Вчера в воскресенье в Москву приехали представители трех школ, из участвующих в стажировке, сегодня, в ближайшее время, подъедут еще учителя из двух пензенских школ и мы начинаем стажировку.
Живем мы на замечтальной загородной базе центра образования №548 в г. Видное (30 минут на автобусе до ближайшего московского метро) и через полчаса на автобусе же поедем в школу - где и начнем работу.
Интересной, содержательной, плодотворной работы всем нам!
Сегодняшний день посвящён изучению опыта Центра образования "Царицыно". Пока день ещё совсем далёк от завершения, ничего конкретного ещё сказать нельзя, но всё свидетельствует о том, что день будет чрезвычайно интересный, и заскучать не придеться.
Одно печально: в Видное с интернетом не очень. Но дело это житейское :)
Под большим впечатлением от первого дня стажировки!
"Организация проблемных и проблемно-тематических выездов на загородную базу по естественно-научному профилю", меня действительно заинтересовала. Было интересно выслушать Иванова А.В. , имеющего большой опыт проведения таких погружений.
Работа "'эксплораториума" в условиях школы - вот будущее всех школ лиги!!!!
Огромное спасибо за организованную встречу. Мы увидели много интересного из опыта работы Центра образоания "Царицыно", что хотелось бы внедрить в свою работу. Очень понравилсь идея погружения. интересен опыт организации предпрофильной подготовки и профильной работы. Ждем многого от следующих дней работы
Спасибо организаторам стажировок за насыщенную программу. Особенно в центре образования "Царицыно" поразило, что каждый квадратный метр площади эта интересная и насыщенная образовательная среда. Идея библиотечного дня просто потрясающая. Обучение в деятельности это мечта каждого педагога.
Второй день. Начался с технических сложностей.
Мы разбились на три группы. Одна - осталась в школе и обсуждает вопросы Организации проектной работы в школе. Две другие поехали в Московский университет для работы на микроскопом Femtoscan и в Институт Биологии Гена.
Москва оказалсь непростой с логистической точки зрения. Часть народа потерялась. Но нашлась! В итоге обе группы опаздали на места стажировок.
Переживаем - успееют ли они сделать то, что было запланировано руководителями стажировок - С.Смирновым и А.Лопатиной. Вернее - понятно, не успеют.
Будем надеяться что в следующие два дня мы сможем сделать корректировки на московские расстояния, пробки и пр. и успевать будем вовремя.
В школе 548 третья группа занята поиском ответов на вопросы:
- всем ли детям нужны проекты,
- зачем работать над проектом в группе,
- как помочь детям снова (как это у них было в дошкольном детстве) научиться в ситуации "нееопределенности" выбирать себе интересное занятие,
- что помогает воспитывать в участнике проектный метод,
- и вообще зачем в школе нужен проект.
Ведет разговор зам.директора центра образования "Царицыно" А.В.Иванов.
Формулируем "что же у нас было" в ходе работы вокруг проектов
Нам было предложено позиционировать проектную деятельность, как механизм развития универсальных учебных действий у детей (метапредметный блок ФГОС).
Представлен и обсужден инструментарий (технология) подготовки ребят (да и учителей) к проектной работе.
Обсуждались варианты введения проектов в ткань классно-урочной системы, и работы с проектами вне нее.
Проект как инструментарий мотивация детей к ... деятельности, в частности учебной.
ПРедложены варианты оценки проектной деятельности с различных позиций.
Проект как средство определения более дальней перспективы собственной жизни.
На подходе к формулированию проблемы проекта полезно разделять:
ситуацию
факт
проблему
задачу
решение
Темп стажировки велик. Поэтому надеюсь что коллеги вечеро напишут о занятиях в Институте Биологии Гена и в ЦПТ.
А сейчас (14.30) мы все вместе (все три группы) собрались в центре "Технологии обучения", работающим в том числе с детьми с особенностями здоровья. Идет рассказ о технологии дистанциоонного обучения разработанного в рамках проекта i-shkola.
