В чем суть облачных технологий в образовании? (Материалы к обсуждению. Фрагмент книги, которую читают и обсуждают многие)

 

 

В чём суть облачных технологий? Это новый лёгкий способ обработки данных, когда железо и софт физически находятся не на компьютере пользователя, а в сети, точнее, в облаке. Скажем, для таинственных манипуляций в фотошопе уже не надо закачивать программы. Достаточно найти в поисковике фоторедактор, и он «испечёт» снимок. Это становится популярным, так как инвесторы должны вкладывать намного меньше средств в создание и содержание собственной инфраструктуры. Только представьте, какие  мощные медиатеки пришлось бы создавать при каждой школе и сколько тратить денег на обновление в них информации. Не случайно безграничные возможности Википедии вытеснили словари Брокгаузена и Эфрона, Даля и даже Британской энциклопедии.

В этом и заключается смысл нанознаний и облачных вычислений. Если предстоящий период ознаменуется тем, что преимущество будет переходить к облачным технологиям, то школа получит шанс из отстающего звена экономики быстро стать передовым. Ученик, получив задание, отправляет его формулировку туда (не пугайтесь – в небо!), где будут произведены облачные вычисления, и ему вернётся готовый ответ.

До сих пор мы требовали от ученика, чтобы он сам искал ответы. Но эта система перестала действовать, и теперь школьники даже не заглядывают в ответы решебников, а просто нажимают пару бутонов* «копировать – вставить» и очень этому радуются, хотя такая возможность на корню выхолащивает всю прежнюю систему образования. Бороться дальше с этим рефератством не только бесперспективно, но и бессмысленно. Ведь мы не можем оставаться такими наивными, думая, что сможем заставить школьников и студентов не списывать и не копировать. Противопоставить рефератной мании можно только одно:

перестать контролировать сдачу статичных знаний, которые выучиваются и забываются. Надо перевести получение и освоение знаний в другой формат – динамичный и конструктивный. Слово «конструктивный» здесь очень уместно, потому что каждый ученик теперь будет не просто добывать, а конструировать знания. Надо лишь переформулировать ситуацию: разрешать ученикам проводить «облачные вычисления», и пусть идут вровень с цивилизацией, пользуются её благами и получают из облака готовые ответы.

Но пусть научатся ставить облаку правильные вопросы и распознавать эти ответы. И пусть делают с этими ответами две вещи: раскладывают их на атомы и молекулы первичных знаний, а также конструируют новое знание.

Раньше было так: взял учебник, нашёл параграф, выучил тему, решил пару задач, запомнил формулы, сдал зачёт, получил оценку, забыл, перешёл к следующему параграфу.

Теперь будет иначе: получил индивидуальную задачу, составил список источников информации, добыл её, профильтровал на достоверность и полезность, сопоставил между собой, выбрал нужную, приступил к конструированию нового знания, получил результат, презентовал конструкцию социуму (в Интернете, сверстникам, коучу), заработал многовекторную оценку в виде курса своих собственных личностных акций. И приступил к следующему заданию.

Это другая технология, облачная. Мы попробовали её на кейсе по изготовлению лимонада, когда школьникам пришлось пройти все стадии конвейера по выискиванию информации о напитке, изучению химических реакций, раскладыванию их на молекулы и валентности. На кейсе по сборке микрофона они выискивали всю информацию о нём, а потом изучали физические законы колебаний и волн. На кейсе по пирамидам: сначала склеивали пирамиды, выискивая информацию о них, а потом изучали формулы объёма, углов и поверхностей. На кейсе по природе: выезжали на речку, выискивали информацию вообще о реках, а потом изучали раздел географии о морях и океанах, увязывая эти блоки между собой, начиная от свойств воды и заканчивая кругооборотом её в природе.

В результате каждый школьник развивает системное мышление, связь конкретного с абстрактным, реальную работу ума по поиску необходимой информации, её структурированию и выходу на конечный результат. Для тех скептиков, у которых есть подозрение, что знания окажутся фрагментарными и утилитарными, скажу, что достаточно ста кейсов по каждому предмету, чтобы охватить весь  фундаментальный школьный курс. И получить 2 в 1: и базис, и облачную надстройку.

Предполагая упрёки от пессимистов, хочу уточнить, что систематические базовые знания никуда не деваются, не выхолащиваются и не заменяются кейсами. Я сторонник системного охвата. Просто наступил период, когда ни одни лишь абстрактные формулы, ни прагматичные кейсы сами по себе больше не являются самодостаточными. Выход – в их взаимодействии, когда можно получить максимально полные знания. Хватит противопоставлять научное прагматичному, гуманитарное – техническому, а бесплатное – коммерческому…

Наша гипотеза заключается в том, что знания переходят в схему: кейсы + облачная информация + переходы в другие состояния. Мало‑помалу получится совершенно новая система образования, когда знания будут плавно переходить в умения, умения – в навыки, навыки – в компетентность, компетентность – в личностный рост, личностный рост – в ум, смекалку и хороший вид на жизнь. Стране и цивилизации тоже с этого что‑то перепадёт. По крайней мере, перестанут задавать глупый вопрос: а зачем оно нужно, это образование?

Взглянул наш Google в заоблачную высь,

А там все вычисления его

Пересеклись!

Облако позволяет не только искать, фильтровать и создавать информацию, но и заказывать её: «мне на завтра урок по химии, пожалуйста». Ворчуны будут брюзжать, что теряется смысл обретения знаний. На это я отвечаю: надо начать опираться на все знания. Потому что, если только копать прошлые выработанные шахты, прогресс будет очень медленным. Естественно, никто не отменяет профессию исследователя, который копает прошлое. Но нужна ещё профессия прогрессиста, который конструирует сценарии и изделия будущего. Причём не на авось, не методом проб и ошибок, не на ощупь, а стоя на плечах гигантов. Это совсем другой тип мышления.

Так возникает модель пятизвёздочной школы «Облако». Это не просто школа, а умное здание. Ведь не только жилым домам и отелям бытия умными, но и среде обитания детей, которая будет обволакивать их интеллектуальными витаминами. Ученики вырастут и будут мыслить по иному. Мы же до сих пор воспитываем детей в неандертальской казённой среде, а потом требуем от них двигать прогресс вперёд, основываясь не на последней ступени знаний, а на формулах Архимеда и Ньютона. Я ничего против этих формул не имею, просто хочу соединять: «и‑и», а не разделять: «или‑или».

Постепенно всё уходит в «облако». Первыми туда отправились торговля, финансы, медицина, ИТ‑аутсорсинг, технический консалтинг и государственный сектор. А мы будем надеяться, что к ним примкнёт и образование. К 2020 году пятая часть корпоративных и школьных вычислений перейдут в «сетевое облако» (cloud computing*). В результате будет сформирован рынок общедоступных сетевых облачных услуг объёмом под 100 миллиардов евро…..

...Вот так школа «Облако» как мегабренд становится своеобразной фабрикой по добыче и обогащению знаний, а также по их распространению путём подписки всех остальных учебных заведений – гимназий, колледжей, коллегиумов, медресе, обычных школ и других – на все виды уроков, как они это делают, подписываясь на газетно‑журнальную периодику. Теперь будут говорить: пошёл в Облако; как у тебя дела в Облаке? что вам в Облаке задали?

 

Цитируется по книге Спиваковский В.М. Образовательный взрыв – Киев: ЧФ «МУВЦ «Гранд-Экспо», 2011 (читать можно здесь. www.xvatit.com)