Совершенствование системы работы с одаренными детьми на основе индивидуальной траектории обучения

Муниципальная инновационная площадка«Совершенствование системы работы с одаренными детьми на основе индивидуальной траектории обучения».

 

В соответствии с приказом УО № 1105 от 30 июня 2010 года «Об утверждении перечня муниципальных инновационных площадок, входящих в инновационную инфраструктуру Старооскольского городского округа» в МАОУ «СОШ №24 с УИМОП» начала работу муниципальная инновационная площадка по направлению «Совершенствование системы работы с одаренными детьми на основе индивидуальной траектории обучения».

Обоснование инновации

Одним из положений президентской программы «Наша новая школа» является работа с одаренными детьми. Выявление одаренного обучающегося на ранней ступени обучения и сопровождение его деятельности и развития до выпускного класса. Особенности современного образования способствуют индивидуализации обучения.

Для решения этих вопросов в МАОУ «СОШ №24 с УИОП» существует программа «Одаренные дети». В МАОУ "СОШ №24 с УИОП" сформирована целостная органичная система образования и воспитания учащихся, характеризующаяся:

- сочетанием коллективных, групповых, и индивидуальных форм работы со школьниками;

- использованием в процессе обучения инновационных образовательных технологий.

Педагогический коллектив в процессе деятельности осуществляет элементы индивидуализации учебно-воспитательного процесса. В школе работает творческая группа учителей "Одаренные дети", которая рассматривает индивидуализацию обучения и воспитания как основной педагогический инструмент развития способностей высокомотивированных детей.

В результате возникли предпосылки для выбора самими учащимися образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям, и стремлениям, (значительная часть выпускников основной школы не могла окончательно определиться в выборе будущего профиля обучения, или, обучаясь в классе одного профиля (естественно-научного), сдавали экзамен другого направления (гуманитарного, математического и т.д.)

В связи с данным обстоятельством возникла реальная необходимость индивидуализировать обучение и воспитание для достижения качественно нового образовательного результата для каждого выпускника школы.

Цель инновационной площадки – совершенствование системы работы с одаренными обучающимися на основе реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Задачи:

1.Осуществить комплексную диагностику учащихся всех ступеней.

2. Разработать структуру программы индивидуального развития школьников.

3. Осуществить корректировку плана по способам и срокам его освоения исходя из индивидуальных возможностей учащихся.

4. Разработать систему способов оценки личностного роста школьников.

5. Разработать и реализовать мероприятия по организации и осуществлению работы с одаренными детьми.

6. Внедрить современные технологии в работу с одаренными детьми

7. Продолжить формирование информационных, материально-технических ресурсов для проведения научно-исследовательской работы.

8. Организовать социальную и психологическую поддержку одаренных детей.

III. Предполагаемые результаты

1.Расширение выбора индивидуального маршрута учащимися;

2. Повышение профессионального уровня педагогов.

3. Увеличение числа обучающихся – победителей конкурсных программ «Одаренные дети»;

4. Позитивная динамика развития и повышение рейтинга школы, показатели ЕГЭ,

5. Повышение уровня учебной мотивации школьников.

6. Повышение уровня интеллектуальной обученности школьников.

7. Рост удовлетворенности участников образовательного процесса

8. Овладение навыками самостоятельной работы.

9. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.

Основные мероприятия

Переход ученика на индивидуальную образовательную программу происходит по правилам, которые должны предусматривать:

·               оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуальную программу;

·               желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;

·               согласие родителей.

Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами:

1.                  Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе. Наряду с посещением уроков по выбранной теме (модулю) в своем классе, организовано классное обучение в другом классе своей школы. (Чевычалова Дарья из химико-биологического класса посещает 1 час биологии и 3 часа обществознание, составлено индивидуальное расписание на каждого обучающегося школы по индивидуальной программе – 8 школьников 10-11 классов)

2.                  Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая проходит в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования, государственном и частном секторе экономики. В раздел практики мы отнесем и многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе школы, так и вне ее. Осуществляется взаимодействие школа – вуз. Старшеклассники проходят курсовую и предметную подготовку в Белгородском государственном университете, Старооскольском технологическом институте (филиал), ФГОУ ВПО «Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов», Воронежском государственном университете, обучаются в заочных школах МИФИ, МГУ, БГУ (Приложение Сотрудничество на вертушке)

3.                 Исследовательская и проектная деятельность. Главная форма обучения школьников с повышенной мотивацией в интеллектуальной сфере. В соответствии с индивидуальным планом неаудиторной занятости, школьник изучает методику и организацию проектной и исследовательской деятельности, которые реализуются в виде проектов и исследовательских работ в разных предметных областях. (проекты школьников, победителей и призёров Всероссийских конференций)

В школе формируются предпрофильные классы, профильные и классы с углубленным изучением отдельных предметов. Проводятся конференции с презентацией творческих и исследовательских работ учащихся. В каникулярное время организуются профильные отряды на базе профильных классов и классов с углубленным изучением отдельных предметов.

Обеспечивает индивидуальное обучение, несет персональную ответственность за организацию и ход этого обучения классный руководитель, в обязанности которого входят:

·                  оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение;

·                  выбор совместно с учеником индивидуальной образовательной траектории;

·                  контакты с местами прохождения практики (местами выполнения исследовательских работ и проектов, расположенных вне школы);

·                  корректировка образовательной траектории;

·                  контакты с родителями ученика;

·                  оформление результатов аттестации ученика (внесение оценок и другой информации о достижениях в школьную документацию).

