2013-01_Занятие по курсу "Загадки природы" О жизни крокодилов_Стецко Е. В._МАОУ лицей № 28_г.Таганрог

ВложениеРазмер
zagadki_prirody.docx19.18 КБ
o_zhizni_krokodilov.pptx1.37 МБ

Комментарии

Информация о пользователе.
19.05.2013 : 23.08

Мой комментарий к занятию по курсу "Загадки природы" О жизни крокодилов Стецко Е. В._МАОУ лицей № 28_г.Таганрог

Хочу выразить огромную благодарность Елене Владимировне за разработку занятия и презентации, которыми я воспользовалась в своей работе.

Загадки природы

Тема: «О жизни крокодилов»

У. Сегодня мы будем с вами исследователями-путешественниками. Давайте сначала по желанию разделимся на 4 группы, чтобы работать было удобно.

  • Гладко ли у Вас проходит деление на группы по желанию?

Дети рассаживаются так, чтобы было равное количество учащихся в каждой группе.

У. Чтобы узнать, куда мы с вами отправимся, предлагаю каждой группе выполнить задание. Перед вами разрезанные слова.  Соберите слово и назовите ответ.

  • Уточните, пожалуйста, каким образом разрезаны слова (по слогам…)?
     
  • Эффективная форма работы – материал не даётся в готовом виде, а через решение ребуса и проблемную ситуацию, что развивает умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Дети собирают и называют слова.

Iгруппа – Африка (1 слайд)

IIгруппа - Южная Азия (2 слайд)

IIIгруппа - Австралия (3 слайд)

IVгруппа - Америка (4 слайд)

Затем появляются все 4 картинки на одном слайде (5 слайд)

У. – Что общего на всех картинках?

Д.- На всех картинках мы видим реки.

У. Как вы думаете, каких обитателей этих мест мы можем встретить, путешествуя на этих материках? О ком мы будем говорить?

Дети предполагают, дают ответы (рыбки, птицы и т.д.)

У.  Я предлагаю вам прочитать загадку, обсудить в своих группах и назвать обитателя этих континентов.

  • Эффективная форма организации работы с детьми: через разгадывание загадки развивается умение анализировать, обобщать и классифицировать по признакам материал.

Хищник спрятался в воде.

Встанешь близко – быть беде:

Быстрый следует бросок,

Валит жертву на песок.

Трудно вырваться из пасти,

Тащит в воду, рвёт на части.

Прячет мясо глубже в ил.

Та группа, которая первая справилась с заданием, даёт ответ.

У. Верно. Этот хищник - … (КРОКОДИЛ). (6 слайд)

- Что вы узнали о крокодилах из загадки?

Д. – Они живут в воде.

- А я думаю, что они и на сушу выбираются.

- Крокодилы быстро  нападают на жертву, из его пасти трудно вырваться.

- Значит, у него большая пасть и много крепких зубов.

- Большую жертву он сначала тащит в воду и рвет на куски.

- А может быть крокодил делает запасы, пряча мясо в ил.

У. Ребята, вы правы. Послушайте еще информацию о крокодилах.

  • Учитель даёт краткую информацию в таком объёме, чтобы у ребят возникли вопросы.

Крокодилы относятся к большой группе животных, которые называются «пресмыкающиеся».

Они являются холоднокровными существами. А еще говорят, что

крокодилы – хладнокровные охотники.

Крокодилы глотают камни.

У крокодилов есть особая перегородка, отделяющая дыхательное горло от пасти.

Текст разбивается на 4 части и раздается в группы. В группах ребята читают и составляют вопросы, которые они могли бы задать крокодилам.

У. А сейчас я предлагаю ваши вопросы передать по часовой стрелке другой группе. И другая группа попробует дать ответ, представив себя в роли крокодила.

Вопрос:А почему вас относят к «пресмыкающимся»?

Ответ:А мы при передвижении касаемся земли. Тело у нас вытянуто. Оно покрыто чешуйками.

Вопрос:А что значит холоднокровные животные? А холоднокровные и хладнокровные – это одно и то же?

Ответ: А нам всё время холодно. Если нам холодно – мы греемся на солнце, если – жарко охлаждаемся в воде. Холоднокровные и хладнокровные, наверное, одно и то же.

У. А как думают остальные?

У детей этот вопрос вызвал затруднение и мы обратились к словарю синонимов.

Хладнокровный – равнодушный, бесчувственный, бездушный, бесстрастный.

Вопрос:А зачем вы глотаете камни? От голода?

Ответ:Нет, не от голода. Камни тяжелые и помогают нам оставаться под водой.