Начался 3 день стажировки. Его первая половина схожа с прошлым днём: стажёры делятся на 3 группы и разъезжаются на свои учебные площадки. К сожалению, мы опять на себе ощутили всю мощь знаменитых "московских пробок". Они прекрасны! Я бы даже сказал - монументальны! Нашим друзьям - Сергею и Анне придёться немного скоректировать свои планы.
После обеда мы все поедем в "Дворец творчества детей и молодёжи "Интеллект". Посмотрим лаборатории и знаменитый Нанотрак - надеюсь, он в пробках не застрянет :) Будем фотографировать и попробуем поснимать.
День третий. Опять начался с пробки. Группы, которые работают в лабораториях (в ЦПТ с наномикроскопами и и в ИБГ по биологии) уехали по своим рабочим местам с опозданием. Но по вчерашнему опыту это не мешает им получать свое удовольствие от очень интересной, насыщенной, перспективной работы.
Надеюсь, что они как-то все же доберутся до интернета и оставят свои впечатления. Устно они рассказывают очень интересно!!!!
Третья группа (завучи и пр.) на базе школы №548 продолжили обсуждение проектной деятельности и портфолио.
Зацепились пока за орг. вопросы - часы, согласование содердательнйо работы с ФГОС, примерными программами, сложившейся практики проверки школы и пр. Все очень важно для понимания - как ЭТО можно организовать в гос школе.
Один из выводов - коллеги, будьте грамотны с точки зрения образовательных законов-документов, и будьте смелы в общении с разнообразными "начальниками-проверяльщиками". Они оччень часто не правы с точки зрения закона и ведут себя как бандиты на улице - если видят "слабака" - бьют, если понимают, что может быть отдача - отступают.
Вот это единение, я понимаю... " коллеги, будьте грамотны с точки зрения образовательных законов-документов, и будьте смелы в общении с разнообразными "начальниками-проверяльщиками". Они оччень часто не правы с точки зрения закона и ведут себя как бандиты на улице - если видят "слабака" - бьют, если понимают, что может быть отдача - отступают. "
Это похоже на юридическую поддержку коллективов школьной лиги. Пора юридический отдел создавать?! (пора или чуть позже...)
Прямо сейчас находимся в Дворце творчества детей и молодёжи "Интеллект". Погуляли по Зазеркалью. Темнота там хороша для антуража, но для съёмки без подсветки - не очень. Скоро пойдём смотреть на нанотрак - он уже наш ждёт. А Чоботарёв
Олег Александрович Поволяев из компании "Научные развлечения" создал часть экспонатов Зазеркалья.
Нанотрак был, возможности выложить что-то не было. Вот фотографии.
В центре Нанотрака расположена демонстрационная стойка, где показываются опыты и выставлены образцы. А вдоль стен расположены предметные опытные стенды. При переезде стены сдвигаются. Нанотрак собирают и готовят к переезду на новое место за час.
Это стенды. Каждый посетитель может подойти к ним и самостоятельно провести какой-то эксперимент и ли просто увидеть демонстрацию в области физики, химиии, материаловедения. Можно посмотреть напыление с "эффектом лотоса" и ткани с покрытием из наноструктурированного материала.
К нанотраку "приписаны" педагог и двоё учёных. Работают они вместе, при необходимости помогая друг другу. Демонстрацию обычно показывает педагог.
В дворце творчества детей и молодёжи "Интеллект" есть также две лаборатории: биологическая, где дети могут изучать, скажем, микроорганизмы, и физическая, где дети могут провести разнообразные физические опыты, увидеть явление левитации (!) и действие катушки Тесла.
Крольчиху зовут Молекула. Молекула прекрасна: здоровая, весёлая и вообще классная. Я бы туда приходил, только чтобы её морковкой кормить!