В школе обучение осуществляется на основе дифференциации и индивидуализации обучения посредством изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса с учетом склонностей, способностей учащихся, их намерений по поводу будущей профессии. Организационно - методическим единством предпрофильной подготовки и профильного обучения выступает индивидуальная траектория учащихся.

Данная технология реализуется через составление индивидуальной образовательной программы, которая является ее технологическим обеспечением.

Субъектами деятельности выступают ученик - учитель.

Но особое место в процессе разработки индивидуальных программ отводится родителям. Они не только знакомятся с ней и подписывают ее, а также вносят коррективы после предварительного обсуждения программы своего ребенка. (Приложение учебный план) В процессе обсуждения программы родители имеют возможность консультироваться с классным руководителем, учителями предметниками, психологом и администрацией школы.

Таким образом: индивидуальная образовательная программа (ИОП)

А) составляется на основе базисного учебного плана:

Б) разрабатывается самим учащимся, при поддержке классного руководителя, администрации школы, родителей, психолога.

В) включает в себя: -цели обучения, -учебный план, -элективные курсы, индивидуальные консультации, -курсы, платные услуги

Г) является официальным документом, регламентирующим отношения между учеником, родителями и школой, с момента его утверждения. (Приложения 1,2,3)

Совершенствование системы работы с одаренными детьми предусматривает введение специальных курсов, составление индивидуальных планов подготовки, индивидуального учебного плана, плана работы по реализации программы "Одарённые дети" (Приложение №5,6).

Индивидуальный план работы с одаренным школьником включает теоретический раздел, отработку практических навыков, исследовательскую деятельность и участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях. В плане указывается вид мероприятия, форма проведения, сроки выполнения и прогнозируется результат. (Приложение 8).

Научно-методический совет школы на своих заседаниях рассматривает актуальные вопросы индивидуализации обучения. Для более четкой организации методического сопровождения учителей по вопросу индивидуализации обучения в школе организованы семинары для классных руководителей, учителей, заместителей директоров по УВР. Проводится обмен опытом на заседаниях педагогических советов.

Опыт работы по данной теме распространяется на всех уровнях. Проведены семинары, мастер-классы, круглые столы, педагогические площадки.

Школьный пресс-центр своевременно информирует об успехах работы по индивидуальной образовательной траектории с одаренными школьниками на телевидении, радио, в периодической печати, школьном сайте, стендах школы. Информация по организации исследовательской деятельности обучающихся для родителей размещена в методических и учебных кабинетах на стендах. Ежегодное общешкольное родительское собрание «Парад достижений». Информация на школьном сайте http://24-sh.ucoz.ru Публикации в СМИ. Привлечение родителей к школьным мероприятиям и конкурсам. Награждение особо отличившихся школьников и родителей талантливых детей благодарственными письмами на торжественном мероприятии "Золотые лавры". В 2012 году в областном конкурсе «Методическая копилка руководителя образовательного учреждения» проект занял 1 место.

Членами творческой группы и научно-методического совета школы разрабатываются нормативно-правовые документы:

"Положение об организации профильного обучения учащихся на основе индивидуальных учебных планов муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов", "Положение об организации неаудиторной занятости обучающихся", Приказ № 354/2 от 31.08.2011 года "Об организации обучения по индивидуальным учебным планам в 2011 - 2012 учебном году". Заместитель директора по УВР составила индивидуальные учебные планы на основе базовых и профильных планов. Учителями - предметниками созданы индивидуальные планы работы с одаренными детьми, рабочие программы по работе с одаренными детьми. Члены творческой группы разработали и реализуют программу инновационной муниципальной площадки "Совершенствование системы работы с одаренными детьми на основе реализации индивидуальной траектории развития". С 1 сентября 2011года организованно обучение по индивидуальным учебным планам 6 учащихся 10 Г класса, в 2012 – 2013 году 8 обучающимся 10-11 классов.

Для этих учащихся на основании заявлений родителей составлены и утверждены индивидуальные планы, где учтены все предложения. Данных учащихся отличает целеустремленность, самостоятельность. Составлено отдельное расписание соответствующее плану, ведутся отдельные журналы, где фиксируются полученные отметки.

Увеличилось число педагогов вовлеченных в деятельность инновационной муниципальной площадки. В 2010 году 24 педагога участвовали в программе, в 2011 – 47, 2012 учебном году 82 педагога. Каждым учителем МАОУ «СОШ №24 с УИОП» написаны индивидуальные учебные планы и рабочие программы для работы с одаренными и слабоуспевающими детьми.

Проведённая диагностика подтверждает эффективность работы с одаренными детьми на основе реализации индивидуальной траектории развития. Целью индивидуализации обучения является удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей каждого обучающегося школы. Научный подход к выявлению одаренных детей позволяет своевременно начать развивать их способности в нужном направлении, а, индивидуальный план работы способствует тесному взаимодействию учителя с обучающимся, психологами, педагогами дополнительного образования, помогая получить не только предметные знания, но формировать личность ребенка, следовательно, эффективно решать задачи обучения, добиваясь более высоких результатов.

План работы образовательного учреждения по теме ««Совершенствование системы работы с одаренными детьми на основе реализации индивидуальной траектории развития» за 2010 – 2013 года выполнен в полном объёме.

ВложениеРазмер
24mip_.ppt3.69 МБ