2 класс. Говорящие имена (С.В. Бабенко)

Ход занятия.

  1. На занятии присутствовали 24 ученика. Разделились на группы просто: объединяя две соседние парты. Получилось 6 групп по 4 человека в каждой.
  2. Определение темы занятия.

Каждая группа получает карточки- фрагменты старинных имён: Агриппина, Евдокия, Афиноген, Пантелеймон, Платон, Филипп.

У. - Какие слова сложились у вас?

- Это имена.

У. – Что необычного в этих именах?

- Это не совсем привычные, редкие  имена.

- А Платон есть в нашем классе!

- Остальные имена нам не встречались.

У. – Какие ассоциации они у вас вызывают?

- Ариппина любит собирать грибы (слово «гриб» звучит, как «грип»).

- Евдокия – готовит вкусную еду.

- Афиноген жил где-то в Афинах.

- Пантелеймон был величественным, как старинные здания.

- Платон с ровным характером «плато».

- Филипп жил там, где растут липы.

У. – Возможно всё так, а может быть и нет. А как вообще люди получали свои  имена?

- Сначала были клички, а потом уже имена. Люди присматривались друг к другу: кто как выглядит, какой у него характер, что умеет делать. Придумывали прозвища, которые со временем превращались в имена.

У. -  Как вы думаете: имена есть у всех? Растения, животные тоже имеют имена?

- Да. Все растения и животные как-то называются.

У. - Да, но кто даёт имена растениям, животным?

- Люди придумывают.

У. - А каким образом, на что опираются, придумывая названия?

- По внешнему виду (клоп-солдатик).

- По звукам, которые издаёт, по голосу (кряква, квакша).

- Может из-за того, чем питается (муравьед)

- По месту, где живёт (горный козёл)

У. О чём же мы сегодня будем говорить на нашем занятии?

- О названиях? Именах?

2. Работа в группах.

Каждая группа получает задание: распределить названия животных в столбики таблицы и объяснить по какому признаку распределили.

По внешнему виду

Среда обитания

По роду занятий

По способу передвижения

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа

Распределите названия животных в 2 группы.

Мухоловка, пескарь, лимонница, кузнечик, колюшка, синица.

2 группа

Распределите названия животных в 2 группы

Капустница, морской конёк, зеленушка, павлин, поползень.

3 группа

Распределите названия животных в 2 группы

Медведь, кукушка, зорянка, рябчик, воробей, пересмешники.

4 группа

Распределите названия животных в 2 группы.

Утконос, камышовка, ласточка-береговушка, вертишейка, бабочка.

5 группа

Распределите названия животных в 2 группы

Медведь, кукушка, зорянка, рябчик, мухоловка, пескарь.

6 группа

Распределите названия животных в 2 группы.

Капустница, морской конёк, ласточка-береговушка, вертишейка, бабочка.

Отчёт групп.

Дети вычленяют по роду занятий, по среде обитания, по особенностям внешнего вида. Каждая группа рассказывает о том, как они выполнили задание и почему.Некоторые названия попались и в других группах. Дополняли друг друга, выдвигали свои версии.

Вот что получилось.

По внешнему виду

Среда обитания

По роду занятий

По способу передвижения

?

Лимонница – лимоного цвета.

Пескарь – живёт в песке.

Мухоловка – ловит мух.

Морской конёк – передвигается рывками, как будто скачет.

Ласточка-?

Колюшка – есть шипы, наверное.

Камышовка – живёт в камышах.

Кузнечик – стрекочет, как маленькие молоточки стучат.

Поползень – прижимается к стволу дерева, будто ползёт.

 

Синица – на крыльях слегка синеватое оперение.

Ласточка- береговушка делает норки в песке обрывов у рек.

Синица – пищит «синь-синь»

 

 

Утконос – нос, как у утки.

Капустница – откладывает яйца на капустных листах.

Воробей – вора, бей.

 

 

Бабочка – из гусеницы сначала превращается в куколку, похожую на игрушку девочек.

Морской конёк – живёт в море.

Вертишейка – вертит шеей.

 

 

Рябчик – рябой, пёстрый.

 

Медведь – ведает, где мёд.

 

 

Зорянка – на брюшке перья розово-оранжевые, как заря.

 

Кукушка – издаёт звуки «ку-ку»

 

 

Морской конёк – голова, как у коня, только маленькая.

 

Пересмешники – подражают голосам других животных.

 

 

 

 

Павлин – важничает, ходит, как пава.

 

 

 

Знакомство с названиями животных, которые дети выделили в «непонятные».

Прочитали текст:

Хорошо известную многим деревенскую ласточку в народе довольно часто называют ласточкой-касаткой. Эти маленькие птички у людей ассоциируются с теплом, молодой зеленью и ласковым солнцем. Ласточка-касатка в христианстве является символом воскрешения. Как утверждают священнослужители, эта крошечная птичка пыталась сбросить терновый венок с головы Христа.

У многих начинающих орнитологов вызывает интерес ласточка-касатка. Почему так называется эта маленькая птичка? Свое второе название ласточка получила из-за длинных и тонких рулевых перьев. Их называют «косицами». По такому же принципу получили свое название еще одни птицы — утки-касатки.

Физкультминутка.

Под звуки щебечущих птиц, шум ручья, шелест листьев двигались, изображая эти объекты природы.

У. –А как вы считаете, такие названия есть только среди животных?

- Нет, конечно! Говорящие названия есть и у растений: щучий хвост, мать и мачеха, сирень, подсолнух, мухоловка, Ванька – мокрый.

 Группам раздаются названия растений (на карточке буквы, из которых необходимо сложить слова).

Просмотр презентации и рисование в тетрадях .

- Дети, кто для себя сделал открытие?

- Что вас удивило?

- О ком или о чём захотелось почитать?