Школьная лига РОСНАНО – первый год становления

 

Школьная лига РОСНАНО – первый год становления

Размышления о первых итогах и предстоящих перспективах

Пузыревский Валерий Юрьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО,

зам. директора по науке Образовательного центра «Участие», старший эксперт проекта «Школьная лига РОСНАНО»

1.

В конце октября исполнился год, как образовалась Школьная лига РОСНАНО. Что это? Подозрительная причуда Чубайса? Честно говоря, первые месяцы в СМИ и в сообществе ученых скепсис зашкаливал. Но прошло немного времени, все как-то успокоились, поняв, что никакого насильственного внедрения в школы уроков нанотехнологий не будет, что просто есть учителя-энтузиасты, которые факультативно ведут – уже года два-три как разработанные – курсы и проектные занятия для старшеклассников по основам нанотехнологий.

В общем, ростки интереса школьных учителей к нанонаукам появились до образования Лиги и во многом благодаря разработкам и практике таких ученых и педагогов, как Е.А. Гудилин, В.В. Еремин, А.А. Дроздов, К.Ю. Богданов, Ю.И. Юзюк, В.М. Таланов, А.М. Левшин, И.И. Орленко, Н.В. Латухина, О.К. Спирина, Л.К. Каменек, М.А. Ахметов и др. Москва, Ростов-на-Дону, Ульяновск, Самара, Уфа стали первыми центрами методических разработок для школ в этой области прикладных знаний.

Конечно же, важной – хотя и не решающей – материально-технической основой образования Школьной лиги РОСНАНО послужили обучающие комплексы «Наноэдьюкаторы», произведенные компанией НТ-МДТ (генеральный директор В.А. Быков). На официальном сайте НТ-МДТ читаем: «Учебно-научные комплексы «НАНОЭДЬЮКАТОР» представляют собой классы, оборудованные несколькими комплектами учебных сканирующих зондовых микроскопов НАНОЭДЬЮКАТОР. Все приборы объединены в сеть. Это позволяет управлять процессом исследования наноразмерных объектов каждым из микроскопов как с рабочего места соответствующего ученика, так и с рабочей станции преподавателя. В результате обучения учащиеся приобретают навыки практической работы в области нанотехнологий, при этом обеспечивается максимальный комфорт и качество работы преподавателя».Еще в конце 2008 года компания НТ-МДТ выполнила все обязательства по поставке таких учебно-научных комплексов в более чем 35 учебных заведений Российской Федерации. Поставки осуществлялись в соответствии с Государственным контрактом по заказу Министерства образования и науки РФ. В мае 2010 года в университетах и школах России уже было более 300 наноэдьюкаторов.

Есть в школе «наноэдьюкатор» – хорошо, нет – тоже не беда, главное, чтобы школы находились в тех регионах, где запускаются, развиваются или планируются к запуску разнокластерные производственные и научно-образовательные проекты РОСНАНО. Присутствие в одном из таких регионов – один из критериев конкурсного отбора школ в Школьную Лигу Роснано, объявленного в сентябре 201о года.

Еще более важным было максимально соответствовать критериям практико-ориентированного, проектно-исследовательского образования в области естественных наук и не только. 30 экспертов, собранных оператором проекта Образовательным центром «Участие» (Санкт-Петербург) рассматривали заявки более 40 школ на предмет реализации в их деятельности следующих направлений:

(1) над- и межпредметная (научно-междисциплинарная) учебная и учебно-исследовательская интеграция, организованная в укрупненных дидактических формах;

(2) учебно-практическое моделирование и конструирование(игровое, компьютерное, лабораторное и т.п.) в сферах естествознания, техники и социальных наук;

(3) социальное партнерство школыс ведущими учреждениями науки и индустрии в сфере нанотехнологий (договорные отношения, занятия на базе предприятий и научно-исследовательских центров, доступ к современному оборудованию, например, поставляемому компанией НТ-МДТ и т.п.);

(4) учебно-практическое освоение общекультурного контекста естествознания(краеведческая история и социология науки и ее организация, популяризация науки в СМИ и через «музеи науки», интерактивные формы профориентации и т.п.);

(5) проектная учебно-исследовательская деятельность учащихся основной и средней школыв области естествознания (проекты социокультурной, экономической, аналитической, экологической направленности);

(6) активное использование в организации образовательного процесса вариативного и модульного принципов, системы индивидуального сопровождения и педагогической поддержки учащихся, способствующие развитию внутренней мотивации к познавательной и социально-инициативной творческой деятельности

(7) проектирование и реализация современной ИКТ средыдля организации учебного процесса.

Вполне естественно, что среди тех двадцати школ из 10 регионов России, что по итогам конкурса год назад вошли в Лигу, есть разные по масштабу, составу учащихся и педагогов, уровню академизма и степени использования интерактивных образовательных технологий учреждения. Так и должно быть. Ведь сейчас нужны не только профильные школы, куда отбираются одаренные дети, но и массовые школы, умеющие естественные науки и технику сделать привлекательными для большинства учащихся, умеющие использовать «дидактику заинтересованности», дидактику личностно-значимого образования. Именно из этого большинства вырастут грамотные технологические предприниматели и потребители продукции такой новой зарождающейся отрасли в России, как нанотехнологии.

