сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними,   применяют совместно  выработанные учебные умения).

 

Типы и формы интегрированных уроков

Типы урока:

  1. Урок формирования новых знаний конструируются в следующих формах:

урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа-урок; проблемный урок.

Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

 

  1. Урок обучения умениям и навыкам предусматривает следующие формы:

урок-практикум; урок-сочинение; урок-диалог; урок - деловая или ролевая игра; комбинированный урок; путешествие;экспедиция и т.д.

Цель данного типа урока - выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

  1. Применение знаний на практике

Формы уроков данного типа: ролевые и деловые игры; практикумы; уроки защиты проектов; путешествие; экспедиция и т.д.

Цель данного типа урока – применение знаний на практике.

  1. Урок повторения,систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы данного типа урока: повторительно-обобщающий урок; диспут; игра, викторина; театрализованный урок; урок-совершенствование; урок-консультация; урок-анализ контрольных работ; обзорная лекция, конференция;урок-беседа.

Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

  1. Урок контроля и проверки знаний и умений

Формы урока: урок-зачет; викторина; конкурсы; смотр знаний; защита творческих работ, проектов; творческий отчет; контрольная работа; собеседование.

Цель урока контроля знаний и умений - осуществить контроль обучения, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.

 

Этапы создания интегрированного урока:

  • изучение и согласование учебных программ по предметам;
  •  рассмотрение интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по предметам
  •  выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием
  • следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока;
  •  продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы;
  •  заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал.

Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.

Главная задача - обозначить цель будущего интегрированного урока.

 

ВЫВОД:

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые, в свою очередь,   подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику  развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.  

В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция, так как именно она позволяет создать условия для формирования метапредметных компетенций обучающегося.