Сейчас сидим на уроке в Лиге Школ. Интересно и в чём-то спорно, но результаты PISA за 2009 года (первое место по России) заставляют очень внимательно к этой стратегии отнестись.
Некоторые размышления и наблюдения по следам посещения школы «Лига Школ» (директор С.А.Бебчук)
Сразу замечу – все что будет ниже - это мои собственные размышления и ощущения – м .б. даже в действительности многое и не так, но мне так увиделось. Буду благодарен, если коллеги меня опровергнут, вступив в обсуждение предложенных мною тем.
Конечно же, хотелось бы по-подробнее посидеть в школе, посмотреть, поговорить с учителями, с детьми, дабы понять педагогический феномен этой школы.
Но нельзя объять необъятное, а главное – коллеги приглашают в гости, партнерствовать, будут рады друзьям, готовы вместе размышлять над происходящим.
А поразмышлять – в том числе в контексте задач Школьной Лиги РОснано – на мой взгляд, есть о чем.
Предложу, как минимум, три направления осмысления этого опыта…
1. Весьма интересен, на мой взгляд, на мой взгляд, опыт учителей школы, в выстраивании работы учеников с первоисточниками – в различны смыслах этого слова: это и исследование живой природы в ходе путешествия в Крыму, и участие в экспериментах и опытах по физике «вперед» систематического курса по физике, и обсуждение с ребятами настоящих (еще не разгаданных) проблем науки, и работа с оригиналами текстов, а не с учебником как единственным текстом, или уж тогда с несколькими учебниками как с источниками, а не единственным «светочем» знании…
Коллеги считают, что так воспитывается умение (и любовь к) мыслить, работать с источниками, исследования …
И, похоже что и правда, здесь может срабатывать подростковое желание ЧЕГО-ТО НАСТОЯЩЕГО. И тут предлагают разговор о настоящей жизни, науке, а не разжеванное знание, в котором все уже открыто…
Можно (и нужно) сказать – «ну, они работают с отобранными детьми». Это так.
Но. Многие школы отбирают детей, но многие так работают? Феномен «отобранных детей» нужно обязательно осмыслять – каких, как и зачем отбирают, и что с ними и как потом делают, и что в итоге получается…
И еще один вопрос. А пробовали ли и с неотобранными детьми начать говорить о «настоящем», включать их в реальные исследования, увозить в путешествия, где заниматься реальными исследования … М.б. и у них тогда бы «включилась» мотивация и они стали бы как «как отобранные». Вопрос.
2. Конечно, очень важно осмыслять тот опыт создания «атмосферы», уклада жизни, который есть в этой маленькой школе. Подозреваю что он «воспитывает и обучает» в этой школе не меньше чем, поставленные в расписание уроки (если не больше). Думаю, что именно благодаря этой атмосфере работают и столько мужчин, реальных ученых. Уж точно они здесь не только ради денег (как я понимаю, прикидывая бюджет государственной школы, в которой всего 60 учеников, деньги они получают относительно смешные). Но вот работают же. Что могут сделать (изменить) у себя школы Лиги, чтобы у них тоже работало столько ТАКИХ мужчин?
3. Да, конечно, «Лига школы» - СОВСЕМ НЕ ТАКАЯ школа как иные. Но и школа 548,где директором Е.Л.Рачевский – тоже НЕ СОВСЕМ ТАКАЯ… Что, в том числе, их объединяет? Позиция директора, которую очень четко высказывали и Рачевский, и Бебчук (что любопытно – не сговариваясь, но местами буквально дословно одинаково) , в ответ на высказывания учителей – «нам не дают, на нас давят, нам никто не позволит и пр. (когда обсуждались многие «странные неклассноурочные инициативы» этих школ. Оба директора государственных школ говорили – по закону об образовании Школа определяет свою образовательную программу, учебники, и пр. Все поползновения чиновников и проверяльщиков нужно «отбивать» своей четкой и грамотной позицией. И тогда они, в основном, отстают.
