«Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций» 03.06.2020г.
«Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций»
учитель физической культуры Соловьева Е.В.
МБОУ "Лицей №55" г. Пенза
Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики.
Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал:
"Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".
Как Вы думаете, что же такое интеграция?
Интеграция– (от латинского integer – целый, восстановление.) Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.
Исходя из того, что «Интегрировать – это значит объединять в одно целое», необходимо помнить, что интеграция возможна только при ряде условий:
- близости изучаемой, исследуемой темы;
- совпадении объекта изучения;
- наличии общих методов.
Интеграция– это глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения).
На современном этапе развития общество требует от школы внедрения в учебный процесс новых форм и технологий обучения, постоянного повышения квалификации преподавателей, использования на уроках интегрированных форм обучения и осуществления метапредметных связей.
В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность). На сегодняшний день детей интересуют знания, которые они смогут применять ежедневно уже сейчас, а затем и во взрослой жизни.
Метапредметные компетенции– это овладение основными универсальными учебными действиями:
регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Метапредметные компетенции:
- ориентация учащихся в различных областях;
- общеучебные умения информационно-логического характера;
- организация собственной учебной деятельности;
- основные универсальные умения информационного характера;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий;
- принятие решений и управление;
- формирование навыков исследовательской деятельности;
- взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Интегрированный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин.
Интегрированный урок могут проводить два учителя-предметника, но есть возможность проведения таких уроков и одним учителем. На таких уроках учитель ставит две цели двух предметных областей, при этом одна цель (задача) продолжает другую.
Преимущества интегрированных (бинарных) уроков:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать, выводы; интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию гармонически и интеллектуально развитой личности;
- интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах,
- интегрированные уроки позволяют систематизировать знания,
- формируют в большей степени общеучебные умения, навыки и рациональные навыки учебного труда, как следствие и метапредметные компетенции,
- способствуют росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода в обучении.
Методы интегрированного обучения:
- активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин);
- рассмотрение комплексных проблем, которые по самой своей сути требуют привлечения знаний из разных предметов;
- исследовательский метод (учащиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения).
Типы и формы интегрированных уроков
Типы урока:
- Урок формирования новых знаний конструируются в следующих формах:
урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа-урок; проблемный урок.
Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
- Урок обучения умениям и навыкам предусматривает следующие формы:
урок-практикум; урок-сочинение; урок-диалог; урок - деловая или ролевая игра; комбинированный урок; путешествие;экспедиция и т.д.
Цель данного типа урока - выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
- Применение знаний на практике.
Формы уроков данного типа: ролевые и деловые игры; практикумы; уроки защиты проектов; путешествие; экспедиция и т.д.
Цель данного типа урока – применение знаний на практике.
- Урок повторения,систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Формы данного типа урока: повторительно-обобщающий урок; диспут; игра, викторина; театрализованный урок; урок-совершенствование; урок-консультация; урок-анализ контрольных работ; обзорная лекция, конференция;урок-беседа.
Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
- Урок контроля и проверки знаний и умений
Формы урока: урок-зачет; викторина; конкурсы; смотр знаний; защита творческих работ, проектов; творческий отчет; контрольная работа; собеседование.
Цель урока контроля знаний и умений - осуществить контроль обучения, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.
Этапы создания интегрированного урока:
- изучение и согласование учебных программ по предметам;
- рассмотрение интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по предметам
- выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием
- следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока;
- продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы;
- заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал.
Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.
Главная задача - обозначить цель будущего интегрированного урока.
ВЫВОД:
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция, так как именно она позволяет создать условия для формирования метапредметных компетенций обучающегося.
- Войдите на сайт для отправки комментариев