4 марта 2013 г. был проведен "круглый стол" по обмену опытом проведения/участия межпредметных интегративных "погружений" в школах

4 марта 2013 г. в офисе Школьной Лиги состоялся «круглый стол», посвященный обмену опытом в проведении/участии межпредметных интегративных «погружений». Присутствовали представители ОЦ «Участие», Людоговская Людмила Михайловна от школы №6 Василеостровского р-на СПб, Обуховская Анна Соломоновна от лицея 179 Калининского р-на СПб и Дмитрий Остряков от Физико-технической школы РАН.

Первый вопрос был связан с тем своеобразием в организации «погружений» и пр., которые есть в школах.

Так, например, в школе №6 «погружение» разной степени интенсивности в урочное и внеурочное время проходит в виде циклического годового освоения стихий «Огонь. Вода. Воздух. Земля». На примере темы «Воздух» было подробно рассказано, как объединением учителей-гуманитариев создается та информационно-познавательная среда, в которую «погружаются» учащиеся и педагоги, чтобы, например, освоить культурно-историческую «атмосферу» той или иной эпохи России вообще и Санкт-Петербурга в частности. Почувствовать историческую психологию времени в ее интегративном качестве учащимся помогают исследования и презентация их результатов в единстве различных гуманитарных аспектов: искусство, этикет, филология, история, философия и т.д. В лицее 179 тоже создается специальная информационно-познавательная среда, но по-иному. Тут, пожалуй, профильной «погруженческой» темой выступает «Здоровье». Во время интегративных занятий многие науки и технологии педагоги и учащиеся стараются рассматривать сквозь призму этой большой темы. В качестве примеров, были приведены такие, как – условно - «Никотин и общество», «Снег и город», «Кровообращение» и т.д. Что же касается ФТШ, то там, как ни странно, больше удается «погружаться» в гуманитарные темы, связанные с искусством и историей, тогда как интегративное «погружение» в естествознание не приветствуется, а считается, что оно происходит на каждом отдельном уроке силами отдельного педагога, который-то и должен быть главным интегратором тогда, когда это нужно. Представители ОЦ «Участие», которые неоднократно до этого делились опытом проведения своих межпредметных интегративных «погружений» отметили, что кроме создания информационно-познавательного пласта в образовательной среде «погружения» они значительное внимание отводят также мотивационно-психологическому (игровому), организационно-разномодульному, социально-ситуационному и личностно-ориентированному аспектам.

Из того, что было рассказано участниками пока вырисовываются две тенденции в практике «погружений»: если традиционным государственным школам более удобнее проводить менее интенсивную интеграцию в контексте всего учебного процесса через исследовательскую деятельность учащихся, организуемой по большей части во внеурочное время, то негосударственным -  более интенсивную интеграцию в основном вне контекста учебного процесса, но в урочное время и зачастую во время «выездов» за пределы школы. Первым не позволяют делать то, что делают вторые жесткие управленческие рамки выполнения учебной программы, тогда как вторые имеют возможность выполнять учебную программу более гибкими способами.

Второй вопрос «круглого стола» был посвящен тем мыслям и чувствам, личностному росту, которые возникают в результате проведенного «погружения» и участия в нем взрослых и ребят.

Многие участники выразили свое профессионально-личностное удовлетворение от подготовки и проведения «погружений». Правда, было высказано некоторое неудовлетворение от того, что далеко не всегда их в этом поддерживают коллеги и администрация школы. Так, например, учителя естественнонаучного цикла неохотно участвуют в совместных разработках «погружений» с учителями-гуманитариями и, видимо, наоборот. Была также отмечена высокая эмоциональная оценка учащимися «погружений», хотя при этом явно недооценивался познавательный потенциал таких форм внеурочной интеграции при признании мотивационного. Вообще обсуждение данного вопроса показало, что психолого-педагогический аспект «погружений» пока находится на периферии внимания, тогда как организационный, в связи с его актуальностью для тех, кто еще только начинает осваивать все многообразие форм «погружений», находится в центре внимания педагогов.

Третий вопрос, который обсуждался на «круглом столе», был о возможных организационных и содержательных перспективах таких «погружений» и сотрудничества петербургских школ в этом направлении.

Здесь было отмечено, что хотя участие педагогов со своими школьниками или без них в «погружениях», организованных другими полезно в методическом и образовательном планах, все же проблематично в организационном плане. Это связано с проблемой согласования календарных планов школ, чтобы организовать такого рода совместные межшкольные (например, отдельных классов или групп учащихся) мероприятия. Хотя, если есть взаимный интерес и предварительная договоренность, то эта проблема решаема. Была также рассмотрена возможность делегирования группы педагогов, имеющих опыт и методику проведения «погружений» в ту школу, которая пока имеет мало своих оргметодических ресурсов, но имеет интерес в том, чтобы апробировать «погружение» на своей базе. То есть речь идет о некоем оргметодическом аутсорсинге. И наоборот. Возможно участие своих педагогов и школьников в «чужом» «погружении», что бы его освоить и сделать своим на своей базе. Перспектива такого обмена есть, осталось преодолеть психологические и управленческие трудности в своих школах.

Участники «круглого стола» сформулировали ряд вопросов, которые могли бы в будущем стать предметом исследований Лаборатории межпредметных погружений  Лиги школ:

1.      Каким образом на этапе проектирования погружений определяется «предмет» и необходимый «уровень» интеграции?

2.      Какими методами определяется  педагогами результативность погружений?

3.      Погружения какого типа (погружение в тему по Щетинину, погружение в среду по Лозанову, погружение-проживание по Эпишкольски) наиболее продуктивно для решения  актуальных педагогических задач, стоящих сейчас перед школами-членами Лиги?

4.      Какие  управленческие и организационно-методические условия необходимы школам- членам Лиги для того, чтобы  погружения стали в них основой образовательной программы?

5.      Каким образом организовать интернет-пространство  Лаборатории, чтобы оно стало рабочим и удобным в пользовании ресурсом школ-членов Лиги.

ВложениеРазмер
itogi_krug_stola_04_03_213.doc32 КБ