2.

Нынче в России сложилась странная ситуация. Все признают, что у большинства учащихся интерес к естественнонаучному образованию упал. Чем это обусловлено? Ведь в перестройку объективно нужен был гуманитарный прорыв: открывались секретные исторические архивы, предполагалось, что кроме марксистко-ленинской философии есть еще и многое другое, что сильный крен в сторону военно-промышленного комплекса в ущерб товарам народного потребления надо выправлять, что для рыночной экономики нужны менеджеры и маркетологи, «челноки» и т.д. и т.п. Сейчас это более или менее утряслось, и поэтому стали требоваться выскоквалифицированные рабочие и инженеры, в том числе и для хай-тек индустрии. Но интерес-то у школьников пропал… Это ощущают даже специализированные физико-математические школы. Что делать? Как повысить интерес? Одни предлагают затащить в школы как можно больше современного демонстрационного и экспериментального оборудования. Другие настаивают на добавочных элективных курсах, которые увеличивают число учебных предметов, да еще и затрудняют понимание и без того сложного материала. Третьи предлагают вернуться к советской системе высоких, но формальных требований, забывая, что зачастую высота для большинства учащихся терялась за счет формальности, догматичности, неинтересности, линейности и авторитарности образовательного процесса.

Сейчас много говорят о так называемом «интеллектуальном геноциде народа», обсуждая реализуемые экономические, образовательные и другие реформы. Но «интеллектуальный геноцид» не в том, что снижаются требования к научности и систематичности содержания образования, а в том, что взращивание интеллектуальной элиты велось зачастую за счет психолого-педагогического и дидактического игнорирования познавательных особенностей большинства учащихся. Традиционно говорят: «Нужно идти от понимания простого к пониманию сложного». Но зачастую тех, кто это говорит, мало заботит то, как понималось простое и что значит простое. Опыт показывает, что не очень-то и понималось, да еще и не очень-то простое. «Что может быть проще?» – знакомый риторический вопрос. Оказывается просто для того, кому это интересно, личностно-значимо, и сложно – для кого не так. Нет универсальной простоты и сложности в школьном образовании. В научном миропонимании важно увидеть в простом сложное и в сложном простое. И здесь каждый начинает с того, что ему интересно, что соответствует его стилю, способу бытия. Учитывается ли это в школьном образовании? Нет! Учитывается то, что интересно автору учебника или учителю! А на остальное – плевать. Вот это и есть интеллектуальный геноцид.

Многие резонно задают вопрос: «Как можно современного школьника заинтересовать нанотехнологиями, если его не интересует даже то элементарное, что лежит в их основе, в базовом естественнонаучном содержании?». «Давайте не будем снижать требования к этому базовому!» – призывают они. Давайте, но тогда и дидактически давайте поработаем над этим базовым так, чтобы оно было доступно, интересно, личностно-значимо для многих, а не для отдельных счастливчиков, кто «кумекает» настолько, чтобы затем со смыслом приходить в центры коллективного пользования (ЦКП), учебно-исследовательские лаборатории нанотехнологий вузов и работать над проектами, достойными быть представленными, например, на Сахаровских чтениях (конференции, которую ежегодно проводит Санкт-Петербургская Физико-Техническая Школа).

Я понимаю ученых, которые не хотят или не могут дидактически поработать так, чтобы в учебном материале нашлась ниша интереса для большинства учащихся, но я понимаю и тех, кто хочет донести знание до школьной практики, где необходимо учитывать различные типы и стили восприятия и понимания. Видимо, мы все еще пожинаем плоды изгнания «психологизма» из «строгой науки» в бурных дискуссиях начала ХХ века. Ладно бы это касалось экспериментальной психологии, так ведь изгнали и феноменологическую (лишь в 60-х начали возвращать, да и то не у нас). Мы же во многом остались в плену старой схемы «стимул → реакция» и поэтому наивно надеемся: дадим интересную (как нам кажется) изобретательскую задачу и методы решения подобной, а учащиеся тут же радостно бросятся ее решать, тренируясь быть изобретателями. Как бы не так, если задача не срезонировала личностно, если не произошло, хоть мало-мальское отождествление с ней, вчувствование в нее, то она так и останется отчужденной, не освоенной в полном смысле. А освоенной в полном смысле она будет тогда, когда будет прожита гносеоэкологическая дистанция, баланс между присвоением и отчуждением. Мы же зачастую в школах начинаем с отчуждения и заканчиваем отчуждением. Вот и вся педагогическая техника. А ведь интерсубъективность как основа мировосприятия и социальных правил, а также технических стилей познания это далеко уже не новость для тех, кто занимается такой гуманитарной (а не естественно-научной) практикой как образование. Хотя может кому-то нравится видеть образование и как психофизический или нейрофизиологический процесс (что ж, скоро Роджер Пенроуз им в это поможет углубиться).

3.

Что будет в дальнейшим с расширяющейся Школьной лигой РОСНАНО? Будет все то же, что и происходит вот уже чуть свыше 100 лет: поиск, анализ имеющихся, разработка новых и локальная апробация тех педагогических методик, что превращают школьное естествознание не в мертвый груз, тщательно упакованный или забитый в головы миллионов учеников, а в условия для развития практических навыков осознания собственных интересов и ответственного выбора путей их удовлетворения, в условия для самостоятельного проектирования, исследования, моделирования, конструирования, встраивания разработок в социокультурный и экономический контексты, работы в команде и т.д.

