Треть россиян сочли Солнце спутником Земли

чт, 10/02/2011 - 01:01 — Анатолий Шперх
Треть россиян сочли Солнце спутником Земли

Треть россиян (32 процента) считают, что Солнце - это спутник Земли. Таковы результаты опроса ВЦИОМ, проведенного ко Дню российской науки (8 февраля).  32% опрошенных всерьез полагают, что Солнце вращается вокруг Земли, причем за последние четыре года таких респондентов стало даже больше (с 28% в 2007 году). Чуть меньшая доля россиян утверждает, что первые люди жили в ту же эпоху, что и динозавры (29%).

 

Около четверти наших сограждан ошибочно полагают, что лазер работает, фокусируя звуковые волны (26%). Пятая часть опрошенных всерьез уверены, что пол ребенка определяют гены матери (20% против 25% в 2007 году) и что полный оборот Земля совершает вокруг Солнца за один месяц (с 14% в 2007 году до 20% в 2011 году).  Примерно такая же доля россиян  отрицает, что электроны меньше атомов (18%) и не верит в то, нынешние люди развились из ранних видов человека (17%).

По сравнению с 2007 годом увеличилось количество тех, кто считает, что электроны меньше атомов (52 процента против 48 процентов). Больше стало и тех, кто уверен, что антибиотики одинаково эффективны как против бактерий, так и против вирусов (в 2007 году так думали 45 процентов жителей РФ, а в 2011 - 46 процентов).

Подробные результаты исследвания можно прочитать на сайте ВЦИОМа

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
11.02.2011 : 11.41

Полностью поддерживая инициативу ВЦИОМа в плане интереса к представлениям наших сограждан об устройстве мира, которые должны быть усвоены ещё в рамках обычной школьной программы, хотел бы задать несколько вопросов-рассуждений:

  1. Почему именно такой «набор» вопросов? Полезнее было бы взять, к примеру, и создать вопросы, напрямую совпадающие со школьными «дидактическими единицами» системного (обще-понятийного) плана. Из числа тех, которые точно должны были быть раскрыты в соответствующих разделах и главах учебников. Своего рода ЕГЭ, но для взрослых, на т.н. «остаточные знания-представления». Во всяком случае, задачка представляется интересной для того, чтобы организовать такое исследование, вполне репрезентативное среди студентов 3-4 курсов гуманитарных дисциплин и … их преподавателей. Чтобы разницу поколений почувствовать.

  2. Некоторые вопросы некорректны по формулировке. Про природу радиации, например. Сама радиация — физическое явление, разумеется, происходящее, независимо от воли человека. Но радиация, как последствие ядерного взрыва, например, или работы атомной станции — прямое следствие человеческих действий. Вопрос про движение материков тоже явно неудачен. А вопрос про происхождение человека и вовсе сталкивает два мировоззрения — естественно-научное (теория Дарвина) и религиозное.

  3. А как обстоит дело в других странах? Проводились ли там аналогичные опросы? Что об устройстве человека и Вселенной, скажем, думают китайцы и финны, у которых очень высокие показатели по школьной образованности в области естественных наук?

  4. В целом, даже на очень маленькой и не совсем корректной подборке вопросов исследование демонстрирует главный тренд отечественного школьного образования: «размывание» общей научной картины мира в головах наших современников. Может быть, причина в недостатке хорошо написанных научно-популярных книг, фильмов, теле-передач? И в этом тоже, по-видимому, но главная причина, думается, в другом: современная жизнь не требует актуализации этих знаний-представлений. «Полу-научная» и «науко-образная» реклама и так отвечает на все вопросы, масс-медиа захлёбываются от желания показать очередные необъяснимые «чудеса», а пресловутая схема «крекинга нефти» вспоминается как пример «школьного химического ужаса»...