К идее научно-практического семинара по проблемам развития естественнонаучного образования 17-18 мая 2012 года
Инициатором семинара является Школьная Лига Роснано. Но к участию в нем приглашаются не только педагоги из школ Лиги, но и другие заинтересованные в теме коллеги.
Мы предлагаем в течение двух дней углубиться в общие для всех проблемы развития естественнонаучного образования. И попытаться – опираясь на осмысление как опыта школ входящих в проект «Школьная Лига Роснано», так и на опыт и представления других участников – поискать ответы на волнующие всех вопросы.
И может быть, воспользовавшись экспертным потенциалом собравшихся участников, вместе подумать о возможных путях взаимодействия по реализации найденных ходов развития естественнонаучного образования в школе на примере проекта «Школьная Лига Роснано» (но и не только его).
Среди возможных вопросов для обсуждения мы видим следующие:
1. Как вернуть интерес школьников к естествознанию?
2. Как сделать так, чтобы все дети с успехом и удовольствием изучали естественные науки?
3. Какие традиции есть в российском естественнонаучном образовании, которые важно поддерживать и развивать, и в каких направлениях важен поиск нового?
4. Какова современная практика изменений в области естественнонаучного образования (что предлагает «новый стандарт образования», куда двигаются школы, к каким изменениям готовы учителя)?
5. Какие на сегодня есть направления поисков путей развития естественнонаучного образования?
6. Как возможно помогать школам и учителям двигаться в этих направлениях?
Наверняка, участники семинара могут добавить для осмысления и иные вопросы.
«Школьная лига Роснано» считает важными следующие направления изменений в школьном естественнонаучном образовании:
- над- и межпредметная (научно-междисциплинарная) учебная интеграция, организованная в укрупненных дидактических формах;
- социальное партнерство школы с ведущими учреждениями науки и современной индустрии (занятия на базе предприятий и научно-исследовательских центров, обеспечение доступа школьникам к современному оборудованию, научно-педагогическое сопровождение школьников в проектно-исследовательской деятельности, реализация образовательных программ по технопредпринимательству для старшеклассников и т.п.);
- учебно-практическое моделирование и конструирование (игровое, компьютерное, лабораторное и т.п.) в сферах естествознания, техники и социальных наук;
- проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся основной и средней школы в области естествознания (проекты социокультурной, социоэкономической, аналитической, экологической направленности);
- активное использование в организации образовательного процесса вариативного и модульного принципов, системы индивидуального сопровождения и педагогической поддержки учащихся, способствующих развитию внутренней мотивации к познавательной и социально-инициативной творческой деятельности учащихся,
- учебно-практическое освоение общекультурного контекста естествознания (популяризация науки в СМИ и через «музеи науки», интерактивные формы профориентации, краеведческая история и социология науки и ее организация, и т.п.);
- проектирование и реализация современной ИКТ среды для организации учебного процесса.
Насколько эти направления охватывают необходимые изменения? Как они могут быть реализованы в современной российской школе? Что для этого нужно?
Обсуждать это мы предлагаем, опираясь как на опыт школ «Школьной Лиги Роснано» (и других школ), так и на осмысление практики работы конкретных учителей, на имеющиеся у участников представления об имеющихся ныне тенденциях и направлениях развития.
Скорее всего, мы не сможем найти четкие и однозначные ответы на все вопросы. Но вероятно, сможем общими усилиями сформулировать направления, в которых дальше вместе сможем двигаться.
Мы надеемся, что общими усилиями в ходе семинара мы сможем пройти путь:
- от обсуждения возможных (в т.ч. заявленных нами) направлений изменений,
- через осмысление имеющегося практического опыта педагогов,
- и имеющихся различных подходов (взглядов) на развитие естественнонаучного образования,
- к формулированию линий возможного взаимодействия (в частности, в рамках Школьной Лиги Роснано).
Надеемся на плодотворное сотрудничество в течение этих двух дней и далее.
Михаил Эпштейн,
руководитель проекта «Школьная Лига Роснано»