То есть ничего особенно нового нет, просто в данный исторический период это оказывается более востребовано и экономически необходимо, чем прежде. Поэтому и материальная поддержка есть, возможно, впервые за прошедшие несколько десятков лет.

Сейчас многие ученые, да и действующие по инерции учителя, все еще тешат себя мыслью, что наличие традиционных знаниевых монолитов по физике, химии, биологии и т.д. достаточны для того, чтобы их уложить в сознание учащихся. При этом они сами же и признают, что у подавляющего большинства учащихся что-то науки «не укладываются в голове», не пережевываются до состояния понимания и ситуационно осмысленного практического применения. Поскольку многим учащимся гранит науки не по зубам, то сквозит мысль «тем хуже для них», «не будем обращать на них внимания». Ну, и естественно, обращают на тех, кому «по зубам». Таких детей – «экстремалов», желающих попробовать себя в науке высоких достижений немного, но традиционно считают, что их достаточно, чтобы ради них оставлять в школе все так, как есть, ничего не меняя.

Что делают нанотехнологии? Они по-хорошему провоцируют на то, чтобы школьное естествознание чаще стало выходить из тесных догматических программ на исследовательские и экономические просторы. Нет оборудования, нет заинтересованных педагогов? Ну, во-первых, кое-что все же есть, а во-вторых, «под лежащий камень вода не течет». Привычка считать себя интеллектуально- и нефте-сырьевой базой для стран Запада препятствует тому, чтобы смелее становиться практическими производителями новых, конкурентоспособных и качественных материальных благ.

Школьное естествознание потеряло со временем опытническую ценность, дух тех «школ действия», «трудовых школ», которые воспитали в 20-х – начале 30-х гг. инженеров, мастеров, технологов, высококвалифицированных рабочих, что осуществляли после войны атомный и космический проекты в СССР. Правда, их тогда консолидировали скорее для экстремальных, а не для нормальных достижений. Попытки нормальных достижений в области генетики и кибернетики у нас, мягко говоря, были приторможены по идеологическим соображениям. И все же журнал «Моделист-конструктор» был, кружки технического моделирования были…но все как-то с малой связью со школьным естествознанием, как-то  лишь дополнительно… Получалось, что знания, например, по физике в школе надо вдолбить, а в кружке по авиамоделированию надо помочь их добыть, чтобы удовлетворить личный интерес школьника в том, чтобы «самолет полетел». Есть разница?

Возможно, этот разрыв был значительно меньше в специализированных физико-математических школах, но ведь и одаренных детей немного. Может таких выпускников хватало при остальных миллионах неодаренных? Оказывается, хватало, чтобы становиться победителями международных предметных олимпиад, чтобы развивать военно-промышленный комплекс, космические программы и отрасли тяжелого машиностроения, но не хватало на конкурентоспособность страны в товарах народного потребления, жилищно-коммунальной сфере, промышленной робототехнике, энергоемких технологиях и т.д. Одаренные знали, что и как, но многое не могли сделать в пользовательском плане для миллионов неодаренных. Их ли вина? И да, и нет. Видимо, в управлении экономикой, ограниченной плановостью, одаренных было значительно меньше, чем в естествознании. Экономика товаров народного потребления не очень-то дружила с точными и естественными науками.

Поскольку договариваться оказывается делом затруднительным, то сейчас в мире все больше естественников научаются думать и действовать экономически, а экономисты пристальнее вглядываются и стремятся понимать, о чем думают и что делают представители наук о природе. Школы же не только отстают от этой тенденции, но даже еще и не видят ее. Одна из задач «Школьной лиги РОСНАНО» – помочь им в этом.

Современный технологический рост, затрагивающий все больше сфер повседневной жизни, требует развития навыков моделирования в обязательной тесной связи с крепкими знаниями в области точных и естественных наук. Пока эта связка очень слабо наблюдается в школе. А если и есть, то ей не хватает обязательного социокультурного и экономического контекста, который придает такому образованию еще больший практический жизненный смысл. В школе все еще мало условий для того, чтобы учащиеся учились принимать самостоятельные решения в теории и практике без боязни ошибиться, подвергнуться унизительной или завышенной оценкам, предлагать нечто оригинальное. Без этих же условий не будет воспитываться и осознанная ответственность за необходимые творческие риски.

Что лучше: (А) чтобы умные взрослые грамотно вещали истину, а большинство детей ее тупо воспринимали, или (В) чтобы умные взрослые грамотно помогали детям самим открывать истину?

Почему у нас так мало инновационного производства, да и хорошего качества обычного немного? Да потому что большинство воспитаны на том, чтобы тупо воспринимать истину от начальников, воспитаны на боязни наказания за творческую инициативу, воспитаны на покорной безответственности.

Нанонауки требуют самостоятельного мышления, поскольку сложность и ответственность как никогда высоки. Они требуют вовсе не своего предметного статуса в школьном расписании, а призывают к тому, чтобы учебные программы по физике, химии, биологии и т.д. обрели дидактическую гибкость, вариативность, стилевую разнообразность, эвристичность, диалогичность, модульность, конструкторскую практичность, социальную контекстность, интерактивность, личностную значимость. Неужели это настолько незнакомые слова? Неужели это настолько неизвестные практики, которым в педагогике уже свыше 100 лет?

