Урок по курсу окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств".

Пнд, 04/02/2013 - 22:38 — Людмила Матвеева
Урок по курсу окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств".

 

Урок по курсу: «Окружающий мир» 1 класс

«Наши помощники – органы чувств»

Цели урока:

 Показать ученикам роль и специфику разных органов чувств (уметь объяснять мир), прививать бережное отношение к своему организму  (уметь объяснять своё отношение к миру).

Задачи:

1. Упорядочить опыт учащихся.

2. Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании

окружающего мира.

3. Способствовать развитию интереса в познании самого себя.

4. Научить исследовать (опытное определение) признаки предметов с

помощью органов чувств.

 

Планируемые результаты обучения:

Личностные:
Оценивать жизненные ситуации  с точки зрения общепринятых норм и ценно­стей: в предложенных ситуациях отмечать  поступки, которые нацелены на здоровьесбережение.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить  как здоровьесберегающие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила сохранения здоровья.
Делать выбор за здоровый образ жизни.
Метапредметным результатом является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельно­сти класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учи­теля.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других. 
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
1-я линия развития - уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:
- развивать бережное отношение к своему организму.

Оборудование:

1. Для проведения исследований:

- геометрический материал разной формы и величины;

- запись  Л.Бетховена «Лунная соната»;

- ароматические вещества: кожура апельсина;

- тарелочка с сухариком.

2. Мультимедийный проектор; изображение человечек без ушей, носа, глаз;

Использование интерактивной доски.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

3. Постановка проблемы.

4. «Открытие» детьми новых знаний, работа в парах.

5. Физминутка.

9. Итог урока.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока.

1. Организационный момент.

 Уч.Чему будем учиться? Грамматике?

Математике?

Может чтению?

- А чему же? Неизвестно?  Интересно?

- Как называется наш предмет?

- Как мы узнаем мир, который нас окружает?

2. Актуализация

Уч. Зима. Холодно.  А вы хотите вернутся в лето?  А  давайте поколдуем.

Закройте глаза. И начинаем считать: раз, два, три. Откройте глазки. 

Учитель включает музыку голоса леса.

Уч. Представьте, что вы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись и

увидели на опушке землянику с ягодами. Ах, какая ягода! Расскажите, какая?

Дети: красная, сладкая, маленькая, пахучая.

Уч. Пошли дальше, прикоснулись к дереву. Расскажите, какое дерево?

Дети: зеленое, высокое ствол шершавый и т.д.

Уч. А вот около речки увидели камни. Расскажите, какие они.

Дети: большие, холодные, черные и т.д.

Уч. Что вам помогает дать такие ответы?

Дети: Глаза, нос, руки, рот.

Уч. Так то, что помогает человеку называется помощником. Правильно?

Дети: да.

Уч. Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Дети: о наших помощниках.

Уч. Прочитайте тему нашего урока.

Дети. Наши помощники – органы чувств.

3. Постановка учебной проблемы.

Уч. Но прежде я хотела бы познакомить вас со странными человечками.

Откройте тетрадь.

Уч. - Очень странный человечек. Что же в нем странного?

Дети. . У него нет ушей. Нет глаз, носа.

Уч. А он считает,  что они ему и не нужны. Вот еще -   умывать их, ухаживать за ними. Куда лучше без хлопот.

Как вы думаете, он прав?

Нам надо доказать ему, что без наших помощников  - органов чувств мы не сможем полноценно существовать.

4. «Открытие» детьми новых знаний

Уч. –Чтобы точно и полно ответить на  эти вопросы, нам предстоит провести

настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?

Дети. Исследователь  — человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам.

Уч.Сами будем добывать знания?

Дети. Да.

Уч. Значит, и мы можем назвать себя исследователями.

Уч.Так что же будет предметом нашего исследования?

Дети. Человек.

Уч.Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее,

его организм (вы, наверное, уже слышали это слово).

-Какого помощника мы будем исследовать в первую очередь?

5. «Открытие» детьми новых знаний .

-Отгадайте загадку.

Живѐт мой братец за горой,

Не может видеться со мной. (  Глаза)

Исследование № 1.

Работа в парах.

На столе набор геометрических фигур.

Уч. Подумайте, на какие группы можно разделить эти геометрические предметы.

1. По цвету

2. По форме

3. По размеру.

Уч. Скажите, какой орган вам помог определить цвет, форму и размер геометрических фигур?

Дети. Глаза.

ВЫВОД. Глаза – это неотъемлемая часть организма. Это орган зрения.

Работа в тетради. Вернем глаза человечку.

Уч.  Может быть, вы догадались орган чего?

Дети. Глаза – это орган зрения.

Работа с электронной доской.

Вызванный ученик соединяет части предложения: ГЛАЗА - ОРГАН ЗРЕНИЯ.

Уч. Глаза нужно беречь. «Глаза – наши незаменимые помощники. С их помощью мы видим окружающее, узнаем друг друга. У больного человека меняется цвет глаз, по глазам можно определить, какой человек, добрый или злой, правду он говорит или нет. Глаза могут передавать наше настроение. Если нас что-то удивило – раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид, а если нам грустно, печально – опускаем глаза вниз. Ну. А если нам хорошо, весело и мы радуемся – глаза поднимаем вверх и улыбаемся.

Посмотрите друг на друга, какие красивые у вас глаза! А какого цвета у Васи, у Саши и т. д.?

