Диалогика стилей в науке. История дискуссий в химии

http://schoolnano.ru/node/4838

http://schoolnano.ru/node/4837

Очень надеемся, что изучать химию через знакомство с научными дискуссиями химиков прошлого будет все-таки нескучно. Им-то, в свое время, точно некогда было скучать, поскольку они спорили по поводу таких вещей и явлений, которые до них никто толком не знал, не смог проанализировать и понять.

Вот, что, к примеру, вспоминали в 1837 г. о тех временах самые известные  химики мира Юстус Либих и Жан Дюма:«Иногда наши взгляды расходились, мы отдалялись тогда друг от друга благодаря горячности споров; возникали дискуссии, о бурности которых мы сожалеем. Впрочем, кто осмелиться оспаривать пользу, даже необходимость, таких дискуссий? Кто может отрицать, что они вызвали к жизни много прекрасных исследований? Подобные споры сопутствуют всякой развивающейся науке».

         Каждый старался добраться до объективной истины, но при этом шел своим путем, в основном придерживаясь своего стиля мышления, своего мировоззрения. Многие, чтобы докопаться до истины проводили примерно одни и те же эксперименты, но с разной степенью точности, по-разному пытались объяснить одни и те же химические явления, и поэтому зачастую объединялись, кто в сторонники одной теории, а кто – другой. Но они не были фанатами, которые кидаются друг в друга креслами и банановыми корками. Они уважали мнение другого, его труд и заслуги в научных достижениях, стремились в равноправном диалоге понять аргументы другого, какой бы острой при этом не была дискуссия на страницах ли международных журналов или на съездах химиков.

         В их научной деятельности всегда была возможность примерить стиль, тематические интересы другого, приняв временно или навсегда иную точку зрения или отказавшись от нее до конца своих дней. Такова история Лавуазье и Пристли, Либиха и Дюма, Кистяковского и Менделеева и т.д.

         Мы приглашаем учащихся, примерить на себе различные стили научного мышления. Каким образом? Да, в ходе увлекательного изучения истории дискуссий по ключевым проблемам химии конца XVIIIв. и почти всего XIXв.: процесс горения и состав воздуха, природа растворов, своеобразие органических соединений.