Нанотехнологии задают методологический масштаб, а не влезают как предмет в школьное расписание. Они столь же чужды большинству школьников, как и ньютоновская механика, но они могут стать не менее таинственными, увлекательными, жизненными, личностно-значимыми, чем и классическая наука. Вопрос в правильной дидактике и правильном учительском мышлении, делающим познание окружающего безопасным, но эмоционально и интеллектуально насыщенным приключением, как для взрослых, так и для детей.

4.

Попытка педагогическим образом выстроить такое научно-образовательное приключение и началась год назад с первого семинара Школьной лиги РОСНАНО. Прежде всего, конечно, произошло знакомство друг с другом и с опытом работы школ, стали налаживаться связи для дальнейшего сотрудничества. И, пожалуй, совсем не случайно это происходило в Центральном музее связи им. А.С. Попова в Санкт-Петербурге. Выглядит символично – ведь именно здесь такие экспонаты, как первый радиоприемник А.С. Попова и первый гражданский спутник связи «Луч-15». Теперь здесь встретились представители первого в России школьного нанотехнологического сообщества.

Еще до прихода участников конференции в зале стали появляться большие дорожные сумки с наклеенными на них этикетками «Лига школ РОСНАНО» (позже проект переименовали в «Школьная Лига РОСНАНО»). Сумки тяжелые, так как укомплектованы полезными научно-популярными книгами, учебно-методическими пособиями и дидактическими комплектами для школ: нанотехнологии, занимательная физика, «Элегантная Вселенная», «Принцип дополнительности», Ньютон, Гейзенберг, Вигнер, Фейнман, Хокинг, «Основания синергетики», образовательная программа, игра «Детективные агентства» и многое другое. Всего на сегодняшний день медиатека Лиги включает более 110 наименований!

В ходе это встречи я задавал участникам вопрос: «Что, по-вашему, является основным условием успешной деятельности Лиги школ РОСНАНО?».

Первым делом я обратился к статс-секретарю Минобрнауки. И.М. Реморенко ответил: «Прежде всего, это хорошие амбиции в создании качественных образовательных программ в области естествознания и повышения квалификации педагогов. Если будут современное оборудование, хорошие уроки, инициатива профессионального сообщества и поддержка бизнеса, то успех вполне вероятен».

«Если энергия, которую олицетворяет ГК «РОСНАНОТЕХ» вольется в созидательную работу учителей и преобразуется в детей, то в этом и будет успех. Для меня главный результат в том, что в школах будут появляться те ребята, которые создадут новое. Пока же таких созидателей еще мало», - сказалдиректор СУНЦ НГУ Н.И. Яворский.

Лебедев Олег Ермолаевич, доктор педагогических наук, директор Общественного Института Развития Школ: «Основное условие – это выдвижение небанальных идей, которые бы касались решения проблем, стоящих перед всеми школами. С моей точки зрения, одна из главных таких проблем – преодоление наметившегося отчуждения учащихся от школы, поскольку результаты школьного образования теряют свое значение для нынешнего поколения школьников, живущих в иной информационной среде. Если в рамках Лиги появятся какие-то здравые идеи о том, как нужно решить эту проблему «здесь и сейчас», то это было бы замечательно. Конечно, многое зависит не от школы, а от образовательной политики, от общей ситуации в стране и т.д., но, вместе с тем, одной школой можно сделать не так уж и мало. Если возникает профессиональное сообщество, если школы понимают и поддерживают друг друга, даже если это сообщество не так уж велико, влияние его будет намного больше, нежели его численность. Лига была бы интересна своей авангардной позицией в постановке проблем и предложением основ их решения».

Мельников Андрей Евгеньевич, куратор проекта «Лига школ РОСНАНО» в Департаменте образовательных программ ОАО «РОСНАНО»: «Самый важный фактор – наличие совместного дела и тех идей, которые сформируются. Моя же мечта в том, чтобы этим совместным делом стала реализация нашего замысла сделать хотя бы небольшой вклад (насколько хватит сил) в улучшение естественнонаучного образования в школе. То есть, чтобы детям было не отвратно ходить на занятия по биологии, физике, химии, математике, чтобы у них возникали изумленные глаза не по поводу отметок в журнале и ужаса предстоящей контрольной работы, а по поводу очередного открытия – кстати, может быть и в области нанотехнологий – в какой-нибудь школьной лаборатории».

После конференции педагоги уезжали в свои регионы, хоть и с тяжелым книжным багажом, но с легким сердцем надежды, что содержательное продвижение будет, будут интересные и полезные формы и методы работы.

5.

Оправдались ли ожидания за первый год? Пожалуй, что да! Активности было не занимать.

Повышению квалификации учителей отводилось особое внимание. Во-первых, в середине декабря в Санкт-Петербурге в стенах гимназии №700 прошла научно-практическая конференция «Педагогика текста. Текст науки», где на пленарных докладах первого дня была последовательно раскрыта гуманитарная  и педагогическая проблематика феномена NBICS: НанотехнологииNanotechnology; Биотехнологии Biotechnology; Информационные технологии Informationtechnology; Когнитивные технологии Cognitivescience; Социо-гуманитарные технологии Socio- humanitariantechnology. Секционные заседания второго дня были посвящены анализу современных учебно-методических комплексов, определению педагогической исследовательской проблематики, конструированию образовательных технологий, адекватных современным запросам.

