Пример организации учебной деятельности на основе анализа картографических источников разных веков
Пример организации учебной деятельности на основе анализа картографических источников разных веков
Тип деятельности: долгосрочный межпредметный групповой исследовательскийпроект
Проблема: Карта отображает размещение, состояние и связи различных природных и общественных явлений, их изменения во времени, развитие и перемещение.Нам стало интересно узнать,возможно, ли использовать карт разных веков для получения информации об особенностях организации хозяйства на изображённой территории.
Оборудование: карты и рисунки из «Чертёжной книги Сибири» Семёна Ремезова, гравюры и чертежи окрестностей Красноярска XVIII– XIX вв. из Интернет источников и архивов, топографическая карта окрестностей Красноярска 1956 г., карта из атласа автомобильных дорог, космические снимки 1977 и 2007 гг. с сайта Landsat.org, карты Google.
Идея проекта: на примере окрестностей Красноярска проследить антропогенную трансформацию территории, вызванную различными типами хозяйствования.
Участники проекта: учащиеся 9, 10, 11 классов посещающие лабораторию «Краеведение».
Задачи для учителя:
Обучающие цели: формировать знания
о развитии общества и природы в их взаимодействии;
о причинах возникновения и путях преодоления противоречий в системе «природа-общество-человек»;; об экологической составляющей изображения на любой карте.
Развивающие цели: развитие
- способностей и потребностей школьников в экологической деятельности, их интеллектуальное развитие;
- развивать индуктивное и дедуктивное мышление;
способности связать полученные результаты с жизнью;
исследовательских умений в области рационального природопользования.
Воспитательные цели:
усвоение учащимися экологических ценностей; воспитание гражданской позиции; формирование ответственности за сохранение природной среды.
Главная цель для учителя: научить школьников находить и понимать историко-культурные и эколого-экономические компоненты на картах разных веков.
Ожидаемые результаты: создание курсовых исследовательских проектов, прогноз развития событий на изучаемой территории.
№ |
этапы |
содержание |
сроки |
1 |
ценностно-ориентационный этап |
Определение замысла проекта (обсуждение направления деятельности). Выбор из предложенных учениками вариантов наиболее соответствующих замыслу проекта. Обобщить и классифицировать основные направления выдвинутых идей в наиболее наглядной и понятной для учеников форме. Осознание мотива и цели деятельности: «Оценить динамику и масштабы антропогенного влияния на окрестности города Красноярска с помощью анализа картографического материала разных веков и космических снимков». Определение объекта исследования: (например - бассейны малых рек окрестностей г. Красноярска: Кача, Базаиха, Есауловка и Бузим). Предмет исследования: изменения, произошедшие на изучаемой территории за выбранный промежуток времени. Формулирование гипотезы(обсуждение всех предложенных вариантов, выбор наиболее проблемного, требующего доказательства варианта): например - за последние столетия русла рек в большей степени изменились под воздействием хозяйственной деятельности человека, чем в результате природных процессов. На этом этапе строится модель деятельности, определяются источники необходимой информации (где и что будем искать), выявляется значимость проектной работы (обсуждается актуальность), производится планирование будущей деятельности (определяются сроки). |
сентябрь |
2 |
конструктивный |
объединяясь во временные группы (из 2 человек) осуществляют проектную деятельность: составляют план, осуществляют сбор информации по проекту, выбирают форму реализации проекта (исследовательская работа). Учитель на данном этапе осуществляет консультацию учащихся. Для реализации проекта привлекаются консультанты (в случае данного проекта Быконя Г.Ф. д.и.н. профессор КГПУ, Юронен Ю.П. к.т.н. доцент СибГАУ). В этот период учащиеся учатся творческому поиску лучшего варианта решения задачи. Учитель на данном этапе помогает и приучает их к поиску, поддерживает (стимулирует) школьников, помогает выразить мысль, дает советы. Этот период самый длительный по времени. Здесь были подобраны карты, космические снимки. Составлено описание на основе заданной цели. Ученики осваивали работу с программами по обработке космических снимков. Составлялись таблицы. Были написаны главы-черновики будущей работы. |
октябрь - январь |
3 |
оценочно-рефлексивного этапа |
Самооценка деятельности учащихся. Выделение самостоятельного оценочно-рефлексивного этапа способствует целенаправленному самоанализу и самооценке. На данном этапе проект оформляется, компонуется и готовится к презентации. Оценочно-рефлексивный этап важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученную всей группой информацию, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта. На данном этапе на основе рефлексии может проводиться корректировка проекта (учет критических замечаний учителя, товарищей по группе). Учащиеся продумывают: как можно улучшить работу, что удалось, что не получилось, вклад каждого участника в работу. |
январь - февраль |
4 |
презентативный |
Защита проекта. Презентация — результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы. Защита проекта проходит на нескольких уровнях 1- среди участников лаборатории «Краеведение», 2-ой на школьной НПК. 3-ий на городской НПК. 4-ый – краевая НПК. Учащиеся представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно-нравственные ориентиры. На данном этапе учащиеся приобретают и демонстрируют опыт представления итогов своей деятельности. На данном этапе следует обратить особое внимание на перспективы работы над проектом. |
февраль - март |
5 |
Экспертная оценка проекта |
Результаты работы учеников на НПК разного уровня. Рекомендации экспертов (жюри) для дальнейшего участия проекта на НПК более высокого уровня или работа по устранению замечаний. Определение дальнейшей судьбы проекта |
март - апрель |
Из 3-ёх проектов, разрабатываемых в лаборатории «Краеведение» в этом направлении в 2012 – 2013 учебном году до логического завершения доведён 1 проект, получен результат и экспертная оценка (рекомендация для участия в Краевом форуме «Молодежь и наука»). |
Проект «Изучение антропогенной трансформации как результата цивилизационного развития территории по картографическим источникам и космическим снимкам» представлен в приложении.
Руководитель НИЛ «Краеведение» Лемешкова Валентина Витальевна,
учитель географии высшей категории
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_antropogennoy_transformacii_kak_rezultata_civilizacionnogo_razvitiya-2.ppt | 4.51 МБ |
Комментарии
Спасибо, Валентина Витальевна!
На мой взгляд вы представили очень интересный исследовательско-картографический подход в русле тематики нашей лаборатории. Здесь история развития промышленных зон увязывается еще и с экологическими проблемами. Спасибо и за поэтапное описание процесса организации работы с ребятами. Хотелось бы, чтобы в таком же духе представляли свои методики и другие коллеги!
Если позволите, то у меня в развитие темы есть четыре вопроса: 1) Были ли указаны в проектах ребят конкретные примеры промышленных предприятий и технологические особенности их производства в привязке к картам и в историческом ракурсе? (это было бы любопытно знать в русле краеведения науки и техники); 2) Была ли у ребят, так сказать, "полевая", "экспедиционная" часть работы, когда они вживую посещали местности, указанные на картах и что-то исследовали (собирали краеведческую информацию) прямо на местах?; 3) Что же именно осознали, осмыслили ребята в результате выполнения своих проектов, к каким выводам они пришли, ведь, как я понимаю, картина складывалась противоречивая между необходимостью промышленного развития края и необходимостью здоровой экологической среды для его жителей?; 4) Какие перспективы в развитие темы лаборатории планируются на ближайшее время (год-два) Вами и вашими коллегами (географами, историками, обществоведами, экономистами) в школе?
По первым двум вопросам, если не было (или могло бы не быть) этих указанных мною возможностей, то в чем была причина их отсутствия? Я думаю, это было бы полезно узнать многим, чтобы двигаться в данном перспективном направлении работы нашей лаборатории. Еще раз большое спасибо!