Краснодарские школьники приняли участие во всероссийском Фестивале науки
22 августа в крае завершилась масштабная программа по вовлечению школьников в научно-техническое творчество. Краснодарский «Кванториум» стал одной из площадок фестиваля науки «Битва с драконом», организованного Школьной лигой при поддержке Российского движения школьников и Фонда содействия инновациям в рамках одноименного всероссийского кейс-турнира.
Мероприятия, направленные на проектно-исследовательскую деятельность, стартовали 29 июля. За все время около 400 учеников школ региона приняли участие в научных квизах и тренингах по софт скиллз («мягким навыкам»), прослушали просветительские лекции.
Основной частью программы фестиваля стал кейс-турнир. Это интеллектуальное командное состязание, участники которого осваивали метод решения реальных технологических и технопредпринимательских задач.
«Мы давно проводим проекты для вовлечения детей в научно-техническое и инженерное творчество, популяризацию высоких технологий и в целом мотивированное обучение. Фестиваль направлен на первое касание ребят с кейс-методом, решением нетривиальных задач и попытками найти варианты воплощения своих идей, – рассказал генеральный директор Школьной лиги Антон Алексеев. – Дракон – это мифическое большое существо, которое вряд ли можно победить в одиночку, поэтому нужно собрать команду и вместе предложить нестандартные решения проблемы. С другой стороны, дракон не только внешняя сложность – он может быть и внутри тебя. И мы надеемся, что наши задачи по основным направлениям устойчивого развития общества понравятся школьникам, и ребята дальше будут участвовать в более сложных, серьезных конкурсах, найдут идеи для проектной деятельности и собственных исследований, обретут друзей, с которыми смогут преодолевать любые трудности».
Краснодарские школьники в командах разрабатывали проекты, готовили презентации и стенды для их защиты.
Самым популярным кейсом стала проблема гололеда. Нужно было предложить способ, который обеспечит безопасность дорожного движения в зимнее время и минимизирует ущерб экологии, автомобилям и дорожному покрытию.
Обычно внутри команды участники создавали следующие объединения: группу информационного поиска; группу технологической разработки и моделирования; группу аналитики и «краш-тестов» для проверки промежуточных решений и идей; PR-группу для упаковки и презентации проекта.
Школьники протестировали применение различных веществ для борьбы с гололедом. Так, сахар, или меласса, вместо соли, по мнению ребят, поможет сохранить зеленые насаждения и не разъедает металл, а 30 грамм его достаточно, чтобы растворить кубометр льда. Однако меласса стоит несколько дороже существующих реагентов и не подойдёт для регионов, где температура опускается ниже -15 градусов по Цельсию. Другой подход – прокладывать теплотрассы под обычными трассами и пешеходными дорожками. Этот метод по возможности используют в Норвегии и Финляндии. В Исландии применяют воду из термальных источников. Тем не менее, метод очень дорогостоящий и требует тщательного планирования.
Еще одна гипотеза школьников – производство самотающих тротуаров, которые учатся делать в турецком университете Коч. Исследователи тестируют асфальт, насыщенный формиатом калия. Эта соль растворима в воде и менее агрессивна. В лаборатории модифицированный материал показал такую же прочность, как и обычный битум, но значительно замедлял образование льда. Ученые сообщают, что композит может постепенно высвобождать противогололедную соль в течение многих лет.
Также на фестивале участники прокачали свои софт-компетенции. «Наш тренинг “Постановка цели по SMART” помог ребятам правильно и четко формулировать цели, отличать их от сиюминутных желаний и грез. Это пригодится как в проектной деятельности в учебных заведениях, так и в дальнейшей жизни», – рассказала методист по проектному управлению «Кванториума» Мери Кишмирян.
Педагоги-наставники прошли бесплатную программу повышения квалификации «Технологии мотивирующего обучения» и тренинг по введению в проектную деятельность, который погрузил участников во все этапы которые проходят при работе над проектом, начиная от знакомства, командообразования, распределения ролей до прототипирования и презентации технического решения. Педагоги также освоили новые техники и инструменты по взаимодействию с детьми и друг с другом.
Почти одновременно фестивальные мероприятия прошли в разных регионах России. Кроме Краснодара научно-технологические праздники и кейс-турниры для школьников провели в Калининграде, Саратове, Пензе, Владивостоке, запланированы мероприятия в Ханты-Мансийске и других городах страны.
- Войдите на сайт для отправки комментариев