Да, конечно, и Бебчук, и Рачевский заработали свой авторитет в иные, более вольные и демократичные времена, но все же, все же, все же…
Несколько фотографий из Лиги школ. На вид всё скромно, даже и фотографировать особо нечего. Но восьмикласница, задающая вопросы о природе кварков... Это производит впечатление. И преподаватели чрезвычайно харизматичные - и в университете таких встретишь редко.
14.10. Последний день стажировки. Мы уже подвели некоторые итоги. Несколько позже сформулируем их и письменно.
А сейчас мы в Лицее на Донском. Пытаемся понять как исследовательскую деятельность школьников сделать системообразующим фактором жизни современной школы.
Уже в родном Санкт-Петербурге. Очень рада, что участвовала в этой стажировке. Удалось посмотреть много интересных школ, познакомиться с творческими и доброжелательными коллегами. Получила очень много полезной информации, которую могу использовать в научно-исследовательской работе с учащимися. Ну и, конечно, работа со сканирующим зондовым микроскопом и сертификат специалиста - это выше всех ожиданий!!!! Спасибо организаторам за организованную стажировку! Даже московские трудности с переездами на разные объекты не испортят воспоминания об интересной и плодотворной работе. Еще раз спасибо!!!
Я думаю, о стажировке в Москве буду размышлять еще долго. Спасибо всем образовательным учреждениям, которые на высоком профессиональном уровне представляли свой опыт работы и опыт работы коллег. Насколько реально использовать опыт работы представленных школ в практике работы лицея. Реально. При наличии определенного оборудования.Реально, если пересмотреть ряд подходов при организации образовательного процесса. Например мощная мотивация учеников во время экспедиций,проектной работы,создание условий для " научения" их осмысленно задавать вопросы и т.д. Не знаю необходимо ли каждому ученику выполнятьисследовательскую работу, не превращается ли это в простенькую . не очень затейливую игру. В любом случае представленный опыт полезен и интересен.Еще раз спасибо Школьной лиге Роснано за возможность познакомиться с передовыми школами и соответственно думать о развитии своего образовательного учреждения. С уважением Анна Соломоновна
Комментарии
Добрый день, коллеги!
Вчера в воскресенье в Москву приехали представители трех школ, из участвующих в стажировке, сегодня, в ближайшее время, подъедут еще учителя из двух пензенских школ и мы начинаем стажировку.
Живем мы на замечтальной загородной базе центра образования №548 в г. Видное (30 минут на автобусе до ближайшего московского метро) и через полчаса на автобусе же поедем в школу - где и начнем работу.
Интересной, содержательной, плодотворной работы всем нам!
Коллеги, приветствую!
Сегодняшний день посвящён изучению опыта Центра образования "Царицыно". Пока день ещё совсем далёк от завершения, ничего конкретного ещё сказать нельзя, но всё свидетельствует о том, что день будет чрезвычайно интересный, и заскучать не придеться.
Одно печально: в Видное с интернетом не очень. Но дело это житейское :)
Интернет и в школе плохой?
3G не помогает?
На базе в Видное нет инета, и 3G работает не очень, не залесть на Портал. Но из города можно работать.
Подоспело несколько презентаций с сегодняшних мастер-классов, весьма любопытных, на мой взгляд. Это не все презентации, но дальше-больше..
работа Центра Проблемных Погружений
Пара (тройка) фотографий. Рабочий момент семинара с Андреем Владимировичем Ивановым
В "Царицыно" на обеде кормили икрой!
Кабачковой, правда...
Последний раз ел её в прошлом веке. И надо отметить, вкус не поменялся. Постоянство - признак мастерства!
