Нанотехнологии - это фарс?
Не утихает в Сети шумиха по поводу нашего проекта. Вот на уважаемом сайте "Эксперт" появляется статья Александра Привалова "О раскулачивании школы".
Собственно, написать-то он хотел не о нас, а о современном состоянии школы. Но начинает он почему-то вот такими словами:
Доходит уже до фарсов. «Роснано», видите ли, мечтает ввести в школьную программу курс нанотехнологий. Зачем, почему, вместо чего должен этот курс войти в программу, неведомо, но — должен.
Почему нанотехнологии сегодня стали такой вот костью в горле некоторых журналистов? Не понимая сути, они хватаются за слова и строят на одном случайно оброненном слове целое здание. Увы, это мир, в котором мы живем. Если мы хотим и дальше заниматься "нано", идти по пути популяризации этих идей в школу - то должны быть готовы к разговору и с такими вот журналистами. Их злоба - от непонимания, для них "нано" - это персонаж из научной фантастики или сверсекретная технология космической промышленности, и только мы сами можем рассказать им, что это совсем не так.
Публикуем здесь письмо, которое Школьная лига послала в редакцию сайта "Эксперт" в ответ на статью Привалова.
Добрый день, коллеги!
В свежем номере журнала «Эксперт» от 31.01.2011 г. вышла статья А.Привалова «О раскулачивании школы».
Мы оказались заинтересованными читателями (может быть, одними из самых заинтересованных), поскольку в статье в частности ведется речь о реализуемом нами образовательном проекте «Школьная лига Роснано»
Впечатление от представленного материала получилось двойственным: с одной стороны неизменное уважение к издательскому дому «Эксперт» и. журналу, четкой позиции его авторов, серьезному обсуждению многих животрепещущих проблем современности. С другой – разочарование и недоумение: как получается, что уважаемые эксперты уважаемого журнала пишут о тех или иных проблемах, не попробовав разобраться в них более основательно?
Мы полагаем, что в этом отчасти и наша вина – мы вовремя не познакомили коллег с недавно стартовавшим проектом, и теперь становимся заложниками распространенных стереотипов общественного сознания в отношении к нано- в нашей стране и политической борьбы вокруг нового образовательного стандарта.
Напряженность ситуации, связанной с грядущими изменениями в образовательной политике, более чем понятна и близка нам. Но! Нет ли опасности, как говорят, с водой выплеснуть и ребеночка?
Под «ребеночком» имеется ввиду то сотрудничество учителей, ученых, издателей, промышленников, управленцев, которое зарождается сейчас в рамках проекта «Школьная лига Роснано».
Первая реакция на статью: «Не верю!» Много лет читаем «Эксперт», «Русской репортер» и не можем понять – кому мог помешать проект, в котором школы получают книги для своих библиотек, ученики - возможность работать в учебно-исследовательских лабораториях под руководством ученых, педагоги участвуют в конференциях и семинарах, проводят летние школы, организуют обмен эффективными программами, пытаются создать глубокие и интересные для детей учебные пособия….Есть ли в каких-то школах курс по выбору под названием «Введение в нанотехнологию»? Конечно - да, как есть увлечение современными биотехнологиями, информационными, когнитивными…. Просто у школы никто еще не отнял законное право – вводить «элективные курсы», которые обычно разрабатываются вместе с вузами-партнерами… Ставит ли проект своей целью ввести такие курсы повсеместно? Категорически - нет, просто потому, что есть другие способы поддержки интереса детей к естествознанию, научным исследованиям. А разве ваши журналы никогда не писали о кризисе образования, о катастрофическом падении естественнонаучного образования в стране? О необходимости начать создавать школу, порождающую экономику знаний? И даже приводили примеры – как это можно делать качественно, вот и эти материалы легли в основу проекта.
Этот проект появился по инициативе группы педагогов и ученых из разных регионов страны, поверьте, что потребовалось очень много времени, чтобы убедить Роснано, попробовать вложить хотя бы очень незначительные ресурсы в такое «непрофильное направление деятельности».
Если вам понадобится информация, мы всегда будем рады подробнее познакомить вас с этим проектом. Также с удовольствием приглашаем ваших коллег принять участие в любом из событий, организованных Лигой.
В частности, уже 3-4 февраля состоится семинар разработчиков учебных пособий, где будут обсуждаться возможные подходы к созданию качественных пособий для школьников в области естественнонаучного образования. В фокусе внимания в первую очередь будут пособия для учащихся общеобразовательных школ – с начальной школы до старших классов.
Очевидно, что через школьную систему образования проходят очень разные дети, и очевидно, что пути освоения ими наук также должны быть разными.
