Отчет о Неделе НАНО ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей» (г. Пенза)
Подготовила заместитель директора по НМР Еремина О.В.
К проведению Недели НАНО в лицее были приурочены и проведены различные научные и творческие мероприятия. Также лицеисты посетили передовые предприятия региона, узнали о деятельности некоторых факультетов, куда планируют поступать в будущем.
В целом структура Недели НАНО можно представить следующими образом:
1. Промышленный туризм: ШКОЛА И ПРЕДПРИЯТИЕ
2. Профориентационная работа: ШКОЛА И ВУЗ
3. Научно-исследовательская деятельность
4. Инновационное творчество
1. 10 и 11 физико-математические классы побывали на одном из интереснейших предприятий региона – в Научно-исследовательском институте физических измерений (НИИ ФИ). Нашему вниманию были представлены современные технологии по изготовлению датчиков. Мы узнали, что институт сотрудничает с корпорацией «Роскосмос». Продукция поставляется во многие страны мира: в Германию, во Францию, в страны Востока и Азии.
Мы гордимся тем, что в Пензенской области производится такая продукция, такие уникальные датчики.
Чтобы работать на этом предприятии, надо учится в Пензенском государственном университете, куда планируют поступать и наши лицеисты.
ОАО "НИИФИ" разрабатывает и поставляет датчики для измерения:
- абсолютных давлений от 2 мм рт.ст. до 45 МПа;
- избыточных давлений от 0,001 до 300 МПа;
- дифференциальных давлений от 1,6 до 1000 кПа;
- быстропеременных давлений от 0,0005 до 30 МПа;
- акустических давлений от 84 до 194 дБ;
- деформаций ± 3000 мкм/м;
- усилий от 0,02 до 4000 кН;
- крутящих моментов от 60 до 250 Нм;
- линейных перемещений от 0,1 до 16000 мм;
- угловых перемещений от 0 до 360 град.;
- частоты вращения от 0 до 130000 об/мин;
- линейных ускорений от 0,028 до 200000 м/с2;
- угловых ускорений от 1,5 до 4500 рад/с2;
- массового расхода от 120 до 35000 кг/час,
а также датчики температуры, сигнализаторы давления и уровня жидкости, сейсмодатчики, весовые устройства и другие измерительные приборы для ракетно-космической и авиационной техники, атомных станций, железнодорожного транспорта, металлургии, нефтегазодобывающей и других отраслей промышленности.
Ученики 11 физико-математического и 11 информационно-математического классов познакомились с одним из крупнейших предприятий региона – заводом «ПензТяжПромАрматура».
С работой на предприятии ребята познакомились, что называется, изнутри: они побывали в цехах, непосредственно увидели производство, познакомились с работниками завода. Для соблюдения правил техники безопасности в самом начале экскурсии всем лицеистам необходимо было надеть каски.
В первом цехе лицеисты увидели фрезеровочные и токарные станки новейших образцов. Во втором цехе увидели работу карусельных станков, которые используются для изготовления огромных деталей. В цехе «Магистраль» можно было увидеть уже готовые детали, которые здесь проходили испытания по проверке качества. Завершало экскурсию посещение красильного цеха.
Продукция завода поставляется по всему миру.
В будущем завод рад принять на работу квалифицированных инженеров, экономистов, технологов.
Взаимодействие с предприятием стало настолько тесным, что лицеисты получили кейсы с заданиями, над которыми будут работать. Также команда из пяти учащихся будет участвовать в весенней смене ДОЛ «Звездочка»; сборы получили название «Вектор успеха», где им предстоит погрузиться в атмосферу творчества, предпринимательства, исследований.
2. Лицеисты химико-биологических классов снова побывали на фармацевтическом факультете Пензенского государственного университета. Каждый раз они узнают что-то новое.
На этот раз побывали в кабинете химии, декан факультета рассказала о критериях проверки подлинности лекарственных препаратов, показала качественные реакции на рибофлавин, йод, альдегидную группу органических соединений.
В кабинете, где учатся будущие провизоры, мы услышали о том, что нужно знать, чтобы заведовать аптекой. Причем в кабинете смоделирована сама аптека, поэтому студенты могут сразу на практике проверить свои знания. Очень понравилось знакомство (некоторые девочки уже этим занимались, но кто-то столкнулся с этим впервые) с искусством «раскрывающего чая». Нам рассказали о технике окрашивания лепестков цветов, о выращивании орхидей, стевии, лапчатки белой.
В классе технологии происходит приготовление лекарственных препаратов. Интересно, что уже на 4 курсе студенты сами готовят различного рода лекарства.
Эта встреча была очень интересной и познавательной, особенно для учащихся 11хб класса. Ведь мы будущие абитуриенты, и кто-то уже захотел подать документы именно на этот факультет.
3. Как показала лицейская научно-практическая конференция, в лицее есть ученики, работающие над исследовательскими проектами. Поделиться результатами решили на международном уровне: под руководством учителя химии Агеевой В.Н. была отправлена работа ученицы 11 х/б класса Елисеевой Ирины для участия в IV Международной заочной конференции «Проба пера».
Всего на конференцию в секцию химии было прислано 29 статей из России, Беларуси, Казахстана. В итоге в для публикации в сборнике было отобрано 22 работы, одной из них стала работа Елисеевой И. «Сорбент на основе пены, стабилизированной кремнеземом, для очистки воды от углеводородных пленок» исследование имеет большое практическое значение, так как их применение возможно в фармацевтике, при синтезе катализаторов, в керамической промышленности.
На данный момент мало изучен фактор использования различных пен, а это позволило бы решать экологические и экономические проблемы.
П78
«Проба пера»
Естественные и математические науки»: материалы IVшкольной международной заочной научно-исследовательской конференции.(12февраля2013г.)—Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013.
Секция 4. Химия
90
СОРБЕНТ НА ОСНОВЕ ПЕНЫ, СТАБИЛИЗИРОВАННОЙ
КРЕМНЕЗЁМОМ, ДЛЯ ОЧИСТКИ ВОДЫ
ОТ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ПЛЕНОК
Елисеева Ирина
Мишина Светлана Ивановна
Агеева Валентина Николаевна
4. Исследовательско-творческая группа учащихся 10им класса сотрудничает с Центром молодежного инновационного творчества. В настоящее время под руководством ученых и преподавателей Центра ребята осваивают 3Dпринтер.
Кроме этого, учащиеся активно приобщаются к инновационным сферам современного производства.