Слушаем директора школы Е.Л.Рачевского
Три критерия оценки качества работы школы по Е.Рачевскому
1. Дети в школу хотят ходить
2. Родители своего ребенка в школу хотят отдать
3. Учителя из школы не хотят уходить на другие места работы
Объем работ ЦДО лицея №56 сопоставим с работой районного Дома Пионеров!!!
Е.Л.Рачевский:
Главная проблема современной школы:
Дидактика средней (подростковой) школы ничем не отличается от начально-школьной.
А дети-то отличаются!!!!!!!
Пора признать, что лозунг «Советское образование – лучшее в мире» - это миф!
Непьющие родители начинают осознавать, что сегодня на рынке труда хороший инженер на рынке труда обладает большими шансами, чем адвокат, экономист..
(правда это речь идет о Москве – М.Э.)
Ещё несколько фотографий!
P.S. Рачевский - глыба. Видео, кажется, получилось
Под большим впечатлением от первого дня стажировки!
"Организация проблемных и проблемно-тематических выездов на загородную базу по естественно-научному профилю", меня действительно заинтересовала. Было интересно выслушать Иванова А.В. , имеющего большой опыт проведения таких погружений.
Работа "'эксплораториума" в условиях школы - вот будущее всех школ лиги!!!!
Огромное спасибо за организованную встречу. Мы увидели много интересного из опыта работы Центра образоания "Царицыно", что хотелось бы внедрить в свою работу. Очень понравилсь идея погружения. интересен опыт организации предпрофильной подготовки и профильной работы. Ждем многого от следующих дней работы
Добрый день,коллеги!Работа дня плодотворная и интересная.Огромное спасибо организаторам за радушный прием и проведение интересных мастер-классов!!!
Спасибо организаторам стажировок за насыщенную программу. Особенно в центре образования "Царицыно" поразило, что каждый квадратный метр площади эта интересная и насыщенная образовательная среда. Идея библиотечного дня просто потрясающая. Обучение в деятельности это мечта каждого педагога.
Второй день. Начался с технических сложностей.
Мы разбились на три группы. Одна - осталась в школе и обсуждает вопросы Организации проектной работы в школе. Две другие поехали в Московский университет для работы на микроскопом Femtoscan и в Институт Биологии Гена.
Москва оказалсь непростой с логистической точки зрения. Часть народа потерялась. Но нашлась! В итоге обе группы опаздали на места стажировок.
Переживаем - успееют ли они сделать то, что было запланировано руководителями стажировок - С.Смирновым и А.Лопатиной. Вернее - понятно, не успеют.
Будем надеяться что в следующие два дня мы сможем сделать корректировки на московские расстояния, пробки и пр. и успевать будем вовремя.
В школе 548 третья группа занята поиском ответов на вопросы:
- всем ли детям нужны проекты,
- зачем работать над проектом в группе,
- как помочь детям снова (как это у них было в дошкольном детстве) научиться в ситуации "нееопределенности" выбирать себе интересное занятие,
- что помогает воспитывать в участнике проектный метод,
- и вообще зачем в школе нужен проект.
Ведет разговор зам.директора центра образования "Царицыно" А.В.Иванов.
Формулируем "что же у нас было" в ходе работы вокруг проектов
Нам было предложено позиционировать проектную деятельность, как механизм развития универсальных учебных действий у детей (метапредметный блок ФГОС).
Представлен и обсужден инструментарий (технология) подготовки ребят (да и учителей) к проектной работе.
Обсуждались варианты введения проектов в ткань классно-урочной системы, и работы с проектами вне нее.
Проект как инструментарий мотивация детей к ... деятельности, в частности учебной.
ПРедложены варианты оценки проектной деятельности с различных позиций.
Проект как средство определения более дальней перспективы собственной жизни.
На подходе к формулированию проблемы проекта полезно разделять:
ситуацию
факт
проблему
задачу
решение
Темп стажировки велик. Поэтому надеюсь что коллеги вечеро напишут о занятиях в Институте Биологии Гена и в ЦПТ.
