К новой дидактике естествознания

 

К новой дидактике естествознания

Из Тезисов о том, какой должна бы быть «новая дидактика» естествознания в школе

… Продолжается спор о том, необходим ли только строго последовательный, кумулятивный подход к освоению естественнонаучных знаний. Нужно ли соблюдать строгую чистоту редукционизма и непогрешимости окончательных выводов, зафиксированных в учебниках? Мы все еще строго придерживаемся идеалов позитивистской науки или стоит учитывать аргументы науки постпозитивистской? Так ли уж плохи дидактические ценности натурфилософии? Почему учащиеся последнее время перестали удивляться тем парадоксальным очевидностям в физике, химии, математике, что заранее подготовили им учителя?

В постановке этих и подобных вопросов и в попытке ответить на них рождается новая дидактика. Появляется соответствующая потребность скорректировать традиционные дидактические принципы с учетом таких как принцип самостоятельного проектного исследования, принцип теоретической альтернативности, принцип диалогичности, принцип дополнительности, принцип личностной значимости и т.п.

Дидактика начинает смещать акценты: от старательно объясняющей к старательно понимающей. Когда у учащегося возникает личностно-ценностная или социально-прагматическая потребность что-либо себе объяснить, чтобы в ясности двигаться в своем интересе, то он вынужден будет самостоятельно понимать необъяснимое, что повстречалось ему на пути. Не вначале учитель говорит: «Смотрите…Удивительно?». А вначале учащийся, оказавшийся в некоей познавательной ситуации, говорит: «Что же это такое? Почему я не могу сделать то, что хочу, на что согласился пойти?». Или при образовательной свободной встрече с личностно-значимым природным объектом или теоретической моделью спрашивает: «Каково твое происхождение?». С этих насущных попыток объяснить начнется его понимание природы. Вокруг него всегда найдутся достойные источники информации и субъекты консультирования – во всяком случае, их поиск это тоже личностная задача. Ситуации удивления должны восприниматься не как дидактические, искусственные, а как жизненные, естественные.

Содержание учебного материала тоже должно быть естественным, соответствующим нелинейному, полистилевому, дискуссионному естеству самой науки. «Давайте, проиграем как минимум две точки зрения в понимании и объяснении данного факта!» - вот условная методическая установка педагога, обращающегося к учебнику в духе новой дидактики. И начинается «школа-театр знаний» вместо «школы-фабрики знаний». Чем более естественным и контекстно-гуманитарным для ученика будет естествознание, тем более естественнее, экологичнее будут приживаться нанотехнологии. Этизация и экологизация техники должны начинаться с образования….

 

Валерий Пузыревский, Институт альтернативного образования им. Я.Корчака, образовательный центр «Участие», Санкт-Петербург