Во-вторых, не менее сильное впечатление на педагогов Лиги (было около 80 участников) произвел в конце февраля и начале марта 2011 г. семинар-практикум «Межпредметная учебная интеграция». В г. Пушкине во Дворце Кочубея педагоги не только презентовали свой опыт понимания и реализации учебных межпредметных связей в школе, обсуждали актуальные проблемы междисциплинарного подхода в образовании, но и отчасти стали непосредственно включенными в действо свидетелями 5-дневного межпредметного интегративного «погружения» «Я – Леонардо…» («Университет Леонардо да Винчи»). С помощью этой образовательной технологии учащиеся петербургских школ Лиги проживали и осваивали в игровом действе (по имитируемым городам, связанным с биографией Леонардо да Винчи: Флоренция, Венеция, Милан, Рим, Амбуаз) культурные, научные и технические феномены эпохи Ренессанса. Стоит отметить, что практически все учащиеся впервые участвовали в межпредметном интегративном «погружении», на котором было проведено 26 теоретико-практических занятий общим объемом 78 часов и 36 занятий в мастерских прикладного творчества общим объемом 108 часов. Содержательно в межпредметную интеграцию по теме были включены 20 дисциплин: арифметика, классическая механика, геометрия, гидродинамика, гидротехника, химия воды, аэродинамика, астрономия, баллистика, география, топография, сопротивление материалов, история медицины, история итальянской экономики, история архитектуры, история градостроительства, политическая история Италии, история философии, история эстетики, история естествознания. В результате деятельности мастерских было выдано за изобретательские идеи и разработки около 20 игровых патентов.Расчеты, чертежи и модели были представлены на «Ярмарке» и итоговом «Научном диспуте». Более половины учащихся отметили свой рост в знаниях и умениях по межпредметной учебной интеграции, в понимании этапов разработки и внедрения изобретений, в умении работать в команде.

А что учителя? Каково их понимание увиденного и услышанного на семинаре? Елена Ивановна Казакова, доктор педагогических наук, профессор СПбГУ, руководитель семинара задала участниками вопрос: «Позволяет ли современная классно-урочная система строить интегративные проекты?». Вот некоторые ответы:

«Хотим мы того или нет, но жизнь требует сегодня интеграции на разных уровнях. Поэтому, часто хаотично, без системы учителя и учащиеся стремятся к интеграции - от отрывочных, фрагментарных до создание систем в своей области. На уроках это реализуется только отдельными учителями. Часто коллектив об этом и не знает. То есть, идеи исходят только от самого учителя. Проблема - надо думать как грамотно это ввести» (Е.А. Рекичинская, г. Новосибирск).

«Считаю, что эти процессы могут сосуществовать, но для этого необходима некая изворотливость, прозорливость, креативность педколлектива и гибкость, принятие и поддержка  административной группы ОУ. И любой проект (процесс) можно реализовать в рамках, удобных больше для финансовой стороны процесса образования, чем для самого образования...» (Е.В. Аминов, г. Лесной, Свердловская область).

«Проблема в несогласованности программ: материал по органической химии биологически активных соединений изучается в курсе биологии гораздо раньше, чем в химии. Проблема в несоответствии квалификации педагогов и готовности их к совместной работе по отдельным темам» (Ю.Ю. Дубцова, г. Новосибирск).

«Позволяет при решении ряда проблем: (1) создание условий для повышения профессиональной компетенции учителя, осознания им необходимости развивать межпредметные связи, надпредметные умения, формировать исследовательские, методологические компетентности; (2) Активно внедрять в учебный процесс инновационные подходы и технологии; (3) Создать единую систему целеполагания форм, методов, технологий в системе классно-внеклассной деятельности; (4) Стимулировать рефлексию учеников и учителей по анализу значимости интегрированных знаний для развития и конвергенции наук» (А.С. Обуховская, г. Санкт-Петербург).

«Считаю, что можно. Уроки можно ставить по ситуации, это говорю как завуч. Если работают инициативные учителя, уровень коллектива позволяет, классно-урочная система не является помехой» (А.И. Акулова, г. Давлеканово, Башкортостан).

Конечно, межпредметная учебная интеграция в системе школы это не то же самое, что вне такой системы. Трудности есть, хотя гибкость образовательных программ находится в русле влияния именно отдельной школы. То есть порой внутренний цензор страшнее внешнего, что и мешает создать эту гибкость в организации учебного процесса.

В-третьих, важным этапом в повышении квалификации педагогов Лиги стала закончившаяся в середине октября 2011 г. уникальная серия стажировок в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Новосибирске. В ней приняли участие около 80 школьных учителей естественнонаучных предметов. Основные содержательные акценты – региональный опыт организации в школах поддерживающих условий для самостоятельной проектно-исследовательской деятельности учащихся, опыт и методика выстраивания социального партнерства школ с вузами, НИИ и производством, знакомство с региональными научными исследованиями в области нанотехнологий.

