К идее научно-практического семинара по проблемам развития естественнонаучного образования 17-18 мая 2012 года

 

Инициатором семинара является Школьная Лига Роснано. Но к участию в нем приглашаются не только педагоги из школ Лиги, но и другие заинтересованные в теме коллеги.

Мы предлагаем в течение двух дней углубиться в общие для всех проблемы развития естественнонаучного образования. И попытаться – опираясь на осмысление как опыта школ входящих в проект «Школьная Лига Роснано», так и на опыт и представления других участников – поискать ответы на волнующие всех вопросы.

И может быть, воспользовавшись экспертным потенциалом собравшихся участников, вместе подумать о возможных путях взаимодействия по реализации найденных ходов развития естественнонаучного образования в школе на примере проекта «Школьная Лига Роснано» (но и не только его).

 

Среди возможных вопросов для обсуждения мы видим следующие:

1. Как вернуть интерес школьников к естествознанию?

2. Как сделать так, чтобы все дети с успехом и удовольствием изучали естественные науки?

3. Какие традиции есть в российском естественнонаучном образовании, которые важно поддерживать и развивать, и в каких направлениях важен поиск нового?

4. Какова современная практика изменений в области естественнонаучного образования (что предлагает «новый стандарт образования», куда двигаются школы, к каким изменениям готовы учителя)?

5. Какие на сегодня есть направления поисков путей развития естественнонаучного образования?

6. Как возможно помогать школам и учителям двигаться в этих направлениях?

Наверняка, участники семинара могут добавить для осмысления и иные вопросы.

 

«Школьная лига Роснано» считает важными следующие направления изменений в школьном естественнонаучном образовании:

- над- и межпредметная (научно-междисциплинарная) учебная интеграция, организованная в укрупненных дидактических формах;

- социальное партнерство школы с ведущими учреждениями науки и современной индустрии (занятия на базе предприятий и научно-исследовательских центров, обеспечение доступа школьникам к современному оборудованию, научно-педагогическое сопровождение школьников в проектно-исследовательской деятельности, реализация образовательных программ по технопредпринимательству для старшеклассников и т.п.);

- учебно-практическое моделирование и конструирование (игровое, компьютерное, лабораторное и т.п.) в сферах естествознания, техники и социальных наук;

- проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся основной и средней школы в области естествознания (проекты социокультурной, социоэкономической, аналитической, экологической направленности);

- активное использование в организации образовательного процесса вариативного и модульного принципов, системы индивидуального сопровождения и педагогической поддержки учащихся, способствующих развитию внутренней мотивации к познавательной и социально-инициативной творческой деятельности учащихся,

- учебно-практическое освоение общекультурного контекста естествознания (популяризация науки в СМИ и через «музеи науки», интерактивные формы профориентации, краеведческая история и социология науки и ее организация, и т.п.);

- проектирование и реализация современной ИКТ среды для организации учебного процесса.

Насколько эти направления охватывают необходимые изменения? Как они могут быть реализованы в современной российской школе? Что для этого нужно?

 

Обсуждать это мы предлагаем, опираясь как на опыт школ «Школьной Лиги Роснано» (и других школ), так и на осмысление практики работы конкретных учителей, на имеющиеся у участников представления об имеющихся ныне тенденциях и направлениях развития.

Скорее всего, мы не сможем найти четкие и однозначные ответы на все вопросы. Но вероятно, сможем общими усилиями сформулировать направления, в которых дальше вместе сможем двигаться.

 

Мы надеемся, что общими усилиями в ходе семинара мы сможем пройти путь:

- от обсуждения возможных (в т.ч. заявленных нами) направлений изменений,

- через осмысление имеющегося практического опыта педагогов,

- и имеющихся различных подходов (взглядов) на развитие естественнонаучного образования,

- к формулированию линий возможного взаимодействия (в частности, в рамках Школьной Лиги Роснано).

 

Надеемся на плодотворное сотрудничество в течение этих двух дней и далее.

 

Михаил Эпштейн,

руководитель проекта «Школьная Лига Роснано»