Мы понимаем, что в отношении естественных наук (в том числе, в изучении нанотехнологий) можно говорить как минимум о трех группах учащихся:
1. Учащиеся, которые уже увлечены их изучением и хотели бы (и готовы) в дальнейшем посвящать свою жизнь именно науке;
2. Школьники, которые через несколько лет станут нормальными пользователями результатов современных технологий (достижений науки). Необходимо, чтобы они осознанно подходили к выбору и использованию этих результатов в своей повседневной жизни, не поддаваясь - допустим – манипуляции рекламных слоганов. По сути, речь идет о формировании критического и осознанного отношения к окружающей действительности со стороны обычного пользователя этой действительности.
3. Школьники, которые хотели бы в ближайшем будущем заняться продвижением этих самых технологий в массы - стать менеджерами, продюсерами, предпринимателями; необходимо, чтобы у них сформировалось адекватное представление и понимание возможностей современных технологий и основ их эффективности.
В последние двадцать лет в нашей стране только с первой категорией школьников сложился опыт относительно качественной педагогической работы. Об эффективных программах и методиках для других детей в большинстве школ еще даже не задумывались.
Такая ситуация требует осмысления, поиска, эксперимента, поддержки имеющих опыт подобной работы учителей и ученых, и в том числе поддержки со стороны грамотной вдумчивой журналистики.
Без сомнения, для этой работы требуется время и вредна поспешность в принятии «всеобщих» решений.
Нам видится, что основной задачей здесь будет не столько повествование детям о нанотехнологиях (хотя само по себе это интересно, и может вдохновить школьников, прежде всего, как пример актуальных и современных процессов в науке и производстве – весьма важный момент с педагогической точки зрения), сколько поиск и системное воплощение педагогического опыта, позволяющего разным детям по-разному осваивать естественные науки, получать личный опыт экспериментирования, уникального самостоятельного исследования, моделирования и т.д.
Возвращаясь к грядущему семинару, можем назвать несколько учебных разработок, обсуждение которых планируется 3 и 4 февраля:
- серия книг об увлекательных научных экспериментах для младших школьников;
- дидактическая игра, втягивающая подростков в мир научных открытий, порой похожих на запутанные детективные истории, которые так интересно разгадывать,
- рабочая тетрадь, помогающая старшеклассникам прочесть и осознать настоящий (аутентичный) текст современного ученого, посвященный современным научным открытиям (а не пережеванный текст учебника)…
В конце февраля - начале марта (с 28.02 по 5.03.2011) в Петербурге состоится семинар педагогов из двадцати российских школ, вошедших в Школьную лигу Роснано. Центральной темой этого события выбрана т.н. «межпредметная интеграция». Тема столь же вечная, сколь и актуальная.
Не умаляя заслуг предметного подхода как такового, люди хоть сколько то знакомые со школой, знают как бывает сложно преподавать несогласованные программы – и не только в естественнонаучных предметах, как кусочны, обрывочны, несвязны оказываются у ребят представления об окружающем их мире…
Как сделать так, чтобы дети увидели что физика, химия, билогия ,история… - это лишь разные взгляды и языки описания на одни и те же явления окружающей их реальной жизни, а не оторванная от действительности заумь? Вот один из вопросов, ответами на который поделятся друг с другом педагоги.
Конечно, зафиксировать проблему - не значит сразу решить ее. В школьных учительских об этом говорят еще едва ли не с советских времен, у отечественных педагогов накоплен уже определенный опыт, но как его сделать повседневной практикой, донести до возможно большего количества образовательных учреждений?
Размышлять над этими вопросами не в теории, а на практике педагогам помогут и дети - параллельно со взрослым семинаром, в эти же дни будет проходить и погружение для детей из нескольких школ Лиги, в ходе которого будет смоделирован один из вариантов учебного процесса, позволяющего помочь детям более целостно посмотреть на явления окружающей жизни. Поводом и ориентиром в этой работе станет личность Леонардо да Винчи, разностороннего ученого, художника, изобретателя..
В коротком письме невозможно уместить всю информацию об этом проекте.