В среднем участники на каждой стажировочной площадке посетили по 5 учебных, исследовательских и производственных учреждений, побывали на 7 мастер-классах и открытых уроках, познакомились с 10 различными методиками и педагогическими технологиями.

Слово учителям:

«Какие у нас счастливые лица!!! Неужели это мы? Как быстро пролетела неделя в Казани. Она оказалась очень насыщенной и полезной. И всё это благодаря организаторам Школьной лиги Роснано и коллективу гимназии №7 г. Казани. Каждый день, каждая минута были продуманы до мелочей, и расслабляться нам никто не давал. Теперь у нас даже составлен план дальнейших действий, теперь осталось за малым - всё это реализовать. Надеюсь, что заряда энергии, полученного на стажировке, хватит нам для осуществления всего задуманного» (Е.М. Игонина, п. Октябрьский, Ульяновская область).

«Очень рада, что участвовала в этой стажировке. Удалось посмотреть много интересных школ, познакомиться с творческими и доброжелательными коллегами. Получила очень много полезной информации, которую могу использовать в научно-исследовательской работе с учащимися. Ну и, конечно, работа со сканирующим зондовым микроскопом и сертификат специалиста - это выше всех ожиданий!!!! Спасибо организаторам за организованную стажировку! Даже московские трудности с переездами на разные объекты не испортят воспоминания об интересной и плодотворной работе. Еще раз спасибо!!!» (Н.Л. Бова, г. Санкт-Петербург). 

«После лекции понимаем, что стратегия в гимназии выбрана верно. Пресс ЕГЭ не изменить, но учить "с огоньком в глазах" возможно. Настроение приподнятое, особенно после встречи с практиками в науке и возможностью  реализации космических идей синтеза кристаллов в условиях полного вакуума» (Н.Г. Свирина, г. Новосибирск).

Ценность опыта осознания своего отношения к иным и похожим подходам и методам в образовании, захватывающего дух широкого научного контекста, примеривания роли учащегося в учебно-игровой деятельности и многое другое – все это уникальное достижение стажировок вне рамок традиционной системы повышения квалификации. Уже ради этого Школьная лига РОСНАНО существует не зря. А ведь за прошедший год вкус увлекательного образования почувствовали не только учителя, но и дети.

6.

Кроме, длительного «погружения» школьников в самостоятельность на выездном сборе «Я – Леонардо», разумеется, были многочисленные олимпиады, конкурсы и викторины в интернет-пространстве. Этому, безусловно, способствовал Портал Лиги schoolnano.ru.

С помощью этого портала и благодаря организационным усилиям центра «Участия», а также всей школьной сети Лиги, стало возможным проведение дистанционного варианта деловой игры «Журналист». За 1 день 12 апреля 2011 г. 29 команд из 10 регионов (а это свыше 140 школьников 5-11 классов) посетили свыше 25 крупнейших научных и образовательных учреждений своих регионов, в числе которых, например,Санкт—Петербургский академический университет—научно-образовательный центр нанотехнологий РАН (Академический университет), Научно-производственное предприятие «МедИнж», Центр нанотехнологий при Ульяновском государственном университете, компания ОПТОГАН, Институт химии силикатов РАН, офис компании Яндекс, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», кафедра физики плазмы и научно- исследовательский центр НЕВОД, Институт Физики Полупроводников им. А.В. Ржанова и др.

Юные журналисты Лиги написали около 100 заметок и информационных справок, а также взяли интервью, сделали около 100 оригинальных конкурсных фотографий с мест посещения, сверстали около 65 МБ текста в виде оригинал-макетов в формате pdf. Все это можно увидеть и прочитать в соответствующем разделе Портала.

В большинстве работ ребятам удалось ухватить суть места посещения, его жизненные «изюминки», биографичность, создаваемую встречей с интересными людьми. Была заметна взаимозаинтересованность хозяев мест и журналистов. Меткость ракурсов и идеи многих фотографий поразительна. Чувствовалось вдохновение участников, особенно тех, кто прямо выражал свое личное мнение и отношение к увиденному и услышанному. Похвально и желание школьников Лиги понять сложный мир высоких технологий и выразить это понимание или непонимание доступно. Но тут уж как получилось, поскольку популяризация науки и техники - сложная задача для журналистики вообще. А первые шаги важно делать... В целом же получился довольно интересный «срез» видения науки в регионе и отношения к ней  глазами подростков.