А сейчас (14.30) мы все вместе (все три группы) собрались в центре "Технологии обучения", работающим в том числе с детьми с особенностями здоровья. Идет рассказ о технологии дистанциоонного обучения разработанного в рамках проекта i-shkola.
Немного фотографий с ОЦ "Технологии обучения"
А еще 11.10 в фирме ЦПТ (там где наши коллеги работали с Femtoscanом) вместе с нами работали коллеги из НАНО-ТВ.
Сегодня они приезжают в лабораторию Института Биологии Гена.
Спасибо коллегам за информационную поддержку!!!
Начался 3 день стажировки. Его первая половина схожа с прошлым днём: стажёры делятся на 3 группы и разъезжаются на свои учебные площадки. К сожалению, мы опять на себе ощутили всю мощь знаменитых "московских пробок". Они прекрасны! Я бы даже сказал - монументальны! Нашим друзьям - Сергею и Анне придёться немного скоректировать свои планы.
После обеда мы все поедем в "Дворец творчества детей и молодёжи "Интеллект". Посмотрим лаборатории и знаменитый Нанотрак - надеюсь, он в пробках не застрянет :) Будем фотографировать и попробуем поснимать.
День третий. Опять начался с пробки. Группы, которые работают в лабораториях (в ЦПТ с наномикроскопами и и в ИБГ по биологии) уехали по своим рабочим местам с опозданием. Но по вчерашнему опыту это не мешает им получать свое удовольствие от очень интересной, насыщенной, перспективной работы.
Надеюсь, что они как-то все же доберутся до интернета и оставят свои впечатления. Устно они рассказывают очень интересно!!!!
Третья группа (завучи и пр.) на базе школы №548 продолжили обсуждение проектной деятельности и портфолио.
Зацепились пока за орг. вопросы - часы, согласование содердательнйо работы с ФГОС, примерными программами, сложившейся практики проверки школы и пр. Все очень важно для понимания - как ЭТО можно организовать в гос школе.
Один из выводов - коллеги, будьте грамотны с точки зрения образовательных законов-документов, и будьте смелы в общении с разнообразными "начальниками-проверяльщиками". Они оччень часто не правы с точки зрения закона и ведут себя как бандиты на улице - если видят "слабака" - бьют, если понимают, что может быть отдача - отступают.
Ничего не поделаешь - такова вокруг нас жизнь.
Вот это единение, я понимаю... " коллеги, будьте грамотны с точки зрения образовательных законов-документов, и будьте смелы в общении с разнообразными "начальниками-проверяльщиками". Они оччень часто не правы с точки зрения закона и ведут себя как бандиты на улице - если видят "слабака" - бьют, если понимают, что может быть отдача - отступают. "
Это похоже на юридическую поддержку коллективов школьной лиги. Пора юридический отдел создавать?! (пора или чуть позже...)
Прямо сейчас находимся в Дворце творчества детей и молодёжи "Интеллект". Погуляли по Зазеркалью. Темнота там хороша для антуража, но для съёмки без подсветки - не очень. Скоро пойдём смотреть на нанотрак - он уже наш ждёт. А Чоботарёв
Олег Александрович Поволяев из компании "Научные развлечения" создал часть экспонатов Зазеркалья.
Был ли все же нанотрак? Все так и остались в неведении.
Нанотрак был, возможности выложить что-то не было. Вот фотографии.
В центре Нанотрака расположена демонстрационная стойка, где показываются опыты и выставлены образцы. А вдоль стен расположены предметные опытные стенды. При переезде стены сдвигаются. Нанотрак собирают и готовят к переезду на новое место за час.
Это стенды. Каждый посетитель может подойти к ним и самостоятельно провести какой-то эксперимент и ли просто увидеть демонстрацию в области физики, химиии, материаловедения. Можно посмотреть напыление с "эффектом лотоса" и ткани с покрытием из наноструктурированного материала.