Поэтому хочется повторить: мы будем рады подробнее познакомить вас с этими и иными событиями проекта и с проектом в целом. С удовольствием приглашаем вас участвовать в наших событиях, готовы приехать в Москву и подробнее лично пообщаться, можем прислать вам те или иные тексты о проекте…
Казакова Е.И.,
доктор пед. наук, профессор СПбГУ
Эпштейн М.М.,
канд. пед. наук,
Директор образовательного центра «Участие»
(921) 964-85-03
Санкт-Петербург
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Журналистика из неудавшейся попытки быть умной превратилась в оголтело кусачую без разбору и тонкостей аналитики. "Слышали звон - не знают, где он"...Брасаются на все: реформы - плохо, нет реформ - плохо. Если уж они хотят оставить школу сугубо консервативной, то почему бы не вернуть традиционные классические языки, палочную дисциплину и гимназические мундиры? Зачем изучать электромеханику, ведь происходят же перебои с электроснабжением? Зачем думать о нанотехнологиях, если у нас такие богатые природные ресурсы? Проще кричать "Не трогайте русский язык!", чем сделать так, чтобы его изучали с интересом, а не с тошнотой. Проще вопить "Введут новый учебный предмет!", чем разобраться в том, что школа должна шире смотреть на окружающий мир, быть ближе к реальной жизни и становящимся научно-техническим тенденциям. Хорошо, давайте вернемся в Византию и будем гордиться "греческим огнем" и вздымающимся к потолку троном императора...Чего надо-то? Хотим жить в экологии Древней Руси? Так, давайте оставим офисы редакций и удалимся в сибирские просторы, где забудем про Интернет. Этого хотят журналисты-правдолюбы, радеющие...за какую Россию? Давайте сидеть попой на нефтяных скважинах и ждать роста цен на "черное золото", давайте и дальше пугать и пугаться иностранных инвесторов, давайте и дальше друг друга обманывать "мы делаем вид, что учим, они делают вид, что учатся" и т.д. Давайте подождем, авось с образованием само собой как-то выйдет...когда-то...Да, сколько можно ждать?! Умные и дальше будут уезжать за границу, если у нас не изменится система образования. У нас и дальше руководителям будет наплевать на судьбы отдельных людей, на их личное достоинство, если не изменится система образования. У нас и дальше будут не знать как технически сохранить надолго историко-архитектурное наследие, если не изменится система образования. У нас и дальше не будет реального местного самоуправления с ответственной и творческой инициативой граждан, если...Можно долго продолжать... Нанотехнологии могут стать ориентиром, образцом современного ответственного изобретательства, опытничества, созидательной инициативности в школьные годы, так почему бы к нему не присмотреться?
Как участник (гимназия №3 в Академгородке, Новосибирск) школьной Лиги Роснано возмущена словами г-на А. Привалова о школьных курсах в области нанотехнологий. Совершенно некорректно, с моей точки зрения, проводить прямое сравнение элективных курсов по нанотехнологии с проблемой новых стандартов, пытаться показать непрофессионализм людей через цититрование фраз из интервью с госпожей Соболевой и превратить зарождающееся инновационное движение в области развития естественнонаучного образования "нанотехнологии и школа" в что-то очень неправильное, мягко сказать - такое ощущение у меня сложилось после прочтения статьи. Обидно, что люди не хотят заглянуть в реальную школу, существующую сегодня и взглянуть изнутри школы в ее ближайшее будущее и будущее российского общества.
Я,как администратор школы, курирующий вопросы научно-методической работы, безмерно рада, что программа Школьной Лиги Роснано вышла через процедуру конкурсного отбора на реальные школы, педагогов, школьников, а не оставила все в бюрократических и административных инстанциях, из которых очень сложно получить реальное движение вперед. Грамотные специалисты, которые в режиме обсуждения показывают как надо сегодня выстраивать работу школы, что нужно изменить для решения важных образовательных задач, как подготовить школьников к жизни в наноэпоху - это ли не то, что просто необходимо современной школе. Мы как школы-центры, готовы продвигать идеи, технологии и методики,УМК нового поколения в другие школы регионов. Абсолютно согласна, что прежде чем цитировать фразы и высказывать свое суждение, необходимо несколько глубже посмотреть проблему и компетентно говорить по вопросу.
Важная тема "Как сделать так, чтобы дети увидели что физика, химия, биология , история… - это лишь разные взгляды и языки описания на одни и те же явления окружающей их реальной жизни, а не оторванная от действительности заумь".
Разрешите предположить, что начинать надо с малышей, с умения наблюдать, сравнивать , анализировать... Знания, рожденные в эксперименте, "готовят почву" знаниям абстрактного уровня и представлений мира, который видят на фотографиях и фильмах, и который, по большей своей части , был ранее представлением одаренных людей. То есть, начинать можно с определенных естественнонаучных программ для садика. Это и разработка конструкторов, в которых можно видеть возможности "упаковки частиц", и создание книг «от объекта к его структуре». Тогда для человека станет реальностью то, что он видит не только в макромире, не только в микро, но и в нано мире. А вот готов ли мозг ребенка воспринимать подобные задачи, надо исследовать и советоваться со специалистами по возрастной психофизиологии.
.