Выращенный стандарт

Вот уже несколько месяцев я не занимаюсь проблематикой федеральных государственных образовательных стандартов. Это дало возможность несколько со стороны взглянуть на стандартизацию и в целом непредвзято обращать внимание на данную проблематику. А то ведь за всеми этими нагромождениями смыслов про воспитание гражданина, патриота, «инновационного человека» и прочими идеологемами обычная школьная жизнь меркнет.
Пожалуй, самая яркая тематика, неразрывно связанная со стандартом, – это ответ на вопрос о непосредственных, натуральных, заметных и соизмеримых со среднестатистическим школьным опытом изменениях, которые должны произойти в школьной действительности. Говоря о стандартах, прежде всего ждут ответа на вопрос: что в итоге произойдет в каждой конкретной
школе?
Автор статьи: Игорь Реморенко. Министерство образования и науки России, директор департамента государственной политики в образовании.

 

Ответов может быть много, но я бы хотел оттолкнуться от хорошо знакомого мне проекта «Лига школ Роснано», который реализует команда Елены Николаевны Соболевой в данной корпорации вместе с группой экспертов из г. Санкт-Петербурга. Что они делают?  

Прежде всего, они отобрали 20 школ со всей страны, которые вошли в данный проект. Это сильные школы, хорошо готовящие ребят в старших классах по естественнонаучному профилю с использованием различных педагогических подходов. Далее среди прочего планируется сделать несколько очень важных вещей, имеющих непосредственное отношение к так называемому учебно-методическому комплексу.

Традиционные школьные задачки, которые решают на уроках, всегда придумывали академические институты. Однако за последние годы их связь с конкретными школами и учителями сильно ослабла. Да и нигде в мире задачи из учебников не живут слишком долго. Они постоянно обновляются, корректируются и уточняются. Нам очень нужно создать систему обновления обыкновенных школьных задач силами методического сообщества учите- лей. Без такой системы нам и ЕГЭ никогда не преобразовать, и мы вечно будем получать претензии по качеству контрольно- измерительных материалов, какие бы именитые исследовательские институты их ни создавали. А в проекте «Лига школ Роснано» мы вполне можем получить если не новые сборники, то хотя бы оценку учителей в отношении массы разного рода естественнонаучных задач, решаемых на уроках в старших классах.

К сожалению, естественнонаучное образование по-прежнему во многом остается очень догматичным. Это когда изначально детям говорят о каком-либо физическом законе или закономерностях устройства природы, а дальше, заучив, но не осмыслив, начинают «нарешивать» большое количество задач. И только в работе отдельных педагогов, быть может попавших под влияние развивающего обучения или какой-либо иной инновационной технологии, мы видим попытки строить учебный процесс проблемно. То есть когда какая-либо проблемная ситуация приводит к появлению определенного естественнонаучного знания, когда дети «переоткрывают» известный научный закон. Такое знание и более прочное, и более операциональное в плане решения большого спектра естественнонаучных задач. Поэтому очень важно обобщить и описать методические наработки учите- лей, позволяющие осваивать естественно- научное знание в неотчужденном, увлекательном проблемном залоге.

В последние годы в школах появилось много нового учебного лабораторного оборудования. Это хорошо, но его производители еще совсем не научились нормально объяснять, как новую технику можно использовать в учебном процессе. И здесь без непосредственного участия учителей не обойтись. Нужны соответствующие дискуссии, сообщества педагогов.  

Я встречался с учителями из «Лиги школ Роснано» и уверен, что вот такие простые, но очень нужные действия по созданию современных учебно-методических комплексов очень даже полезны. За год вполне реально подготовить практически важные методические наработки.  Имеет ли это отношение к стандарту? Конечно, имеет. Для многих школ это будет самый что ни на есть стандарт, выращенный ими самими, несмотря на разные серьезные академические и политические документы. И это реально изменит образовательную практику. И не нужно никаких специальных идеологем.