К нанотраку "приписаны" педагог и двоё учёных. Работают они вместе, при необходимости помогая друг другу. Демонстрацию обычно показывает педагог.
Какие-то у всех усталые и серьезные лица...
В дворце творчества детей и молодёжи "Интеллект" есть также две лаборатории: биологическая, где дети могут изучать, скажем, микроорганизмы, и физическая, где дети могут провести разнообразные физические опыты, увидеть явление левитации (!) и действие катушки Тесла.
Крольчиху зовут Молекула. Молекула прекрасна: здоровая, весёлая и вообще классная. Я бы туда приходил, только чтобы её морковкой кормить!
Катушка Тесла. Кстати, работает, только фотографии не получились.
Стенд для демонстрации левитации.
Сейчас сидим на уроке в Лиге Школ. Интересно и в чём-то спорно, но результаты PISA за 2009 года (первое место по России) заставляют очень внимательно к этой стратегии отнестись.
Некоторые размышления и наблюдения по следам посещения школы «Лига Школ» (директор С.А.Бебчук)
Сразу замечу – все что будет ниже - это мои собственные размышления и ощущения – м .б. даже в действительности многое и не так, но мне так увиделось. Буду благодарен, если коллеги меня опровергнут, вступив в обсуждение предложенных мною тем.
Конечно же, хотелось бы по-подробнее посидеть в школе, посмотреть, поговорить с учителями, с детьми, дабы понять педагогический феномен этой школы.
Но нельзя объять необъятное, а главное – коллеги приглашают в гости, партнерствовать, будут рады друзьям, готовы вместе размышлять над происходящим.
А поразмышлять – в том числе в контексте задач Школьной Лиги РОснано – на мой взгляд, есть о чем.
Предложу, как минимум, три направления осмысления этого опыта…
1. Весьма интересен, на мой взгляд, на мой взгляд, опыт учителей школы, в выстраивании работы учеников с первоисточниками – в различны смыслах этого слова: это и исследование живой природы в ходе путешествия в Крыму, и участие в экспериментах и опытах по физике «вперед» систематического курса по физике, и обсуждение с ребятами настоящих (еще не разгаданных) проблем науки, и работа с оригиналами текстов, а не с учебником как единственным текстом, или уж тогда с несколькими учебниками как с источниками, а не единственным «светочем» знании…
Коллеги считают, что так воспитывается умение (и любовь к) мыслить, работать с источниками, исследования …
И, похоже что и правда, здесь может срабатывать подростковое желание ЧЕГО-ТО НАСТОЯЩЕГО. И тут предлагают разговор о настоящей жизни, науке, а не разжеванное знание, в котором все уже открыто…
Можно (и нужно) сказать – «ну, они работают с отобранными детьми». Это так.
Но. Многие школы отбирают детей, но многие так работают? Феномен «отобранных детей» нужно обязательно осмыслять – каких, как и зачем отбирают, и что с ними и как потом делают, и что в итоге получается…
И еще один вопрос. А пробовали ли и с неотобранными детьми начать говорить о «настоящем», включать их в реальные исследования, увозить в путешествия, где заниматься реальными исследования … М.б. и у них тогда бы «включилась» мотивация и они стали бы как «как отобранные». Вопрос.
2. Конечно, очень важно осмыслять тот опыт создания «атмосферы», уклада жизни, который есть в этой маленькой школе. Подозреваю что он «воспитывает и обучает» в этой школе не меньше чем, поставленные в расписание уроки (если не больше). Думаю, что именно благодаря этой атмосфере работают и столько мужчин, реальных ученых. Уж точно они здесь не только ради денег (как я понимаю, прикидывая бюджет государственной школы, в которой всего 60 учеников, деньги они получают относительно смешные). Но вот работают же. Что могут сделать (изменить) у себя школы Лиги, чтобы у них тоже работало столько ТАКИХ мужчин?
