МБУ лицей №19 г.о. Тольятти
Дядык Татьяна Викторовна,
заместитель директора по УВР,
МБУ лицей № 19
г.о. Тольятти Самарской области
Следствие ведёт лицей №19
В один прекрасный весенний день с учениками десятых классов МБУ лицея №19 была проведена интеллектуальная игра «Детективные расследования», вызвавшая живой интерес абсолютно всех участников данного мероприятия.
Для начала класс был разделён на 5 команд, каждая из которых получила по нескольку «Дел». Данный метод полезен тем, что ученики моментально включились в работу и постарались не только правильно определить личность своего героя, но и сделать это за минимальный промежуток времени, обогнав своих конкурентов. Столы были составлены в 5 групп, чтобы участникам было удобнее контактировать между собой и решать возникшие проблемы.
Стоит отметить, что игра носит и познавательный характер, и позволяет расширить кругозор. По ходу проведения «расследований» оказалось, что лицейские «детективы» имеют большой запас знаний. Так, например, участники одной из команд с живым интересом отнеслись к личности Марии Склодовской-Кюри, немедленно начав интереснейшую дискуссию о неизвестных фактах биографии и научной деятельности этой великой женщины.
Все команды действовали по-разному. Кто-то долго корпел над фотографиями, рассуждая о национальной принадлежности изображенных людей и пытаясь таким образом вычислить своего героя, кто-то тщательно изучал схемы опытов и картинки, дабы определить сферу деятельности ученого, но были и те, кто молниеносно отгадывал загадки, опираясь на биографию человека и некоторые факты, изложенные в письме к детективному агентству, а также используя свою собственную эрудицию.
Раскрытое дело немедленно выносилось на обсуждение всего честного народа. Команда выходила на середину класса, и капитан (самый авторитетный человек команды, избираемый по всеобщему молчаливому согласию) зачитывал письмо, полученное агентством, начинал описывать ход изощренной мысли юных сыщиков, подводя всех присутствующих к отгадке. В конце концов, удовлетворившись описанием бурной деятельности команды, капитан гордо предъявлял слушателям имя того самого интересного человека.
Разумеется, в эту же минуту класс начинал вносить дух сомнения, появлялись люди, не согласные с мудрыми решениями капитанов, и тут-то и начинались горячие дебаты. В большинстве случаев убедить аудиторию все же удавалось выступающей команде.
Атмосфера была необыкновенная. Эмоции юных Холмсов и Ватсонов били неиссякающим ключом: спорили, обсуждали факты, радовались раскрытому делу, ну и, конечно, безумно гордились проявленным умом и сообразительностью. Пожалуй, еще ни одна игра не смогла так заинтересовать учеников, сплотить их вокруг общего дела и, в то же время, дать интересную информацию об ученых и исследователях, законы и правила которых мы изучаем каждый день, но о судьбе которых знаем не так много.
Отсюда и вытекает основная цель данной игры: познакомить учеников с неизвестными фактами биографий знаменитых людей, но сделать это в другом формате. Как известно, совмещение игровой и учебной деятельности дает гораздо лучший результат, нежели упорная зубрежка.
Подводя итоги, мы определили лучших сыщиков лицея, которые с гордостью сообщали об этом всем встречавшимся на их пути людям.
Хочется отметить следующий весьма важный момент: некоторые факты и исследования настолько заинтересовали учащихся, что они отправились в книжный магазин и библиотеку, узнали много нового о людях, имена которых так часто слышали. За этот вклад в образование наших детей хочется сказать огромное спасибо организаторам этой игры! Мы пообещали ученикам и постараемся, чтобы такое мероприятие еще неоднократно проводилось в нашем лицее.