МАОУ "СОШ № 24 с УИОП" г. Старый Оскол_Национальное самосознание и современная молодежь
Агибалова Лариса Павловна,
учитель истории и обществознания
МАОУ « СОШ №24 с УИОП»
г. Старый Оскол Белгородской области
Тема урока: Национальное самосознание и современная молодежь
Развивать умения:
-
организовать своих знаний и упорядочить их,
-
создавать свои собственные приёмы обучения,
-
принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи;
-
отстаивать свои права.
Воспитывать:
-
способность брать на себя ответственность;
-
толерантность в восприятии качеств и черт характера окружающих.
Основные понятия:
-
нация, самосознание, обязанность, права ребёнка.
Литература.
-
Конституция Российской Федерации;
-
Конвенция о правах ребёнка;
-
Всеобщая декларация прав человека;
-
Европейская конвенция о защите прав человека.
Раздаточный материал:
-
кейс с вопросами и материалом;
-
игровое табло (ватман А1)
-
жетоны для распределения по группам ;
-
маркеры – 4 шт.;
-
ватман А3 для экспресс-опроса.
Ход урока
1. Организационные моменты.
Учащиеся рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими кейс, где написано их направление:
Реалисты, пессимисты, оптимисты.
Слово учителя. Эпиграф на доске: Мы с вами распустили нацию. Теперь предстоит тяжелый труд - собрать ее заново. Собрать нацию гораздо сложнее, чем распустить. (М.А. Шолохов )
Сегодня наше занятие посвящено вопросу: возрождения национального самосознания?
Наш класс разбит на 3 группы, у каждой группы есть кейс с разными материалами, которые учащиеся могут использовать в ходе работы. В каждой группе есть лидер, а также мы определили экспертов, которые с помощью жетонов будут определять результативность ответов, контроль за временем и заполнение игрового табло.
Проблемная ситуация:
Социологический опрос начала 21 века, показал ,что своей национальностью гордятся 85 % россиян. Но исследование, проведенное в московских школах, свидетельствует, что только 60% учащихся 9,10,11 классов испытывают гордость за свою национальность.
Во время проведения Всероссийской переписи 2010 был зафиксирован курьезный случай. Николай захотел, чтобы его национальность обозначили как «папуас». В противном случае он отказывается давать какие-либо сведения о себе.
2. Почему молодое поколение категорично относится к вопросу национальной принадлежности? 1 минута.
1 группа: Негативные суждения, которые навязываются СМИ,
2 группа: неэффективное политическое управление (слабая организационная и кадровая политика в области решения национальных вопросов),
3 группа: неуправляемая миграционная политика государство, слабое национальное самосознание.
Если мы заговорили о национальном самосознании проведем экспресс-опрос.
Что включает в себя национальное самосознание? Учащиеся по заданию учителя в течение 1 минуты заполняют лист.
Затем озвучивают ответы по группам, дополняя ответы товарищей, не повторяясь. Счётная группа подсчитывает количество ответов каждой группы и вносит их количество в игровое табло.
3. В чем состоит связь патриотизма и национального самосознания?
Связь заключается в осознании подвигов, которые совершались ради сохранения государства, сохранения нации. (примеры) подвиг Минина и Пожарского. (Вересковый мед)
Рассмотрим наглядный пример проявления национализма и патриотизма. К примеру, каждая семья любит, как свой дом, так и своих родных и близких. Но эта любовь разная. Если семья переедет в другой дом, она не будет так горевать, если умрет кто-то из близких.
То есть патриотизм – расширение определения человеческой любви к своему дому, а национализм – к родным людям.
В патриотизме главным является государство, а в национализме - любовь, иногда слишком фанатичная, к своему собственному народу. Согласно опросу среди детей школьного возраста, формирование патриотизма происходит в:
-
Знании своей истории, уважении опыта старших поколений, его исторического прошлого.
-
Преданности, как своей стране, так и собственному делу, идеям, взглядам, семье.
- Защите государственных ценностей, уважении вековых традиций.
Стоит отметить, что патриотизм проявляется как в уважительном отношении к культурным ценностям своей страны, так и в уважении к соотечественникам. Считается, что воспитание любви к своей Родине должно закладываться еще с раннего детства, но, увы, патриотизм настолько свободное понятие, что оно легко может перейти к расизму или национализму. За последние годы можно заметить широкую популярность различных неофашистских и пр. организаций. Именно в такой обстановке и проявляется проблема патриотизма. Каждому человеку стоит осознавать, что проявление патриотизма – это не фанатичная, дикая любовь, как к своей стране, так и своему населению, но и уважение к другим. Проявляя уважительное отношение к другим национальностям, культурам других стран, человек показывает тем самым, что способен к истинному патриотизму, настоящей преданной любви к своему отечеству.
4. Этническое многообразие - богатство или беда России?
В ваших кейсах есть материалы поданному вопросу , постарайтесь с их помощью сформулировать ответы на вопросы.
Статистика по Белгородской области
Этническое многообразие - историческая предопределенность России. Наряду с русскими в нашем государстве складывались веками десятки этнических общностей, а потому они считаются коренными. Их роль в формировании российской государственности также велика, как и роль русских. Так вправе ли мы говорить: «Россия для русских»?!
Другой стереотип, закрепившийся в сознании состоит в том, что нерусские народы - слаборазвитые народы с низким уровнем образования и культуры, не могут даже создать свою государственность, нуждаются в постоянном покровительстве и опеке. Этим во многом объяснялась политика русификации, проводимая царским правительством.
Но сама жизнь, история доказали несостоятельность этого стереотипа.
- Приведите примеры, которые доказывают, что не только русские, но и другие народы России добились успехов в спорте, политике, искусстве
Обратимся к военной статистике, в числе Героев Советского Союза 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 160 татар, 108 евреев, 96 казахов, 90 армян, 90 грузин, 69 узбеков, 15 литовцев, 12 киргизов, а также представители других национальностей. Это был общий вклад в Великую победу.
В настоящее время в России более 100 наций. Есть национальные меньшинства
Я предлагаю посмотреть вам видеосюжет из нашего кейса.
И каждой команде предложить свои пути возрождения национального самосознания.
Подведем итоги нашей работы по ПОПС- формуле
(просмотр видеофайла)
В ваших кейсах есть материалы поданному
вопросу, постарайтесь на него ответить.
Домашнее задание:
Один из сценариев будущего развития цивилизации предполагает формирование Объединенного Человечества. Как вы считаете: будет ли национальность человека играть значение в таком обществе? Обоснуйте свою точку зрения.
Вложение | Размер |
---|---|
naconalnoe_samosoznanie.ppt | 158.5 КБ |