3. Да, конечно, «Лига школы» - СОВСЕМ НЕ ТАКАЯ школа как иные. Но и школа 548,где директором Е.Л.Рачевский – тоже НЕ СОВСЕМ ТАКАЯ… Что, в том числе, их объединяет? Позиция директора, которую очень четко высказывали и Рачевский, и Бебчук (что любопытно – не сговариваясь, но местами буквально дословно одинаково) , в ответ на высказывания учителей – «нам не дают, на нас давят, нам никто не позволит и пр. (когда обсуждались многие «странные неклассноурочные инициативы» этих школ. Оба директора государственных школ говорили – по закону об образовании Школа определяет свою образовательную программу, учебники, и пр. Все поползновения чиновников и проверяльщиков нужно «отбивать» своей четкой и грамотной позицией. И тогда они, в основном, отстают.
Да, конечно, и Бебчук, и Рачевский заработали свой авторитет в иные, более вольные и демократичные времена, но все же, все же, все же…
Несколько фотографий из Лиги школ. На вид всё скромно, даже и фотографировать особо нечего. Но восьмикласница, задающая вопросы о природе кварков... Это производит впечатление. И преподаватели чрезвычайно харизматичные - и в университете таких встретишь редко.
14.10. Последний день стажировки. Мы уже подвели некоторые итоги. Несколько позже сформулируем их и письменно.
А сейчас мы в Лицее на Донском. Пытаемся понять как исследовательскую деятельность школьников сделать системообразующим фактором жизни современной школы.
Уже в родном Санкт-Петербурге. Очень рада, что участвовала в этой стажировке. Удалось посмотреть много интересных школ, познакомиться с творческими и доброжелательными коллегами. Получила очень много полезной информации, которую могу использовать в научно-исследовательской работе с учащимися. Ну и, конечно, работа со сканирующим зондовым микроскопом и сертификат специалиста - это выше всех ожиданий!!!! Спасибо организаторам за организованную стажировку! Даже московские трудности с переездами на разные объекты не испортят воспоминания об интересной и плодотворной работе. Еще раз спасибо!!!
Наталья Лукинична, большое спасибо за столь лестную оценку! До новых встреч!!
Да, для московских путешествий в центры науки для полного счастья не хватает вертолета над пробками...
Я думаю, о стажировке в Москве буду размышлять еще долго. Спасибо всем образовательным учреждениям, которые на высоком профессиональном уровне представляли свой опыт работы и опыт работы коллег. Насколько реально использовать опыт работы представленных школ в практике работы лицея. Реально. При наличии определенного оборудования.Реально, если пересмотреть ряд подходов при организации образовательного процесса. Например мощная мотивация учеников во время экспедиций,проектной работы,создание условий для " научения" их осмысленно задавать вопросы и т.д. Не знаю необходимо ли каждому ученику выполнятьисследовательскую работу, не превращается ли это в простенькую . не очень затейливую игру. В любом случае представленный опыт полезен и интересен.Еще раз спасибо Школьной лиге Роснано за возможность познакомиться с передовыми школами и соответственно думать о развитии своего образовательного учреждения. С уважением Анна Соломоновна
Анна Соломоновна, Вам также большое спасибо за ценные замечания, за то что поделились своими размышлениями.
Мы работаем, работаем...а вокруг столько интересного!
Иститут биологии гена - сказка! Константин - сказочный! Анна - умница!
i-школа - молодцы!
Центр "Интеллект"- оказывается, в Москве есть место, где очень здорово и бесплатно!
Лига школ - это та школа, в которую я бы отдала своих детей (жаль далеко) и...P.S. лучший учитель - это мужчина)
(все кто там был, меня поняли.....)
Спасибо большое!
Предлагаем Вашему вниманию несколько презентаций из Лицея 1553 "Лицей на Донской". К сожалению, на диск они не попали.