Еще более захватывающим и ключевым событием первого года существования Лиги стала Летняя школа «Наноград» в лагере «Звездочка» под Пензой. Вообще та июньская неделя, в течение которой свыше 130 ребят из школ Лиги смогли сдружиться и подышать атмосферой «нано» заслуживает отдельного рассказа. Пока же стоит отметить, что Наноград вполне реально существовал целую неделю под Пензой, поскольку в нем были и своя Мэрия, и Академия, и мастерские, и корпорация «Граднано», и Фестивальный центр, и выставка «Смотрите – это нано!», и стадион, и даже свое телевидение. Ребята расселились и творили в шести районах, соответствующих кластерам проектов, поддерживаемых РОСНАНО: Энергетиков, Электронщиков, Биотехнологов, Машиностроителей, Медиков, Материаловедов. В каждом были группы, входящие в корпорацию «Граднано»: «разработчики» и «эксперты». Первые на основе игровых проблемных кейсов «Нанограда» и кратких адаптированных описаний реальных проектов РОСНАНО разрабатывали и обосновывали (естественнонаучно, технологически и экономически) проекты решения поставленных проблем. Вторые на основе игровых заявок на проекты, где использовались краткие адаптированные описания реальных проектов, некогда поступивших в РОСНАНО, разрабатывали, обосновывали и применяли свои критерии оценки этих проектов. Конечно, для такой работы ребят в проектных группах были мобилизованы все возможные организационно-педагогические, справочно-информационные, научно-консультационные, оргтехнические и прочие ресурсы Летней школы. Работа была интенсивной, осмысленной и плодотворной. Польза же, как для ребят, так и для взрослых особенно в такой тематике уникальна.

А сколько было интересных и полезных встреч! В гости к ребятам приезжали ученые, представляющие и популяризирующие различные области современного естествознания (Е.Е. Гудилин от химического факультета МГУ, К.В. Северинов от Института молекулярной генетики РАН, В.В. Дюделев от ФТИ им. А.Ф. Иоффе, К.Ю. Богданов от редакции газеты «Физика», В.В. Строкова от Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова и др.). С ребятами работали предприниматели, занимающиеся реальными производственными проектами в области нанотехнологий и наноматериалов (В.А. Быков от НТ-МДТ, И.В. Гольдт от Роснано, А. Карасев от ОПТОГАНа, Е.В. Захарченко от БИНОМа, А.Г. Иванова от Уралпластика, и др.). Кстати, всего на Летней школе побывали представители около 13 хай-тек компаний и 8 научно-образовательных учреждений. Смогли ребята встретиться и с VIP. Это губернатор Пензенской области Василий Бочкарев и заместитель Председателя правления ОАО «Роснано» Андрей Свинаренко. Все эти люди приветствовали, консультировали, давали интервью, участвовали в важнейших событиях Нанограда. Не остался в стороне и Председатель Правления ОАО «Роснано» А.Б. Чубайс, который в своем видео-обращении поприветствовал участников Летней школы, с удовольствием ответил на некоторые вопросы ребят, посожалел, что в его время не было таких «Наноградов», примерил подаренную ему от «наноградцев» футболку с надписью «НАша НОвая ШКОЛА» и пожелал ребятам дальнейших творческих успехов.

А вот некоторые из многочисленных и восторженных (можете проверить) впечатлений самих школьников:

Настя Стрельцова:«Самые лучшие десять дней в лето 2011 года я провела в лучшем городе под необычным названием "Наноград"! Это было незабываемо! Я нашла очень много новых друзей, узнала много познавательного и интересного про нано. Каждый наш день был расписан по минутам, у нас были лекции, мастер классы, игры и многое другое. Мне больше всего запомнились наши собственные новости, их показывали каждое утро в актовом зале. С нами работали лучшие вожатые и консультанты! Они уделяли нам все свое время, вместе мы стали настоящей командой. Работа с кейсами принесла нам много новых знаний! Это удивительный лагерь я не забуду никогда! Спасибо всем организаторам! Надеюсь, что мы все еще встретимся!

Софья Палионная: «Фуллерены, нанотрубки, кремниевые подложки, светодиоды "Optogan"... Как я всё это люблю!!!» 

Юлия Еремина:«Пенза... "Звездочка"... Наноград... Биотехнологи....Шесть дней.... Спасибо Всем, кто вкладывал силы и душу в Нас, и в наши проекты.... Спасибо за этот полет фантазии, погружение в мир нанотехнологий. Спасибо тем, кто был рядом и дарил нам улыбки, свои креативные идеи и мысли, теперь это все воспоминания, но какие? Яркие, теплые, душевные, в общем, самые-самые.<…>Это было великолепно, просыпаться и радоваться, что сегодня будет что-то новое и необычное! Спасибо всем лекторам! Ваши лекции были интересные, каждая по- своему, но все же… Отдельная благодарность за возможность побывать на предприятиях Пензы! Не каждый день ученик 10 класса может попасть в НИИФИ и посмотреть на производство, а также пообщаться с профессионалами своего дела!!!!».

Алексей Федоров:«И ведь никто, кроме учащихся летней школы лиги РОСНАНО нас не поймет. Каждая ночь наполнена размышлениями о проектной деятельности, о работах в корпорации, и о возможных вариантах решения проблем. В нашей уставшей голове синтезировались самые невероятные мысли, самые сумасшедшие идеи, перебирая каждую мысль, наша команда рушила все безнадежные проекты. Но наступал момент, когда силы, фантазия и умные книжки о НАНО заканчивались и мы засыпали...». 

Екатерина Юферова:«Каждый день нас занимали разными очень интересными занятиями, после которых еще долго ходишь под впечатлением! Например, лекции, проводимые уважаемыми и умными людьми. Абсолютно все лекции были прекрасными и запоминающимися… Особенно меня поразила встреча с К.Ю. Богдановым. Он практически открыл для меня мир нанотехнологий, ведь первая книга, прочтенная мной по теме нанотехнологии, была именно его - "Что могут нанотехнологии?"».