 Глаза нужно беречь.

 У каждого в конверте разрезная памятка.

Прочитайте, подумайте и соедините части так, чтобы получилось предложение.

Памятка.

Читать и писать нужно при хорошем освещении.

Не сидеть долго у компьютера.

Не тереть глаза грязными руками.

Не стесняться носить очки, если это необходимо.

Телевизор можно смотреть всего 1- 1,5 ч. На расстоянии 2-3 метра.

Глазам нужен отдых.

ФИЗМИНУТКА. Зарядка для глаз.

6. «Открытие» детьми новых знаний .

Учитель включает музыкальную запись  Л. Бетховена «Лунную сонату»

Уч. Вам нравится эта музыка?

- Какой орган помог вам услышать музыку?

 Дети. Уши.

Уч. Ребята, помогите подобрать научное определение

Работа с электронной доской.

Вызванный ученик соединяет части предложения: УШИ – ОРГАН СЛУХА.

Уч. Ведь и уши нужны нам! Давайте вернем уши человечку!

Работа в тетради.

Исследование № 2.

Уч. На парте на тарелочке два сухарика.

 Задание. Сухарик есть сначала один ученик. Сосед слушает. Потом меняемся ролями.

Уч. Что услышали? Что заметили?

Дети. Когда ешь сухарик, то громко слышится его хруст, а сосед слышит тихий хруст.

Уч. Дело все в том, что человеческая кость хорошо проводит звук. И некоторые глухие люди слышат через кости.

     Я вам включала музыкальный отрывок из произведения  Л.Бетховена «Лунную сонату». Это произведение Бетховен заканчивал писать, когда был почти глухой. Но и став глухим, Бетховен продолжал слушать музыку. Он один конец трости клал на рояль, а другой держал в зубах. Так он пусть очень плохо, но всё же слышал.

       Природа очень интересна устроена. Человек продолжает открывать её тайны. И в этом ему помогает новейшая наука нанотехнология.

Уч. Как называется мельчайшая частица нанотехнологии?

Дети. Атом или наночастица.

Уч. Что означает в переводе нано ?

Дети. Карлик

Уч. Наночастицы - это мельчайшие частицы, из которых состоят предметы.

Уч. Откуда человек черпает знания для новых изобретений в  нанотиехнологии.

 Дети. У природы.

Уч. Приведите примеры.

Дети. Ученые взяли прочность атомов   алмаза , а  мельчайшие бугорки на капустном  листе не пропускают воду. Все это послужило поводом для создания прочной водонепроницаемой веревки.

Уч. Человек часть  природы. Так, ученые изобрели для слабослышащих людей аппарат, который повторяет строение человеческого уха ( в частности, мембраны). Этот аппарат очень маленький, его не видно. А какую пользу он приносит людям. Вот если бы Л. Бетховен жил в наше время, он пользуясь таким изобретением нанотехнологии,  создал бы много музыкальных произведений. Такие же интересные изобретения ученые сделали и для слепых людей. На стеклах очков вмонтирована маленькая камера, повторяющая строение человеческого глаза,  благодаря ей человек начинает видеть.

Уч. Чтобы сохранить хороший слух мы должны его беречь.

Работа в парах.

Соберите памятку.

Памятка.

Содержите уши в чистоте.

Сильный шум портит слух.

Нельзя часто слушать громкую музыку.

Физминутка. (подвижная, по выбору учителя)

7. «Открытие» детьми новых знаний .

Исследование № 3.

Уч. Закройте глаза.

- Что вы сейчас почувствовали?

Дети. Запах апельсина.

Уч. Скажите, какой орган вам помог определить предмет по запаху?

Дети. Нос.

Уч. Дайте научное определение.

Работа с электронной доской.

Вызванный ученик соединяет части предложения: НОС  - ОРГАН ОБОНЯНИЯ.

Уч. Закройте нос. Вдохните ртом.

- Что можете сказать?

Дети. Запах не чувствуем.

Вывод. Только нос помогает определить предмет по запаху.

Нос -  важный орган. Нос помогает человеку не только определить запахи , но и вовремя предотвратить опасность, например, запах дыма, газа,  запах несъедобной пищи и т.д.

Работа в тетради (дети дорисовывают нос человечку)

Уч. К обонянию надо относится очень бережно, знать и выполнять правила гигиены полости носа.

Составьте памятку для носа.

Памятка.

Содержать нос в чистоте.

Насморк  необходимо  лечить.

Не засовывать в нос мелкие предметы.

Физминутка.

Уч. Человек должен уметь правильно дышать. 

 Сядьте прямо, руки положите на парту параллельно друг другу, расслабитесь. Делаем вдох через нос и поднимаем голову,  выдох  - через рот и голову опускаем.

Делаем два раза.

Такое упражнение поможет не только правильно дышать, но и поможет снять напряжение, стресс.

У человека есть еще органы чувств – это кожа (орган осязания) и язык (орган вкуса). О них мы поговорим на следующем уроке.

Нанотехнология  и здесь не стоит на месте. Появляются новые умные лекарства, которые лечат людей от разных заболеваний, новая косметика, которая помогает человеку надолго оставаться молодым, новые виды стиральных порошков, мыло, которое помогает человеку содержать свое тело в чистоте.

8.Подведение итогов. Рефлексия.

Уч. Чему мы учились сегодня на уроке?

Уч. Вы замечательно работали, были настоящими исследователями. Вы дружно работали в парах. Вы молодцы!