2 класс. Говорящие имена (С.В. Бабенко)
Ход занятия.
- На занятии присутствовали 24 ученика. Разделились на группы просто: объединяя две соседние парты. Получилось 6 групп по 4 человека в каждой.
- Определение темы занятия.
Каждая группа получает карточки- фрагменты старинных имён: Агриппина, Евдокия, Афиноген, Пантелеймон, Платон, Филипп.
У. - Какие слова сложились у вас?
- Это имена.
У. – Что необычного в этих именах?
- Это не совсем привычные, редкие имена.
- А Платон есть в нашем классе!
- Остальные имена нам не встречались.
У. – Какие ассоциации они у вас вызывают?
- Ариппина любит собирать грибы (слово «гриб» звучит, как «грип»).
- Евдокия – готовит вкусную еду.
- Афиноген жил где-то в Афинах.
- Пантелеймон был величественным, как старинные здания.
- Платон с ровным характером «плато».
- Филипп жил там, где растут липы.
У. – Возможно всё так, а может быть и нет. А как вообще люди получали свои имена?
- Сначала были клички, а потом уже имена. Люди присматривались друг к другу: кто как выглядит, какой у него характер, что умеет делать. Придумывали прозвища, которые со временем превращались в имена.
У. - Как вы думаете: имена есть у всех? Растения, животные тоже имеют имена?
- Да. Все растения и животные как-то называются.
У. - Да, но кто даёт имена растениям, животным?
- Люди придумывают.
У. - А каким образом, на что опираются, придумывая названия?
- По внешнему виду (клоп-солдатик).
- По звукам, которые издаёт, по голосу (кряква, квакша).
- Может из-за того, чем питается (муравьед)
- По месту, где живёт (горный козёл)
У. О чём же мы сегодня будем говорить на нашем занятии?
- О названиях? Именах?
2. Работа в группах.
Каждая группа получает задание: распределить названия животных в столбики таблицы и объяснить по какому признаку распределили.
По внешнему виду |
Среда обитания |
По роду занятий |
По способу передвижения |
? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 группа
Распределите названия животных в 2 группы.
Мухоловка, пескарь, лимонница, кузнечик, колюшка, синица.
2 группа
Распределите названия животных в 2 группы
Капустница, морской конёк, зеленушка, павлин, поползень.
3 группа
Распределите названия животных в 2 группы
Медведь, кукушка, зорянка, рябчик, воробей, пересмешники.
4 группа
Распределите названия животных в 2 группы.
Утконос, камышовка, ласточка-береговушка, вертишейка, бабочка.
5 группа
Распределите названия животных в 2 группы
Медведь, кукушка, зорянка, рябчик, мухоловка, пескарь.
6 группа
Распределите названия животных в 2 группы.
Капустница, морской конёк, ласточка-береговушка, вертишейка, бабочка.
Отчёт групп.
Дети вычленяют по роду занятий, по среде обитания, по особенностям внешнего вида. Каждая группа рассказывает о том, как они выполнили задание и почему.Некоторые названия попались и в других группах. Дополняли друг друга, выдвигали свои версии.
Вот что получилось.
По внешнему виду |
Среда обитания |
По роду занятий |
По способу передвижения |
? |
Лимонница – лимоного цвета. |
Пескарь – живёт в песке. |
Мухоловка – ловит мух. |
Морской конёк – передвигается рывками, как будто скачет. |
Ласточка-? |
Колюшка – есть шипы, наверное. |
Камышовка – живёт в камышах. |
Кузнечик – стрекочет, как маленькие молоточки стучат. |
Поползень – прижимается к стволу дерева, будто ползёт. |
|
Синица – на крыльях слегка синеватое оперение. |
Ласточка- береговушка делает норки в песке обрывов у рек. |
Синица – пищит «синь-синь» |
|
|
Утконос – нос, как у утки. |
Капустница – откладывает яйца на капустных листах. |
Воробей – вора, бей. |
|
|
Бабочка – из гусеницы сначала превращается в куколку, похожую на игрушку девочек. |
Морской конёк – живёт в море. |
Вертишейка – вертит шеей. |
|
|
Рябчик – рябой, пёстрый. |
|
Медведь – ведает, где мёд. |
|
|
Зорянка – на брюшке перья розово-оранжевые, как заря. |
|
Кукушка – издаёт звуки «ку-ку» |
|
|
Морской конёк – голова, как у коня, только маленькая. |
|
Пересмешники – подражают голосам других животных. |
|
|
|
|
Павлин – важничает, ходит, как пава. |
|
|
Знакомство с названиями животных, которые дети выделили в «непонятные».
Прочитали текст:
Хорошо известную многим деревенскую ласточку в народе довольно часто называют ласточкой-касаткой. Эти маленькие птички у людей ассоциируются с теплом, молодой зеленью и ласковым солнцем. Ласточка-касатка в христианстве является символом воскрешения. Как утверждают священнослужители, эта крошечная птичка пыталась сбросить терновый венок с головы Христа.
У многих начинающих орнитологов вызывает интерес ласточка-касатка. Почему так называется эта маленькая птичка? Свое второе название ласточка получила из-за длинных и тонких рулевых перьев. Их называют «косицами». По такому же принципу получили свое название еще одни птицы — утки-касатки.
Физкультминутка.
Под звуки щебечущих птиц, шум ручья, шелест листьев двигались, изображая эти объекты природы.
У. –А как вы считаете, такие названия есть только среди животных?
- Нет, конечно! Говорящие названия есть и у растений: щучий хвост, мать и мачеха, сирень, подсолнух, мухоловка, Ванька – мокрый.
Группам раздаются названия растений (на карточке буквы, из которых необходимо сложить слова).
Просмотр презентации и рисование в тетрадях .
- Дети, кто для себя сделал открытие?
- Что вас удивило?
- О ком или о чём захотелось почитать?
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass._govoryashchie_imena_s.v._babenko.docx | 250.24 КБ |