Роль учебной мотивации в формировании интеллектуальных способностей обучающихся

 

Гуральник Надежда Сергеевна,

учитель географии,

руководитель МО естественных наук.

Фомичев Сергей Викторович,

учитель физики

МОУ «Лицей № 230»

 

Роль учебной мотивации в формировании интеллектуальных способностей обучающихся (область естествознания, как пространство личностной самореализации для учителя и ученика).

 

На протяжении нескольких последних лет методическое объединение учителей естественных наук лицея №230 г. Заречный работает над решением следующих педагогических задач:

- как вернуть интерес школьников к естественно-научным дисциплинам;

- что необходимо делать, чтобы большинство учащихся лицея с успехом изучали естественные науки.

Поиск ответа на поставленные вопросы имеет для нас важное значение, так как традиционно учащиеся лицея показывают хорошие результаты в изучении предметов естественно-научного цикла и наша цель заключается в том, чтобы количество успешных учеников росло.

Анализируя сложившуюся в образовании ситуацию с количеством учебных часов в нашей области наук и понимая, что курсы предметов географии, физики, химии, биологии, экологии, математики имеют множество общих вопросов, мы, используя технологии межпредметных связей, уже в течение 8 лет организуем и проводим турнир «Знаток естественно-математических и лингвистических наук» для учащихся 7 и 8 классов.

Необходимость проведения этого турнира была связана с решением нескольких задач:

- привлечь всех учеников среднего звена к олимпиадному движению;

- провести разные по уровню и степени сложности задания, объединив многие предметы и привлекая к участию 100% учащихся 7-8 классов;

- воспитывать чувство здорового соперничества, стремления к лидерству.

Конкурс состоит из нескольких этапов.

Iэтап. Творческий.

На этом этапе участие принимают все желающие. Творческие задания ребята выбирают из перечня заданий самостоятельно, например: «Конкурс макетов, конкурс приборов, конкурс проектов, конкурс викторин для младших классов».

Время проведения Iэтапа с 1 по 20 апреля. Максимальная оценка — 10 баллов.

IIэтап. Олимпиадный.

Так как в городских и областных олимпиадах количество участников ограничено, мы решили включить данный вид соревнований в турнир. На этом этапе принимают участие все учащиеся, этот этап является для всех обязательным. Олимпиады проводятся во время уроков, время проведения одной олимпиады - 45 минут.

Олимпиады проводятся по следующим предметам: география, физика, химия, математика, биология, английский язык.

Максимальная оценка по каждому из предметов — 10 баллов.

IIIэтап. Полуфинал.В полуфинал выходят 20 участников, набравших максимальное количество баллов по результатам Iи IIэтапов.

В полуфинале эти участники выполняют задания по каждому из перечисленных выше предметов. Задание дается на карточках или на интерактивной доске. Время на выполнение задания по каждому из предметов составляет 5 минут.

IVэтап. Финал — «Самый умный».На этом этапе принимают участие 10 человек, которые набрали максимальное количество баллов по результатам I-IIIэтапов. За 1 минуту учащиеся должны дать как можно больше правильных ответов по одному из предметов, выбранных ими заранее. Право выбора предмета предоставляется согласно набранным баллам. Вопросы высвечиваются на экране, после ответа учащегося дается правильный ответ.

Заключительные этапы турнира — полуфинал и финал, проводятся публично в присутствии зрителей и болельщиков.

По итогам всех этапов турнира определяется сумма баллов, набранная участниками финала, и выявляется победитель и призеры турнира.

Ребята получают звание «Знаток естественно-математических и лингвистических наук», дипломы и призы.

Учащиеся, набравшие максимальное количество баллов в номинациях Iи IIэтапов, получают дипломы — «Победитель творческого турнира», «Знаток математики», «Знаток физики» и т.п.

Турнир, являющийся, по сути, многоборьем по оценке знаний различных предметов, пользуется большой популярностью учащихся.

Награждение победителей и призеров проходит в конце учебного года на торжественных линейках.

Кроме турнира «Знаток естественно-математических и лингвистических наук», мы привлекаем учащихся к участию в проектах других учебных заведений, которые как мы считаем, способствуют решению поставленных нами задач. Например, Дистанционный мультимедийный Интернет-Проект (ДМИП) – это технология поэтапной организации учебной деятельности, использующая принцип удаленного взаимодействия его участников посредством сети Интернет с применением новейших информационных технологий (http://dmip.info/portal/info), реализуемый гимназией №53 г. Пензы.

Цели, положенные в основу проекта «Физика в рекламе»:

1. Формирование научного мировоззрения и углубление знаний физических величин, законов, теорий.

2. Развитие интереса и популяризация физики среди учащихся образовательных учреждений и пользователей сети Интернет.

3.    Совершенствование навыков владения современными информационными технологиями.

4.    Усиление сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса различных образовательных учреждений.

5.     Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи, решаемые учащимися в проекте:

1.    Провести рекламную кампанию известного учёного.

2.    Оформить свою работу, используя современные информационные технологии.

Форма организации проекта – дистанционное соревнование рекламных агентств (команд школ), осуществляемое посредством сети Интернет.

Подробнее о проекте на http://dmip.info/fizika-v-reklame.

 

Опыт нашей работы показывает, что участие в дистанционных проектах (викторины, конкурсы, олимпиады) является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Так, например, участие в проектах ДМИП мотивирует учащихся на раскрытие своего творческого потенциала, на желание попробовать свои силы в смежных дисциплинах.

Кроме этого можно выявить следующие важные результаты участия в дистанционных проектах различного направления:

- Повышение мотивации к изучению предмета.

- Развитие ключевых компетентностей, прежде всего ИКТ-компетентности. Учащиеся учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, с электронной почтой, сканировать и обрабатывать изображение, создавать музыкальное оформление, презентации и прочее.

- С помощью дистанционных конкурсов и олимпиад образование учеников выходит за рамки школьных стен и становится открытым.

- Конкурсы стимулируют к саморазвитию, достижению новых результатов. Данная форма помогает сравнить собственный результат с результатами других участников. В результате работы ученик получает собственное приращение в своих глазах одноклассников, учителей и родителей, которые сопровождали этот процесс.