2013-01_Занятие по курсу "Загадки природы" О жизни крокодилов_Стецко Е. В._МАОУ лицей № 28_г.Таганрог
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_prirody.docx | 19.18 КБ |
o_zhizni_krokodilov.pptx | 1.37 МБ |
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_prirody.docx | 19.18 КБ |
o_zhizni_krokodilov.pptx | 1.37 МБ |
Комментарии
Мой комментарий к занятию по курсу "Загадки природы" О жизни крокодилов Стецко Е. В._МАОУ лицей № 28_г.Таганрог
Хочу выразить огромную благодарность Елене Владимировне за разработку занятия и презентации, которыми я воспользовалась в своей работе.
Загадки природы
Тема: «О жизни крокодилов»
У. Сегодня мы будем с вами исследователями-путешественниками. Давайте сначала по желанию разделимся на 4 группы, чтобы работать было удобно.
Дети рассаживаются так, чтобы было равное количество учащихся в каждой группе.
У. Чтобы узнать, куда мы с вами отправимся, предлагаю каждой группе выполнить задание. Перед вами разрезанные слова. Соберите слово и назовите ответ.
Дети собирают и называют слова.
Iгруппа – Африка (1 слайд)
IIгруппа - Южная Азия (2 слайд)
IIIгруппа - Австралия (3 слайд)
IVгруппа - Америка (4 слайд)
Затем появляются все 4 картинки на одном слайде (5 слайд)
У. – Что общего на всех картинках?
Д.- На всех картинках мы видим реки.
У. Как вы думаете, каких обитателей этих мест мы можем встретить, путешествуя на этих материках? О ком мы будем говорить?
Дети предполагают, дают ответы (рыбки, птицы и т.д.)
У. Я предлагаю вам прочитать загадку, обсудить в своих группах и назвать обитателя этих континентов.
Хищник спрятался в воде.
Встанешь близко – быть беде:
Быстрый следует бросок,
Валит жертву на песок.
Трудно вырваться из пасти,
Тащит в воду, рвёт на части.
Прячет мясо глубже в ил.
Та группа, которая первая справилась с заданием, даёт ответ.
У. Верно. Этот хищник - … (КРОКОДИЛ). (6 слайд)
- Что вы узнали о крокодилах из загадки?
Д. – Они живут в воде.
- А я думаю, что они и на сушу выбираются.
- Крокодилы быстро нападают на жертву, из его пасти трудно вырваться.
- Значит, у него большая пасть и много крепких зубов.
- Большую жертву он сначала тащит в воду и рвет на куски.
- А может быть крокодил делает запасы, пряча мясо в ил.
У. Ребята, вы правы. Послушайте еще информацию о крокодилах.
Крокодилы относятся к большой группе животных, которые называются «пресмыкающиеся».
Они являются холоднокровными существами. А еще говорят, что
крокодилы – хладнокровные охотники.
Крокодилы глотают камни.
У крокодилов есть особая перегородка, отделяющая дыхательное горло от пасти.
Текст разбивается на 4 части и раздается в группы. В группах ребята читают и составляют вопросы, которые они могли бы задать крокодилам.
У. А сейчас я предлагаю ваши вопросы передать по часовой стрелке другой группе. И другая группа попробует дать ответ, представив себя в роли крокодила.
Вопрос:А почему вас относят к «пресмыкающимся»?
Ответ:А мы при передвижении касаемся земли. Тело у нас вытянуто. Оно покрыто чешуйками.
Вопрос:А что значит холоднокровные животные? А холоднокровные и хладнокровные – это одно и то же?
Ответ: А нам всё время холодно. Если нам холодно – мы греемся на солнце, если – жарко охлаждаемся в воде. Холоднокровные и хладнокровные, наверное, одно и то же.
У. А как думают остальные?
У детей этот вопрос вызвал затруднение и мы обратились к словарю синонимов.
Хладнокровный – равнодушный, бесчувственный, бездушный, бесстрастный.
Вопрос:А зачем вы глотаете камни? От голода?
Ответ:Нет, не от голода. Камни тяжелые и помогают нам оставаться под водой.
Вопрос:А зачем вам перегородка, отделяющая горло от пасти?
Ответ:Чтобы не захлебнуться под водой и спокойно проглотить рыбку.
Собственные идеи: на данном этапе я попросила детей придумать свои вопросы, которые они бы задали крокодилу.
У. Послушайте, ребята, у нас есть еще информация о крокодилах.
Продолжительность жизни крокодилов составляет более 50 лет.
Голова, спина, живот покрыты костяными чешуйками, под ними находится твердые костяные пластинки, образующие панцирь. Он очень прочный и его не пробьет и пуля.
Крокодилы обладают хорошим зрением, как днем, так и ночью.
У крокодилов сильный мускулистый хвост, которым отбивается от врагов.
На суше крокодил двигается медленно, ползком, но в случае опасности может бежать со скоростью 10 км/ч. На ногах у него острые когти, которыми пользуется когда роет норы или вылезает на берег из воды.
Самка откладывает до 40 штук яиц, зарывая на берегу в песок. Яйца по величине, как гусиные. Самка в течение 3-х месяцев охраняет гнездо от врагов. Когда подходит время появиться на свет, крокодильчики издают квакающие звуки. Самка разрывает песок, крокодильчики сами выбираются из яиц. Если что-то не получается, то самка берет яйцо в рот и раздавливает скорлупу. Затем самка в своей пасти перетаскивает детенышей в « детский сад» на мелководье. Маленькие крокодильчики следуют всюду за матерью, взобравшись к ней на голову или на спину.
Эта информация побуждает ребят задавать различные вопросы на уточнение, понимание, углубление знаний. Например: Сколько зубов у крокодила? Долго ли он может обходиться без пищи? Можно дома завести крокодильчика? А есть ли враги у крокодила? А крокодил приносит пользу? И т.д.
У. - Вот и закончилось наше исследование. Кто был объектом нашего исследования? Кто открыл новые знания для себя?
Итогом нашей работы будут ваши рисунки о жизни крокодилов. (7 слайд)
А домашним заданием будет такой вопрос: Постарайтесь узнать, кто из «дальних родственников» крокодилов живет в наших краях?
В каких источниках вы можете найти ответ на этот вопрос?
Д. – Спросить у взрослых.
- Прочитать в разных книгах о животных.
- Поискать в интернете.
Эффективные формы работы: работа в группах. При такой работе дети могут высказать свои мнения, учится их правильно аргументировать. Создание проблемной ситуации тоже эффективная форма работы. Хотелось бы связать тему занятия с материалом из русского языка: устойчивое выражение"крокодиловы слёзы". Это могло бы стать частью задания на дом в одной из групп. Спасибо за занятие! Творческих вам успехов и новых совместных открытий.