Вопрос:А зачем вам перегородка, отделяющая горло от пасти?

Ответ:Чтобы не захлебнуться под водой и спокойно проглотить рыбку.

Собственные идеи: на данном этапе я попросила детей придумать свои вопросы, которые они бы задали крокодилу.

  • Сколько лет ты живёшь?
  • Как выглядит самый большой крокодил? А самый маленький?
  • Почему ты откладываешь яйца?
  • Сколько в мире разновидностей крокодилов?
  • Сколько у тебя зубов?
  • Почему тебя назвали «крокодилом»?
  • Как ты дышишь под водой?
  • Какого цвета у тебя глаза?
  • Можешь ли ты прыгать, бегать?

У. Послушайте, ребята, у нас есть еще информация о крокодилах.

Продолжительность жизни крокодилов составляет более 50 лет.

Голова, спина, живот покрыты костяными чешуйками, под ними находится твердые костяные пластинки, образующие панцирь. Он очень прочный и его не пробьет и пуля.

         Крокодилы обладают хорошим зрением, как днем, так и ночью.

У крокодилов сильный мускулистый хвост, которым отбивается от врагов.

На суше крокодил двигается медленно, ползком, но в случае опасности может бежать со скоростью 10 км/ч. На ногах у него острые когти, которыми пользуется когда роет норы или вылезает на берег из воды.

  • Собственные идеи: здесь я предлагаю посмотреть видео о том, как вылупляются крокодильчики (видео вызывает более сильные эмоции, чем рассказ) http://vk.com/video57156459_165088106

Самка откладывает до 40 штук яиц, зарывая на берегу в песок. Яйца по величине, как гусиные. Самка в течение 3-х месяцев охраняет гнездо от врагов. Когда подходит время появиться на свет, крокодильчики издают квакающие звуки. Самка разрывает песок, крокодильчики сами выбираются из яиц. Если что-то не получается, то самка берет яйцо в рот и раздавливает скорлупу. Затем самка в своей пасти перетаскивает детенышей в « детский сад» на мелководье. Маленькие крокодильчики следуют всюду за матерью, взобравшись к ней на голову или на спину.

Эта информация побуждает ребят задавать различные вопросы на уточнение, понимание,  углубление знаний. Например: Сколько зубов у крокодила? Долго ли он может обходиться без пищи? Можно дома завести крокодильчика? А есть ли враги у крокодила? А крокодил приносит пользу? И т.д. 

  • Елена Владимировна, Вы даёте ответы на возникшие вопросы или вопросы остаются без ответов?
  • Собственные идеи: я прошу группы обменяться вопросами и найти ответы дома.
  • Дефициты описания: Хотелось бы узнать, какие ещё вопросы возникли у детей?
  • Собственные идеи: на следующем этапе урока я попросила детей изобразить как передвигается крокодил на суше. Как он мог бы передвигаться при беге? Акцентирую внимание на движение передних и задних конечностей.
  • Затем показываю видео о том, как могут быстро передвигаться по суше крокодилы. http://vk.com/video57156459_165087704  

У. - Вот и закончилось наше исследование.  Кто был объектом нашего исследования? Кто открыл новые знания для себя?

Итогом нашей работы будут ваши рисунки о жизни крокодилов. (7 слайд)

А домашним заданием будет такой вопрос: Постарайтесь узнать, кто из «дальних родственников» крокодилов живет в наших краях?

 

В каких источниках вы можете найти ответ на этот вопрос?

Д. – Спросить у взрослых.

    - Прочитать в разных книгах о животных.

    - Поискать в интернете.

  • На следующем занятии из тех ответов, которые нашли ребята, мы составили презентацию.
  • http://vk.com/video57156459_165088218 прыжок крокодилов
  • http://vk.com/video57156459_165087852 редкие виды крокодилов
     
  • Яркие впечатления от работы детей: Дети умеют извлекать информацию из текста, иллюстраций и высказывают свои предположения  на основе работы с материалом; выявляют особенности изучаемого объекта, прекрасно работают в группах; высказывают своё отношение к изучаемому материалу, свои эмоции.

 

Информация о пользователе.
12.02.2014 : 14.50

Эффективные формы работы: работа в группах. При такой работе дети могут высказать свои мнения, учится их правильно аргументировать. Создание проблемной ситуации тоже эффективная форма работы. Хотелось  бы связать тему занятия с материалом из русского языка: устойчивое выражение"крокодиловы слёзы". Это могло бы стать  частью задания на дом в одной из групп. Спасибо за занятие! Творческих вам успехов и новых совместных открытий.