Валерия Звягинцева:«Наноград - это книга, которую интересно читать от самого начала, до самого конца. Хоть, эта книга только начала писаться, но мы надеемся на ее продолжение. Это место, где каждый найдет себя и не останется незамеченным. Проведенная нами неделя никогда не забудется. Это был не просто лагерь, не просто школа, а что-то такое, где работа была как игра, каждый день как новое путешествие. Я до безумия рада, что попала в этот "мирок" и стала его частью. Спасибо замечательным людям, которые нас окружали и помогали, ведь это было для нас очень важно».

 Будет ли продолжение? Теперь – после сентябрьского (2011 г.) заседания Правления РОСНАНО – стало ясно, что Летней школе суждено стать традицией и кульминационным событием каждого учебного года Лиги. Потенциально местом проведения может стать любой из 10 регионов, где находятся школы-участницы Лиги: Москва, Санкт-Петербург, Пенза, Красноярский край, Новосибирск, Новосибирская область, Свердловская область, Республика Башкортостан, Республика Чувашия, Ульяновская область. Появляются уже и школы-партнеры, которые своими делами будут доказывать право войти в состав участников начавшего свое развитие школьного сообщества эпохи нано.

7.

Разумеется, в одном очерке, тем более преимущественно описательном, невозможно рассказать обо всех достижениях, живых моментах, статистических показателях, событиях первого года становления Школьной лиги РОСНАНО. Что-то отражено в публикациях в СМИ, многое содержится на портале schoolnano.ru, многое осталось в воспоминаниях организаторов и участников. История этого проекта только начинается, как только начинается и история его осмысления, педагогического анализа. Но уже сейчас можно отметить следующее:

1. Ресурсно-сетевое сообщество школ – реальный путь «снизу вверх» - при поддержке оператора Лиги - методической и информационной взаимопомощи в деле модернизации школьного естественнонаучного образования. Конечно, здесь важна личная заинтересованность педагогов и учащихся, но не менее важна и осмысленная включенность и помощь со стороны директоров школ, местной администрации, региональных бизнес-структур, а также Министерства образования и науки. Информация от коллег в школах и стажировки учителей в регионах показывают, что градус взаимного интереса и конструктивного взаимодействия школы и социума повышается, если есть желание быть открытыми в общении и образовании, если преодолевается неоправданная самоцензура, если есть желание удивляться и быть свободным исследователем и творцом, если есть финансовая поддержка для создания условий для всего этого.

2. Образование внутренне мотивированного к модернизации, к внедрению педагогических и технических новаций сообщества тесно связано с наличием условий для максимально непосредственного, доступного общения и творческого взаимодействия. Сейчас же есть объективное противоречие в том, что частые и длительные живые встречи представителей регионов затруднены расстояниями и большими расходами на организацию таких встреч, а виртуальные, дистанционные форматы еще слабо освоены педагогами и по причине учебной загруженности, и по причине слабой еще традиции интерактивных методов делового общения, и по причине материально-технического запаздывания российского образования в целом.

3. Все отчетливее проявляется необходимость в дидактике междисциплинарности и диалога не только в плане изучения таких областей знания, как нанотехнологии и технологическое предпринимательство, но и в плане организации тесного сотрудничества между школьными педагогами-методистами и учеными, преподающими и популяризирующими науки в вузах, между школьными учителями и представителями современных высокотехнологичных производств. Кстати, пока небольшие, подобные встречи уже состоялись в этот первый год существования Лиги, например, это касалось выпуска предметных пособий для элективных курсов по нанотехнологиям, организации деловой игры «Журналист. Наука и технологии в регионе», Летней школы, исследовательских проектов учащихся в школах Лиги и стажировок учителей. Именно от эффективности такого «межотраслевого» взаимодействия зависит создание той образовательной среды, где учащиеся смогут увлеченно осваивать естественные науки и в непосредственной связке с хай-теком, исследовать историю и перспективы развития науки и техники, а также осмысливать свое место, свою свободу и ответственность в процессах инноваций.

4. У учащихся заметно повышается интерес к естествознанию и нанотехнологиям, если создаются организационно-педагогические условия (например, школьные технопарки) для самостоятельного виртуального и реального, опытно-экспериментального и имитационно-игрового моделирования природных, технических, историко-научных и экономических процессов. Такого рода условия, созданные не только на региональном, но и на межрегиональном уровне, расширяют круг ребят, увлеченных естествознанием и техникой, науковедением и технологическим предпринимательством, поскольку концентрируют наиболее эффективные методико-педагогические, учебно- и информационно-технические, инфраструктурные, научно-исследовательские и различные социокультурные ресурсы. Не линейность традиционно узких школьных программ, не сухое изложение учебного материала в большинстве учебников, а содержательная нелинейность и наукоемкость самого социума становится источником знаний. В такой, сконцентрированной в определенном месте дидактической модели универсума расширяются возможности выбора учащимися тех знаний, которые для них личностно-значимы. А личностно-значимое в науке и технике втягивает в глубину осмысления и постижения истины все дальше и дальше. Возможно, именно это позволит сократить опасный социальный разрыв между небольшой элитой интересующихся наукой и технологическим предпринимательством учащихся и тем большинством, которое рискует стать безграмотным и инфантильным рядовым производителем и потребителем в эпоху нано.